Онтологический принцип 1–3 9 страница
Схема 186
Озабоченность потенциалом и его сохранностью дополняется «попытками» прогнозировать возможность актуализации в реальных условиях. Об этом говорится в гексаграмме 29.
29 Опасность бездны на каждом шагу из-за отсутствия подготовки к будущим затруднениям. Моральная деятельность рассматривается в рамках существования привычных взглядов. Выход лежит в опоре на истину, внутреннюю правдивость, включенность действий в мировое развитие
29.1 Внутренняя правда в бездне незнания и лжи
29.2 Опыт может изменить новые содержания. Еще нет внутренней правды, грози опасность
29.3 Выход из этого еще не гарантирует успеха и за одной бедой идет другая. Не слишком полагаться на себя, считаться с помощью извне
29.4 Новое облечено в форму прежнего опыта. Но в синтезе открывается окно для истины
29.5 Начало выхода из бездны, правильное
29.6 Познание доминирует над синтезом, а опыт систематизирует, укрепляет новое. Иначе не выбраться
Мы видим, что при соприкосновении с реальностью моральная подготовленность ставится перед перспективой налаживания отношений с ее противостоящей реальностью. Сначала фиксируется само наличие противостоящего, «бездны» незнания и лжи как морфологии самой по себе, не имеющей связи с функциональной формой (см. схему).
Схема 187
Прямое уподобление происходящему создает внутреннее осознание отсутствие в нем «правды», следовательно, противостояние с правдой (см. схему).
Схема 188
Уход от данного случая к другому ничего не меняет и не гарантирует, что удастся преодолеть «бездну» самостоятельно (см. схему).
Схема 189
Пребывание вовне если и возможно с сохранением накопленного, то с внешней помощью. Однако даже в самой попытке пребывания в реальности новое облекается в форму прошлого и этим теряется специфичность (см. схему).
Схема 190
В то же время «отождествление» нового с прежним подготавливает выявление специфического в его «общем виде», в качестве «истины», случая (см. схему).
Схема 191
Прежнее, как прошедшее возвышение, способствует организации, «систематизации», возвышению нового (см. схему).
Схема 192
Если находится путь возвышения находимого в реальности и сохранности высших качеств, то реальность уже перестает быть только лишь «бездной». Об этом говорится в гексаграмме 30.
30 Огонь цепко держится за горящий материал, за находимую внутреннюю правду. Надо придерживаться истины, стойко гарантирующее условие развития, возможность прихода к новому
30.1 Новое, даже с учетом опыта, может быть несистематичным. Может быть путаница, ошибки. Они должны сразу уничтожаться. Бдительность в отношении себя для предупреждения ошибок
30.2 Переход к внешнему в благоприятных условиях
30.3 Закат
30.4 Прорыв в будущее из прошлого, а найденное сгорает
30.5 Но должно быть сгорание, огонь. Опыт лишь топливо
30.6 Излучение вовне уничтожение тьмы
Сначала фиксированный опыт несистематичен и безразмерный, и его использование ведет к ошибкам (см. схему).
Схема 193
Это характерно для любого начала опыта, в том числе и для находящегося на высоком уровне способностей и моральности (см. схему).
Схема 194
Затем обнаруживается случайность этапа первоначальных фиксаций (см. схему).
Схема 195
Однако сам опыт нужен для того, чтобы сделать его существенно понятым и случайное должно уйти, «сгореть» (см. схему).
Схема 196
Но для этого должен быть «очистительный» процесс, сам процесс сгорания (см. схему).
Схема 197
Прошлое превращается в средство очищения, «излучающим», возвышающим (см. схему).
Схема 198
Этим завершается первая часть, связанная с де индивидуализацией и возвышением, приходимостью к существенному, к «истине» и ее применению в функции подтверждения. Затем обсуждается помещенность проходящего путь в «общество», «совместность бытия» (см. схему).
Схема 199
Начинается вся линия с гексаграммы 31.
