Правила оформления отчета практики
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Методические рекомендации для студентов 3 курса
Направление подготовки: 44.03.04 – Профессиональное обучение
Квалификация – бакалавр
Москва 2015
Педагогическая практика: методические рекомендации для студентов 3 курса, обучающихся по направлению 44.03.04 - Профессиональное обучение (по отраслям).
Составители: Н.М. Жукова, А.С. Симан, М.В. Шингарева.
Методические рекомендации предназначены студентам заочного факультета, проходящим педагогическую практику в образовательных учреждениях СПО, а также руководителям практики, осуществляющих проверку отчетов практикантов. В рекомендациях сформулированы цели и задачи, требования по организации практики, даются пояснения по выполнению практических заданий и их оформлению.
Введение
Педагогическая практика студентов является одной из важнейших форм профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов к педагогической деятельности. Практика по своим целям, содержанию и методам обучения носит познавательно-исследовательский характер. Она базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении курсов физиологии, психологии и педагогики.
В процессе выполнения заданий практиканты должны самостоятельно выбирать методы, описывать методику исследования, формулировать выводы. В своей работе студентам рекомендуется использовать учебники по психологии и педагогике, литературу по методике психолого-педагогических исследований.
В ходе пропедевтической практики студенты знакомятся с реальным педагогическим процессом в колледже или техникуме; формируют умения по отбору и использованию методов психолого-педагогического исследования различных компонентов этого процесса; оформляют результаты в отчете, а также готовят устное сообщение по итогам практики.
Цель практики:включить студентов в реальную профессионально-педагогическую деятельность средних профессиональных образовательных учреждений в качестве практиканта-наблюдателя; систематизировать знания и умения, полученные обучающимися при изучении психолого-педагогических дисциплин учебного плана, прохождении учебной педагогической практики.
Организация практики
Педагогическая практика проводится в соответствии с учебным планом по направлению 44.03.04 – Профессиональное обучение и графиком учебного процесса. Базой практики являются средние профессиональные образовательные учреждения.
Для выполнения программы практики студенты в составе малых групп (по 5-7 человек) направляются в один из московских колледжей или техникумов. Руководители практики назначаются из числа преподавателей кафедры педагогики и психологии профессионального образования.
В начале практики каждый студент составляет график работы в колледже, библиотеке, а также консультаций на кафедре педагогики и психологии профессионального образования. В соответствии с данным графиком практиканты посещают учебные занятия, встречаются с администрацией образовательного учреждения, преподавателями и студентами, а также изучают программную документацию и психолого-педагогическую литературу.
По окончании практики каждый студент составляет индивидуальный отчет, включающий описание результатов выполнения заданий и использованных методик, педагогического инструментария (используемые тесты, анкеты, листы наблюдения, планы индивидуальных бесед, интервью и т.д.). Отчет сдается руководителю в последний день практики. После проверки руководителем отчета студент защищает результаты выполненных в ходе практики заданий. Оценка выставляется по совокупности: за качество выполненной работы, оформление отчета и умение защитить результаты.
В случае получения практикантом неудовлетворительной оценки, или болезни студента в период практики, по решению кафедры и деканата ознакомительная практика ему может быть продлена или перенесена на следующий учебный год.
ЗАДАНИЕ № 1
Характеристика учебного заведения
На основе анализа федерального государственного образовательного стандарта и основной образовательной программы подготовки рабочих или специалистов (по выбору практиканта и профилю его профессионально-педагогической подготовки) в данной образовательном учреждении и типового учебного плана представить следующую информацию о подготовке специалистов в данном учебном заведении: наименование и шифр профессии (специальности) по стандарту; планируемые уровни квалификации; сроки обучения, дополнительные специальности и специализации, получаемые в процессе обучения.
Задачи, реализуемые в ходе выполнения задания:
- научиться анализировать учебно-программную документацию профессионального учебного заведения первой ступени;
-давать характеристику педагогического процесса в целом, а также отдельных его компонентов: целей, содержания, технологии обучения и воспитания будущих специалистов;
-выявлять и описывать педагогические инновации, применяемые в образовательном заведении.
