РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ. Проблема личности и ее развития имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: философией
Проблема личности и ее развития имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: философией, возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и т.д. В том числе развитие личности является одним из самых сложных и ключевых вопросов педагогической теории и практики. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания. Одно из важнейших профессиональных качеств педагога - умение видеть каждого ученика как человека в его развитии, взрослении, становлении.
В зависимости от того, какие условия превалировали в той или иной теории развития личности, в педагогике и психологии по данной проблеме имели место три основных направления: биологическое, социологическое (социальное) и биосоциальное.
Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.). При этом человек, подчиняясь требованиям общества, постоянно подавляет естественные потребности, «играя» необходимые социальные роли.
Представители социологического направления утверждают обратное: хотя человек рождается как существо биологическое, однако основное влияние на его развитие оказывают те социальные группы, с которыми он общается: именно социальные ситуации детерминируют поведение и, соответственно, развитие человека. Причем, чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, инстинкты и т.п.
Представители биосоциального направления, на первый взгляд, примиряют две противоположные точки зрения, полагая, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Однако при этом происходит искусственное деление личности, которое никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.
Современная педагогика рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Развитие личности, как процесс, детерминируется как психофизическими осо-
бенностями индивида, так и социальными ситуациями в единстве, а также мерой его собственной активности, направленной на саморазвитие и самосовершенствование. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Этапы и закономерности развития по каждому направлению теоретически и экспериментально исследуются в соответствующих науках.. В учебно-воспитательном процессе эти результаты слиты в единую систему многостороннего развития учащихся, которое опосредовано возможностями самой личности, влиянием среды и целенаправленной деятельностью взрослых.
Таким образом, развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные .изменения, но и качественные преобразования, рождение нового и отмирание или преобразование старого. Более того именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. К" таким противоречиям относятся:
• противоречие между новыми потребностями, порождаемыми
деятельностью, и возможностями их удовлетворения;
• противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;
• противоречие между растущими требованиями со стороны
общества, группы взрослых и наличным уровнем развития
личности.
Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается. В педагогической науке используются данные биологического развития для научной организации труда педагогов и учащихся; разрабатываются модели обучения и воспитания на базе закономерностей психического развития учащихся, устанавливаются содержание, пути и средства социализации учащихся.
Понятие «социализация» имеет междисциплинарный статус и в широком смысле трактуется как взаимодействие человека с обществом, как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление (адаптация).
Понятие адаптации, являясь одним из центральных понятий биологии, объединяет полярные направления в развитии личности. Социальное направление базируется на закономерностях биологического и психического развития. В процессе социального развития во внутреннем мире личности появляются новообразования - высшие психические функции, в составе которых знания об общественных явлениях, отношениях и нормах, социальные установки, убеждения, принятые в обществе, формы поведения и общения, мораль и т.п. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которых является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро- и макрогруппам. С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.
Примечательно, что в гуманистической психологии сущность социализации представляется иначе: как процесс самоактуализации «Я-копцепцик», самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания. Эти два подхода иллюстрируют двусторонний характер социализации и не противоречат друг другу.
Общество формирует социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Следствием действия этой тенденции является развитие и преобразование не только самой личности, но и общества.
Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во
взаимодействии с окружающей средой. Социализация ~ это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:
- дотрудовая, включающая весь период жизни человека до на
чала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, раз
деляется на два более и менее самостоятельных периода: ран
няя социализация, охватывающая время от рождения ребенка
до поступления его в школу; юношеская социализация, вклю
чающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;
- трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Од
нако демографические границы этой стадии определить
трудно, так как она включает весь период трудовой деятель
ности человека;
- послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в
связи с прекращением трудовой деятельности.
В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя.
Для учащегося успешность социализации существенно зависит от социального окружения, от тех людей, которые объяснят ему сущность общественной активности и отношений, нормы доведения. В данном случае имеется в виду все формирующее личность пространство, т.е. школа, семья, дружеское окружение, социальные институты, средства массовой информации и т.п. Эффективно осваиваются социальные нормы поведения и культурные ценности под влиянием авторитетного взрослого. В педагогическом плане социальная среда выступает как двуаспектное пространство влияния на личность учащегося: организованное и стихийное. Причем, чем уже сфера организованного влияния, тем шире стихийное пространство формирования личности (в том числе асоциального влияния).