31 Начало взаимодействия
31.1 Незавершенность взаимодействия и преждевременность начала деятельности
31.2 Не рекомендуется самостоятельная деятельность. Пассивность и отдача сил тому, кто достиг полного развития взаимодействия
31.3 Переход к общению. Деятельность еще остается предназначенной для себя
31.4 Стойкость, постоянство. Упущения могут быть исправлены
31.5 Синтез прежнего и нового, и использование зависит от человека, а не от ситуации
Мы видим, что взаимодействие имеет свои границы начала и конца и оно связано с деятельностью, в которую следует входить вместе. Сначала ситуация вынуждает взаимодействовать и это показывает акцент на «внешнее» (см. схему).
Схема 200
Когда запущено взаимодействие, оно должно дойти до такого завершения, при котором осуществляется переход к деятельности. Здесь говорится о незавершенности взаимодействия (см. схему).
Схема 201
Затем подчеркивается общая основа взаимодействия, совместность, сохраняемая в деятельности. Поэтому «запрещается» односторонняя активность, а если она неизбежна, то лишь в пользу и для того, кто продемонстрировал полноту взаимодействия (см. схему).
Схема 202
В связи с поддержанием совместности и складывается общение (см. схему).
Схема 203
Применение терминов «взаимодействие», «деятельность», «общение» здесь недостаточно определено. Но если понимать взаимодействие как естественное событие, где единицей выступает бытие двух «нечто», то легко заметить, что с общением следует связать согласовательный процесс при наличии противодействия и субъективного отношения ко взаимодействию как неприемлемому для совместности. Согласование тогда вместе с согласованностью выступает главным механизмом, участвующим в развитии каждого и единства сторон, источник сближения (см. схему).
Схема 204
Во взаимодействии происходит «оискусствление» благодаря общению, согласованности, наличию «общего» для сторон, с которым они согласны и которому готовы следовать. Поэтому возникает опасность «постоянства», «стойкость» (см. схему).
Схема 205
Удержать совместность во взаимодействии и совместить индивидуальное и общее можно только «добровольно», за счет самоорганизации, на базе сформированности способностей к совместному бытию, самоорганизации в пользу «общего» (см. схему).
Схема 206
Без появления такого постоянства пребывания в совместности невозможна и деятельность. Об этом говорится в гексаграмме 32.
32 Взаимодействие, которое не подчинено нерушимым законам, не приобретает качества единения. Постоянство как подготовка к деятельности. Постоянство связано с глубинами внутренней жизни, замкнутостью в себе
32.1 Неподвижность, глубины внутренней жизни, замкнутость в себе
32.2 Открытие себя к деятельности
32.3 Переход к деятельности. Возможность утраты постоянства
32.4 Выжидание
32.5 Постоянство вновь достигнуто
32.6 Переразвитие постоянства в деятельности
Мы видим, что «постоянство» является условием существования деятельности, если понимать ее как реализация норм преобразования чего-либо (см. схему).
Схема 207
В норме, как структурном требовании ко всем участникам деятельностного процесса, есть требования и к результату, и к самому деятелю, и к остальному. Эти требования сохраняют свою значимость не только в «хранилище», на неопределенное время, но и в течении всего преобразования. Меняется лишь перенос акцентов, в связи с предопределением следующего состояния преобразуемого. От деятеля требуется готовность ко вполне определенному организующему воздействию на составляющие деятельности – материал, средство, сам деятель и т.п. И эта готовность и способность должны быть постоянными соотносительно с фиксированной нормой (см. схему).
Схема 208
Даже в простейшем случае целедостижения должна быть способность «держать» цель в течение всего процесса достижения цели без изменения цели, вплоть до переопределения цели. Но усвоение норм и их удержания предполагает способность к этому, которая появляется через коррекции динамики внутренней жизни, ее оснований. Проявлением данной способности и выступает «замкнутость в себе» как отстраненность от стихийных изменений (см. схему).
Схема 209
Но это лишь «внешнее» для деятельности условие. Оно должно соблюдаться и в деятельности. Сначала необходима «открытость» к перемещению в деятельность (см. схему).
Схема 210
Это перемещение в иную «среду» грозит утерей постоянства (см. схему).
