Сейчас я прочту вам стихотворение С.Я. Маршака «Первый день календаря».

Чтение педагогом стихотворения.

Беседа о прочитанном:

Педагог

- Что мы сейчас прочитали?

- Кто из вас уже слышал это стихотворение?

- Какой поэт написал это замечательное стихотворение? (Фамилия автора записывается на доске).

- Как называется стихотворение?

- Какие строки из этого стихотворения вы уже знаете?

- Когда вы их учили?

Давайте попробуем прочитать их хором.

Затем педагог раздаёт детям сборники произведений С. Я. Маршака.

Задание: рассмотреть книгу, подумать, о чём и о ком эта книга, прочитать стихотворение «Сентябрь». Более сильные ученики могут прочитать несколько стихотворений.

Беседа о прочитанном:

Педагог

Какую книгу вы читали?

О чём и о ком она?

- Какое стихотворение вы все прочитали? Назовите правильно (С.Я.Маршак «Сентябрь»)

- Как вы думаете, почему мы читали именно это произведение? (Потому что именно с этого месяца начинается учебный год, и мы идём в школу)

- Какие иллюстрации сопровождают стихотворение? Покажите.

- Есть ли в сборнике еще стихи об осени? Назовите. Кто хочет прочитать их?

Чтение стихотворений детьми.

Педагог

Затем педагог предлагает поиграть в игру «Парад цифр» (по стихотворению С.Я. Маршака).

Ребята! Сейчас я вам прочитаю еще одно стихотворение С.Я.Маршака. Вы внимательно его послушайте и запишите в тетрадь все цифры которые встречаются в этом стихотворении.

Чтение педагогом стихотворения С.Я.Маршака «Весёлый счёт от одного до десяти».

Педагог

Какие цифры вы записали? Перечислите их. Давайте поиграем еще в игру, связанную с цифрами.

Педагог читает стихотворение или рассказ (на материале книги Л.В. Алябиной.). Учащиеся внимательно слушают и отвечают на вопрос. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто набрал больше фишек.

1. В снег упал Серёжка,

А за ним Алёшка,

А за ним Иринка,

А за ней Маринка.

А потом упал Игнат.

Сколько на снегу ребят?

2. Раз, два, три, четыре, пять.

Будем снова мы считать.

Зайка, зонтик, змей, корзина,

Ваза, воздух и резина,

Зубы, козлик и тазы,

Зоопарк, завод, возы.

Посчитай-ка, не ленись,

Да смотри не ошибись.

Сколько слов со звуком [з] и [з´ ] в этом стихотворении?

3. За гусыней шли гуськом восемь гусят.

Один отстал.

Сколько осталось с гусыней?

Потом отстали еще два гусенка.

Сколько осталось?

Три гусенка спрятались в кустах.

Сколько осталось?

Забеспокоилась гусыня.

Стала собирать гусят.

Всех собрала.

Сколько гусят пошли за гусыней гуськом?

4.На базаре ежик накупил сапожек.

Сапожки по ножке – себе,

Поменьше немножко – жене,

С пряжками сыну,

С застёжками – дочке.

И всё уложил в мешочке.

Сколько в семействе у ежика ножек? И сколько купил ежик на ножек сапожек?

5.Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох!

Сколько овощей принесла с базара хозяйка?

6. В зоопарке Ваня видел пять обезьян, двух медведей, зебру, лису и слона. Пока он смотрел зверей, в зоопарк привезли одного бизона, верблюда и белого медведя. Когда Ваня посмотрел всех животных, папа спросил его: «Сколько же всего зверей ты видел в зоопарке?»

Подведение итогов игры. Выявление победителя.

Педагог

Ребят, чем мы сегодня занимались на занятии? Произведения какого автора мы сегодня читали? О ком и о чем они?

Домашнее задание:

- нарисуйте иллюстрации к стихотворению С.Я.Маршака «Сентябрь»;

- найдите и прочитайте стихотворения других авторов о школе и детях. Расскажите о прочитанном в классе. (М.Я.Бородицкая «Про Петрова», «Первоклассник», И.П.Токмакова «Сентябрь», В.Д.Берестов «Первое сентября»).