Для реализации указанных задач необходимо ознакомиться со структурой, профессиональной спецификой и особенностями организации учебно-воспитательного процесса в колледже, описав его по следующей схеме:
1) полное наименование и юридический статус образовательного учреждения (историческая справка о его развитии, описание основной нормативно-правовой документации: ФГОС по одной из специальностей, основная образовательная программа, устав, положение, типовые и рабочие программы по дисциплинам, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям, экспериментальные площадки и т.д.);
2) характеристика специальностей и специализаций, по которым ведется подготовка специалистов и рабочих, описание уровней квалификации, получаемых обучающимися в данном образовательном учреждении, сроков обучения по ступеням образования; характеристика изменений, произошедших в учреждении за последние пять лет;
3) краткая характеристика материально-технической базы (дизайн учебных корпусов и аудиторий, оснащенность заведения учебно-методической литературой; оборудование мастерских и лабораторий, наличие учебно-производственной базы: базовых предприятий, учебно-производственных цехов, производственных фирм, кооперативов и т.п.;
4) характеристика содержания и технологии процесса обучения (привести пример учебного плана по одной из специальностей, описать организацию теоретического и практического обучения, соотношение общеобразовательного, политехнического и специального компонентов содержания подготовки специалистов, охарактеризовать педагогические инновации, имеющие место в данном учебном заведении);
5) характеристика педагогического коллектива учебного заведения и контингента студентов (численный и качественный состав преподавательского и студенческого коллективов, квалификация преподавателей и мастеров производственного обучения), структура управления колледжем.
Правила оформления отчета практики
Существенное значение для получения высокой оценки за отчет имеет качество его оформления. К защите принимаются только сброшюрованный отчет, подшитый в папку. Представление рукописного варианта текста не допускается.
На титульном листе указываются: наименование образовательного учреждения и кафедры; название темы; фамилия, имя, отчество студента; курс; группа; должность, фамилия, имя, отчество руководителя; год выполнения курсовой работы (пример оформления титульного листа представлен в приложении).
На второй странице размещается оглавление, в котором отражается структура отчета с указанием страниц.
Текст работы печатается на принтере с использованием компьютерного набора при сохранении основных стандартов оформления печатного листа. Предпочтительным является использование стандартов, заложенных в программы-редакторы, типа Word.
Отчет выполняется на одной стороне листа формата А 4 (297×210) с использованием 14-го светлого шрифта, предпочтительно Times New Roman. В тексте выдерживается полуторныймеждустрочный интервал; поля: сверху, снизу, справа – 2 см; слева – 2,5 см. Абзацные отступы должны быть равны пяти буквам, или 1,27 см.
Все страницы, кроме титульной и второй, имеют сквозную нумерацию, выполненную арабскими цифрами. Нумерация начинается с 3-й страницы. Номера страниц располагаются по центру нижнего поля страницы.
Заголовки пишутся прописными буквами в середине строки либо с использование стандартов программ-редакторов. Название заголовка не заключается в кавычки и не подчеркивается, в конце не ставятся точка. Перенос слов не допускается. Между заголовками и текстом выдерживается 2,5 интервала – два нажатия на клавишу “Ввод”. Пунктуация заголовков должна соответствовать оглавлению. Короткие заголовки (менее 15 знаков) пишут в разрядку. Текст большого заголовка печатают через один интервал. Нельзя писать заголовок в конце страницы, если на ней не умещаются две-три строки идущего за заголовком текста.
Ниже представлен титульный лист для отчета по практике.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное Бюджетное образовательное учреждение высшего образования «российский государственный аграрный университет – МСха имени К.А. Тимирязева» (ФГБОУ ВО ргау - МСХА имени К.А. Тимирязева) |
Факультет заочного образования
Отделение механики и энергетики
Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
ОТЧЕТ