Схема 211
Поэтому дополнительно создается способность к воздержанию от перемещения до появления уверенности в сохраняемости постоянства (см. схему).
Схема 212
Совмещение первичного «постоянства» и «удержанности» от вхождения в деятельность создает более надежное, вторичное постоянство (см. схему).
Схема 213
Это укрепленное постоянство должно быть обращено к готовности к вхождению в деятельность, хотя есть опасность преувеличенного воздержания от вхождения (см. схему).
Схема 214
Готовность к деятельности раскрывается далее в гексаграмме 33.
33 Различие действия и готовности к действию. Обладание всеми необходимыми силами. Действие это бегство от задержки, но действие обдуманное. Задержки в малом как сознательные задержки
33.1 Воспоминание о предшествующей ситуации, стойко оставаясь на месте. Возможность действия появляется постепенно
33.2 Помочь оставаться в недействии
33.3 Обуза от бегства от деятельности, от самоограничения
33.4 Самоограничение при полноте сил человека, обладающего внутренней культурой, волей
33.5 Отход от проявления вовне, стойкость
33.6 Бегство от бегства, переход к деятельности
Как мы видим, готовность к деятельности имеет составляющие, каждая из которых должна быть обеспечена внутри способностью. Сначала необходимо провести границу между прошлым и будущим. Поэтому рефлексивно фиксируется предыдущее (см. схему).
Схема 215
Обращенность к предшествующему не должна вести к повторению прошлого и нужно остаться в том же состоянии (см. схему).
Схема 216
Обращенность к будущему создает напряжение нетерпения, с которым надо справиться (см. схему).
Схема 217
Но, чтобы удержаться от повторения и устремленности в будущее нужна воля, самокоррекционность как результатпреодоления естественной динамики, «окультуривания» (см. схему).
Схема 218
Все это выражается в динамике удержания, в «стойкости» (см. схему).
Схема 219
Эта способность затем распространяется на себя, приводя к перемещению, к сближению с деятельностью (см. схему).
Схема 220
Однако требования, идущие от деятельности, могут быть высокого уровня, что предполагает более основательную внутреннюю подготовку к деятельности. Об этом и идет речь в гексаграмме 34.
34 Выработка сил для большого дела. Это возможно, если действовать совместно, соблюдая связи с окружающим
34.1 Стойкое пребывание в правоте, верности, подтверждая окружением. Надеяться не на свои силы и собирая свои
34.2 Внутреннее качество стойкости
34.3 Нельзя браться за деятельность, не обладая достаточным количеством сил, не учтя окружение, не будучи благодарным
34.4 Творчество внутри, в потенциальном состоянии, с учетом размаха ситуации. Стойкость и правота, выходя вовне. Обусловленность ситуацией
34.5 Необузданность во внешней деятельности, несоразмерность препятствиям. Ошибки и их исправление
34.6 Необдуманное проявление мощи, что внутренняя уверенность должна найти подтверждение извне
В «большом деле» более очевидно, что внутренняя уверенность должна найти подтверждение извне (см. схему).
Схема 221
Вместе с подтвержденностью внутренняя уверенность укрепляется (см. схему).
Схема 222
Укрепление уверенности касается самой возможности вхождения в деятельность. Она должна совместиться с инвентаризацией сил для участия в деятельности, в том числе с учетом возможной помощи (см. схему).
Схема 223
После этого осуществляется вхождение в деятельность с удержанием готовности и способности, но непосредственное реагируя на условия и ситуацию (см. схему).
Схема 224
Акцентировка ставится на «творчество внутри», на усилия по сохранению потенциала готовности и способности к адекватному вхождению. В связи с обращением внимания на ситуацию и реагирование на нее теряется чувствительность к адекватности требованиям, совершаются ошибки и вторично приходиться их исправлять (см. схему).
Схема 225
Завершается вхождение увлеченностью в своей уверенности без своевременной коррекции расхода сил (см. схему).
Схема 226
Как мы видим, здесь обсуждается наименее развитое вхождение в деятельность при общей установке на адекватность, соответствие требованиям, но несформированности способности к самому вхождению. Она остается в естественной логике стихийного реагирования.