На последнем занятии этого месяца (1 час) проводится обсуждение произведений из рекомендательного списка по теме, организуется выставка иллюстраций детей по стихотворению С.Я.Маршака «Сентябрь», систематизируются знания детей по творчеству С.Я.Маршака.

Занятие 2.

Тема:«Сказки и картинки о животных В.Г.Сутеева»(3 часа)

Цель: расширять представления учащихся о творчестве В.Г.Сутеева.

Задачи занятия:

Коррекционные задачи:

- развивать слуховое внимание;

- развивать связную речь;

- развивать воображение детей.

Образовательные задачи:

- учить работать с книгой;

- закреплять навык выразительного чтения, чтения «про себя»;

- учить аргументировано и полно отвечать на вопросы;

- закреплять навык пересказа текста.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение вести себя на уроке;

- воспитывать бережное отношение к книге;

- воспитывать чувство доброты, отзывчивости, справедливости

Оборудование занятия:книги В.Г.Сутеева с произведениями «Мышонок и карандаш», «Три котенка», «Капризная кошка», рисунки к произведениям, мультфильм по произведению В.Г. Сутеева, альбомные листы, карандаши, видеокамера, тетради, ручки, доска, мел.

Ход занятия:

Вступительная беседа:

Педагог

Сегодня мы будем знакомиться с творчеством необычного человека – Владимира Григорьевича Сутеева. Родился этот талантливый человек 5 августа 1903 года. Свою жизнь Владимир Григорьевич посвятил детям. Прежде всего, он известный писатель. Посмотрите на нашу выставку книг. Давайте посмотрим, какие книги он написал? («Три котенка», «Мышонок и карандаш», «Петух и краски», «Капризная кошка», «Умелые Руки») Знакомы ли вам эти произведения? Какие? О чем они? (Ответы детей в зависимости от степени знакомства с произведениями автора).

В.Г. Сутеев великолепный художник. Он делал иллюстрации к произведениям многих детских писателей. Давайте рассмотрим иллюстрации В.Г. Сутеева.

Просмотр иллюстраций к произведениям К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Педагог вместе с детьми читает фамилию автора, название произведения, рассматривает иллюстрации, обращает внимание на необычность изображения животных – им присвоены жесты, мимика людей.

Педагог

В.Г. Сутеев написал более 40 сценариев для мультипликационного кино. Это такие мультфильмы как «Муха-Цокотуха», «Петя и Красная Шапочка», «Волшебный магазин», «Кто сказал мяу». Видели ли вы какие-нибудь из этих мультфильмов? Нравятся ли они вам? Почему? (Интересный сюжет, забавные и веселые герои).

Все творчество этого замечательного человека учит нас с вами быть добрыми и справедливыми.

Давайте начнем знакомство с творчеством В.Г. Сутеева с его мультипликационных фильмов. Я предлагаю сегодня посмотреть мультфильм «Кто сказал мяу?»

Просмотр мультфильма.

Обсуждение мультфильма.

Педагог

- Кто главный герой мультфильма?

- Что с ним произошло?

- Почему мультфильм называется «Кто сказал «мяу»?

- Понравился ли вам мультфильм?

- Будете ли вы еще смотреть мультфильмы этого автора?

Давайте перейдем к книгам и рисункам В.Г.Сутеева.

Проведем с вами игру «О чем расскажут книжки?». Каждому из вас я раздам экземпляр книги В.Г.Сутеева («Три котенка», «Петух и краски», «Капризная кошка», «Умелые руки»). Посмотрите внимательно на картинке. Попробуйте догадаться, о чем написано в этих произведениях.

Каждый ребенок показывает всему классу экземпляр своей книги, и рассказывает, о чем написано в произведении на его взгляд.

Педагог

О ком все книги, которые вы рассмотрели?

Как они называются?

Какие это произведения? (Сказки)

Почему вы решили, что это сказки?

Давайте я прочитаю вам сказку «Про Цыпленка».

Чтение сказки педагогом.

Беседа о прочитанном.

Педагог

О ком эта сказка? Назовите героев.