Это соотношение в значительной степени зависит от воспитания.
Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). И та, и другая социализация имеют ряд различий в разные периоды развития личности. Одно из самых существенных различий,
имеющих место во всех периодах возрастного развития личности, -это то, что воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.
В силу этого можно выделить две основные функции воспитания: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации. Кроме этого, воспитание связано и с развитием: развитие духовной культуры личности происходит под действием факторов воспитания, и, в свою очередь, воспитание будет эффективным только в соответствии с возможностями личности. При этом типы (модели) воспитания обусловлены уровнем развития обществ, социально-политическими ори-ентациями и идеологиями. Например, воспитание, естественно, осуществляется по-разному в тоталитарном и демократическом обществах. В каждом из них воспроизводится свой тип личности, своя степень свободы и ответственности личности.
По сути, факторы психического развития, имеющиеся в среде и в воспитании, одни и те же. Разграничение среды и воспитания относительно и имеет значение в теоретической модели, в которой учащийся рассматривается как объект воспитания, т.е. испытывающий педагогические влияния и пассивно перестраивающий свою деятельность в соответствии с требованиями извне. С позиции ребенка как субъекта деятельности воспитание есть составная часть его жизни. В связи с этим возникает вопрос о тех задачах, которые призвана решать целенаправленная социализация (воспитание), организатором которой является педагог. А,В. Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации:
- естественно-культурные задачи, связанные с достижением
на каждом возрастном этапе определенного уровня физиче
ского и сексуально, о развития. Они определяются некоторы
ми нормативными различиями в тех или иных регионально-
культурных условиях (различные темпы полового созрева
ния, эталоны мужественности и женственности в различных
этносах и регионах и т.д.);
- социально-культурные задачи — это познавательные, мораль
но-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые
специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном ис
торическом социуме;
- социапъно-психологические задачи, связанные со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения.
Решение названных задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности. Если какая-либо группа задач или наиболее значимые из нее остаются нерешенными на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным. Таким образом, условия воспитания для ребенка составляют часть среды обитания. Чтобы жить в обществе, ему необходимо освоить культурные ценности. Он может делать это тремя путями. ,
Во-первых, путем подражания в референтной группе. Это «стихийное воспитание» - освоение культурных ценностей под влиянием других людей, но без принуждения, без педагогической цели. В этом случае личность воспринимает ценности, законы и нормы поведения, принятые в данной группе, как свои личные, как эталон для подражания.
Во-вторых, освоение культуры может происходить по плану, в соответствии с целями и содержанием, определенным воспитателем. Это так называемое развивающее воспитание — целенаправленный процесс порождения во внутреннем мире воспитанника новых духовных ценностей под руководством воспитателя. Воспитание осуществляется при соответствующем информационном обеспечении и организации познавательной деятельности воспитанника.
В-третьих, ученик может осваивать культурные ценности по собственной инициативе, в плане самовоспитании и саморазвития. В тра дициях гуманистической педагогики, как уже отмечалось, в педагогическом процессе функционируют равнозаинтересованные субъекты - педагоги и воспитанники. Решая ту или иную педагогическую задачу, воспитатель побуждает воспитанников к определенной деятельности или предотвращает нежелательные действия, Для того чтобы воспитанники начали проявлять соответствующую активность, это влияние (внешний стимул) должно быть ими осознано, превратиться во внутренний побудитель, в мотив деятельности (убеждение, желание, осознание необходимости, интерес и др.). В процессе самовоспитания большое место занимает внутренняя переработка личностью внешних воздействий. Как правило, это характерно для учащихся, находящихся на высокой стадии развития, когда рефлексия достигает существенного уровня.
При воспитании младенца и дошкольника едва ли возникает вопрос о самовоспитании, хотя дошкольник может сам задумывать свою игру, отражая в ней свое понимание воспринятой им действительности. В младшем школьном возрасте происходят значительные сдвиги в деятельности ребенка в сторону внутренней мотивации. Она является основой для перестройки деятельности на основе постановки им задач, преодоления своих слабостей и формирования у себя лучших человеческих качеств.
Работа над собой - самовоспитание - начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. То есть на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания человек начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем.
Итак, самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание - составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно также зависит от конкретных условий, в которых живет человек.
Формы и методы самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека и др. А искусство воспитания в этой связи состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у ребенка стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом, как достичь поставленных целей.