Преодоление недостатков этого уровня обсуждается в гексаграмме 35.
35 Синтез сил и их подчинение постоянному закону. Закон проверяется и углубляется в уединении, что обеспечивает мощность при выходе вовне, на пользу себе и всем. Щедрость
35.1 Нерешительность, могущая походить на отступление. Может не встретить доверия со стороны. Отнестись с пониманием и великодушием
35.2 Стремление внутри себя с подавленностью, хотя и временной. Расчет на поддержку государя, его матери
35.3 Выход вовне. Доверие других
35.4 Может занять место без нужных достоинств
35.5 Полнота сил, щедрость. Не огорчают приобретения, утраты. Исправление ошибок. Отдаются силы окружению
35.6 Ясность во вне без ясности внутри. Сил достаточно, но не столь много, чтобы быть щедрым
Достаточно стихийное вхождение и порождаемые ошибки в предварительной фазе, когда еще деятельность еще только налаживается, ведет к потере решительности, которую следует преодолевать (см. схему).
Схема 227
Эта субъективная дестабилизация стимулирует обращение к помощи для возврата к стабильному состоянию (см. схему).
Схема 228
Получив поддержку, субъект деятельности уверенно вовлекается в процесс деятельности (см. схему).
Схема 229
Но усиление уверенности, прекращение колебаний создает диспропорцию уверенности с реальными условиями и ходом деятельности, не обоснованные притязания (см. схему).
Схема 230
Уверенность в себе и проявление «щедрости» к окружению делает субъекта недостаточно внимательным к ходу деятельности, к достижениям и ошибкам (см. схему).
Схема 231
Тем самым, показывается, что следование субъективной логике всегда создает возможность иллюзий правильности самобытия, самоорганизации, которые выявляются лишь в объективных ситуациях, в которых успех прямо зависит от точного следования требованиям норм. Временные успехи, после нахождения и исправления ошибок, усиливают вероятность иллюзии. Поэтому получается ситуация, когда извне уже ясна неадекватность, а «внутри» она еще не выявлена и продолжается действие, в том числе, необоснованных притязаний и устремлений (см. схему).
Схема 232
Шагом в развитии выступает обнаружение иллюзии успеха и подготовка более адекватного действия. Об этом говорится в гексаграмме 36.
36 В нужный момент надо уметь отступить, низойти с высшего уровня культуры к тем, кто находится на менее высоком уровне. При встрече с трудностями следует быть стойким, исходить из своей правоты
36.1 Для самого себя лучше не действовать. Мужественно переносить лишения ради пользы другого
36.2 Нужна мощь поддерживающего
36.3 Победа над злом, озаряя отставших, уничтожая их незнание, отказавшись от своего величия, не печалясь
36.4 Жертвование, выход к иному из своего бытия
36.5 Служение другим. Они прославят
36.6 Воспоминания о прошлой славе. Сопоставление достигнутого и необходимого
Ошибки в реализации норм деятельности, как и в социокультурных взаимодействиях, обусловленные недостаточностью способностей исполнителя предполагает «вмешательство» управленца. Он обнаруживает иллюзии и вырабатывает подсказки и меры помощи (см. схему).
Схема 233
Поскольку управленец находится на более высоком уровне положения в пространстве деятельности, то его помощь предполагает уход в менее высокий уровень для действия не в «собственных» интересах, а для другого, для исполнителя (см. схему).
Схема 234
Тот, на кого воздействуют, сам нуждается в этом и принимает помощь (см. схему).
Схема 235
Эта помощь проявлена подсказкой, прояснением, передачей «ясности» от себя к другому (см. схему).
Схема 236
Осознание оказывания помощи создает установку жертвенности, проявление способности к выходу из своей позиции в заимствованную, которой придается значимость «своей» (см. схему).
Схема 237
С этой установкой осуществляется служение исполнителю (см. схему).
Схема 238
Результаты служения неизбежно оцениваются тем, кому служат в его трудной ситуации и он «прославляется».