Я покажу вам иллюстрации к сказке, а вы попробуйте ее пересказать. Кто из героев вам понравился больше? Почему? Чему учит эта сказка?

Давайте попробуем рассмотреть иллюстрации к сказке «Мышонок и карандаш».

- Что изображено на первой картинке?

- Как развивались события дальше?

- Кто главные герои в этом произведении?

- Прочитайте сказку самостоятельно.

- Как вы думаете, почему это произведение – сказка?

- Нравятся ли вам иллюстрации В.Сутеева к сказке? Почему?

Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением В.Сутеева «Капризная кошка». Прочитайте это произведение внимательно про себя, обратите внимание на иллюстрации.

Чтение произведения детьми «про себя».

Беседа о прочитанном.

Педагог

- Кто главные герои этого произведения?

- Почему сказка называется «Капризная кошка»?

- Чем эта сказка необычна?

Давайте попробуем вслед за автором создать собственный мультфильм по сказке.

Для начала создадим иллюстрации к сказке.

Рисование иллюстраций к каждому эпизоду сказки.

Педагог:

Чтобы получился хороший мультфильм необходимо выразительно прочитать отрывок из произведения. Попробуем прочитать сказку по ролям.

Выразительное чтение по ролям.

Педагог вместе с детьми распределяет текст. Дети заучивают его. Снимают мультипликационный фильм.

Домашнее задание: подготовка к мультипликационному фильму: рисование иллюстраций, заучивание текста ролей.

Последнее занятие этого месяца (1 час) посвящается просмотру мультфильма и обсуждению произведений автора.

Вопросы для заключительной беседы:

Произведения какого автора мы читали на уроках?

Чем необычен этот автор?

Какое из его произведений запомнилось больше всего? Почему?

Понравился ли вам наш мультфильм по сказке «Капризная кошка».

Занятие 3.

Тема: «Рассказы о природе М.М.Пришвина»(3 часа)

Цель: расширять представления учащихся о творчестве М.М.Пришвина

Задачи занятия

Коррекционные задачи:

- развивать слуховое внимание;

- развивать связную речь;

- развивать воображение детей.

Образовательные задачи:

- уточнять представления детей о познавательной литературе;

- закреплять навык выразительного чтения, чтения «про себя»;

- учить аргументировано и полно отвечать на вопросы;

- знакомить детей с разнообразием произведений о природе.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение вести себя на уроке;

- воспитывать бережное отношение к книге;

- прививать детям любовь к природе, учить ценить все живое;

- прививать любовь к родному краю.

Оборудование занятия:книги М.М.Пришвина с произведениями «Гаички», «Лисичкин хлеб» «Еж», «Хромка», аудиозапись звуков леса, тетради, ручки, доска, мел.

Ход занятия:

Звучит запись звуков леса, спокойная музыка.

Педагог

Сегодня, мы отправляемся в путешествие по лесу. Нас ждут интересные истории о лесных жителях, загадки, игры и приключения. Давайте внимательно послушаем звуки леса. Что вы слышите? (пение птиц, звук ветра, шум деревьев).

Посмотрите внимательно на выставку книг. Как вы думаете, какой писатель нам поможет побывать в лесу? (Михаил Михайлович Пришвин. Фамилия писателя записывается на доске). Читали ли вы раньше его произведения? Какие? О ком и о чем они?

Если дети затрудняются ответить на эти вопросы, педагог обращается к выставке. Дети под руководством педагога рассматривают книги и отвечают на вопросы.

Педагог

Предлагаю начать знакомство с творчеством М.М.Пришвина с его произведения «Гаички».

Кто такая «гаичка»? (Учитель слушает варианты ответов детей, предлагает рассмотреть иллюстрацию к произведению).

Я прочитаю вам этот рассказ, а вы внимательно слушайте и попытайтесь запомнить, как автор описывает гаичек.

Педагог читает рассказ.

Беседа о прочитанном.

Педагог

- Зачем мы рассматривали иллюстрацию перед чтением рассказа?

- Чем она нам помогла?

- Как автор описывает гаичек? Давайте зачитаем. («Две самые маленькие синицы, .., - сизые, с черными полосками на белых пухленьких щечках»).

Наши рекомендации