Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
Цель:рассмотреть основные пути работы с современными школьниками в названных направлениях.
№1. Проанализируйте цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся [2 (III)]:
... Важнейшей цельюотечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В сфере личностного развития духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
о готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;
о готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно нравственной установки «становиться лучше»;
о укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
о формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
о развитие совести как способности формулировать собственные нравственные обязательства;
о принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
о готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
о способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, настойчивость в.достижении результата;
о трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
о осознание ценности других людей и человеческой жизни, нетерпимость к влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, духовной безопасности, умение им противодействовать;
о свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью перед семьёй, обществом;
о укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
• осознание себя гражданином России на основе принятия национальных нравственных ценностей;
• готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
• развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
• заботу о благосостоянии многонационального народа РФ, поддержание межэтнического согласия;
• осознание ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу РФ, Отечеству;
• понимание и поддержание нравственных устоев Семьи {любовь, забота о младших и старших...);
• бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
• законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
• духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
• В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
•/ формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;
^ укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
-/ повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан;
^ повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
^ укреплению национальной безопасности.
Тестовые задания к разделам:«Воспитание в целостном педагогическом процессе»,
«Воспитание базовой культуры личности»
1. Воспитание - это...:
А) целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию
личности ребенка;
Б) один из критериев оценки воспитанности человека;
В) способ педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующий
организации детской жизни;
Г) основной компонент организации пед. процесса, регулирующий отношения педагогов и учащихся.
2. Система знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, качеств и черт личности, устойчивых
привычек поведения, которыми надо овладеть и которые соответствуют поставленным целям и
задачам - это ...
3. В структуру воспитательного процесса НЕ входит:
А) цель; Б) методы; В) интересы воспитанника; Г) содержание; Д) результаты.
4. В качестве предмета воспитания рассматривается:
А) учебный коллектив; Б) человек (ребенок); В) нравственность; Г) школа.
5. К гуманистическим метапринципам воспитания относятся:
А) связь воспитания с жизнью; Б) природосообразность воспитания;
В) культуросообразность; * Г) воспитания и обучения детей в коллективе.
6. Установите соответствие вида воспитания с его задачами:Ответ: 1____ , 2___ , 3__
1. Трудовое ! А) накопление профессионального опыта,
2. Гражданское | Б) формирование ответственного отношения к людям, Отечеству, ориентация
на выполнение профессиональных обязанностей,
3. Экономическое |
В) накопление знаний, касающихся проблем собственности, налогообложения.
7. Установите соответствие в классификации методов воспитания, по С.А. Смирнову: |
1) методы формирования социального опыта
2) методы осмысления ребенком своего поведения
3) методы стимулирования и коррекции действий ребенка
А) поощрение,
Б) ситуация свободного выбора,
В) беседа.
8. Метод воспитания, с помощь которого стимулируют или тормозят деятельность воспитанников -
это:А) рассказ; Б) беседа; В) требование; Г) поручение.
9. Назовите несуществующую форму воспитательной работы:
А) индивидуальная; Б) коллективная; В) трудовая; Г) групповая.
10. К коллективным формам воспитательной работы относятся:
А) консультация; Б) спектакли; В) походы; Г) работа в микрокружках.
11. При использовании коллективных форм воспитательной работы педагог может выполнять роли:
А) советчика; Б) организатора; В) контролера; Г) наблюдателя; Д) рядового участника.
12. Организованная группа, члены которой объединены общими ценностями и целями деятельности
- это ...
13. Косновньш условиям развития детского коллектива относятся:
А) микроклимат; Б) организация самоуправления; В) приучение; Г) лидерство.