Завершается микроцикл констатацией успешности помощи, служения, которая может иметь инерцию в «сопоставлениях» с отрывом от самого взаимодействия (см. схему):
Схема 239
Опыт помощи исполнителю ведет к возможности совершенствования опыта, локализуя его и придавая ему модельную значимость, «домоправления». Об этом говорится в гексаграмме 37.
37 Ограничение деятельности в семье. Усовершенствование домоправления, приведение в порядок таким образом, чтобы можно было сделать это для мира в целом
37.1 Замыкание в семье
37.2 Никуда не надо идти. Стойкость
37.3 Ответственность за дом. Суровое управление, но не жестокое, ради успешности всех. Осознанное ведение всех
37.4 достижение достатка
37.5 Заинтересованность в общественной жизни, не ожидая благ со стороны, учитывая правильно свое положение
37.6 Суровость вне ситуации
Мы видим, что участие в помощи тому, кто входил и пребывал в деятельности позволило увидеть случайность успеха даже при настроенности на надындивидуальное бытие. Поэтому ограничение масштабов и в благоприятном для поисков месте, «семья», осуществляется налаживание успешного совместного в деятельности бытия, исходя из возможностей управленческой позиции (см. схему).
Схема 240
Ограничение и изолированность от случайных факторов позволяют быть направленным и сосредоточенным в поиске (см. схему).
Схема 241
Но в условиях изолированности моделируется реальный процесс и за него берется ответственность, ее действенное выражение в «жестком», результативном управлении (см. схему).
Схема 242
Требования к себе приобретают содержательность при прогнозе реального достижения успеха, «достатка» (см. схему).
Схема 243
Приобретение ясности в поисках порождает перспективу и желание вынести получаемые результаты в «общество», в пространство трансляции, воспроизводства, не обращая внимания на случайные факторы, в том числе и возможности «благ» (см. схему).
Схема 244
Вместе с тем, обработанные и надежные, неслучайные технологии с их определенностью и ответственностью могут приобрести инерцию вне приемлемых условий реализации (см. схему).
Схема 245
Следствия некорректного, «случайного» внедрения удачного образца или готовой технологии управления обсуждаются в гексаграмме 38.
38 Если глава семьи не развивает необходимых качеств, а семья неправильно устроена или предоставлена сама себе, то возникает разлад. Необходимы мелкие дела
38.1 Не принимать участие в разладе и ждать возможности что-то сделать
38.2 Может быть встреча с высшим, более подготовленным
38.3 Не обращать излишнего внимания на неудачи, подвергая себя казни. Не во власти человека «начала». Необходима правильность поведения
38.4 Одиночество и связь с вышестоящим. Правдивость поможет приобрести необходимые силы для преодоления затруднений
38.5 Намечается правильность действий. Поддержка того, кто за перегородкой
38.6 Разлад во всей силе. Видится в ложном свете. Разрядка возникает сама собой
Мы видим, что при деструкциях в деятельности наиболее очевидным образом процесс зависит от компетентности, подготовленности, адекватности управленца, наличия в нем качеств, специфичных для «проблемных ситуаций», более высоких, чем при управлении в стабильных условиях (см. схему).
Схема 246
Поэтому сначала говорится о том, чтобы в проблемной ситуации не увеличивать деструкцию случайными воздействиями и вносить вклад лишь при наличии уверенности в благоприятном воздействии, ожидать такой возможности (см. схему).
Схема 247
В качестве ускорения оказания помощи может выступить подсказка более компетентного (см. схему).
Схема 248
Внутренним условием совершенствования управления выступает опознавание зависимости неудач от естественной динамики, в которой люди не виноваты, а выход за естественную ограниченность связан с развитием, освоением «правильности» базисных «начал» (см. схему).
Схема 249
Поэтому не следует причину искать лишь в себе, еще не прошедшем качественные изменения (см. схему).
Схема 250
При наличии затруднения, которое нельзя преодолеть «обычными средствами» в естественной динамике, новые способности, опирающиеся на «правильность», обладающую внеситуационностью и надиндивидуальностью (см. схему).
Схема 251
Освоение «правильности» ведет к появлению дополнительных способностей, «сил», которые обеспечивают успех при их использовании (см. схему).