Экспериментальные методы психодиагностики.
Средства, которыми располагает диагностика, можно разделить по своему качеству на две группы:
· методики строго формализованные,
Методики малоформализованные.
К строго формализованным методикам относят
· тесты;
· опросники;
· методики проективной техники;
Психофизиологические методики.
Для них характерны определенная регламентация, точное соблюдение инструкций, стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов).
Тесты (английского происхождения и на языке оригинала означает
«испытание», «проверка») – это стандартизированные, краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ
Опросники– это группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого. В отличие от тестов в опросниках не может быть «правильных» или «неправильных» ответов. Они лишь отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия.
Методики проективной техники -это группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных черт. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести о себе желательное впечатление.
Психофизиологические методики-особый класс психодиагностических методов, диагностирующих природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы.
К малоформализованным методикам относят:
· наблюдение;
· беседы и интервью;
Анализ продуктов деятельности.
Эти методики дают ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации [6].
Наблюдение - целенаправленное восприятие фактов, процессов или явлений, которое может быть непосредственным, осуществляемым с помощью органов чувств, или косвенным, основанным на информации, получаемой от различных приборов и средств наблюдения, а также других лиц, проводивших непосредственное наблюдение. [17]
Беседа, интервью – это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью. Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым).
Анализ продуктов деятельности– это количественно-качественный анализ документальных (письма, диктанты, творческие результаты) и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности.
В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. [6]
Одной из основных форм педагогической диагностики причин школьных трудностей в обучении с ОВЗ начальной школы является анализ письменных работ учащихся. Выявленные нарушения письменной речи могут свидетельствовать о состоянии общего психического и моторного развития детей. Предлагаем вашему вниманию примерную схему анализа письменных работ учащихся, учитывая специфику ошибок и выявляя психофизиологические причины нарушений письменной речи. [9]
Список класса | Графи- ческие ошибки | Фонетико- фонемати- ческие ошибки | Грамма- тические ошибки | Выделе- ние речевых единиц | Орфогра- фические ошибки | Пунктуационные ошибки |