ПЕРВЫЙ ЭТАП - инспектирование ДОУ
ИНСПЕКТОРСКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Пояснительная записка
Цель практики: овладение основами педагогической культуры заведующей, старшего воспитателя ДОУ, инспектора по дошкольному образованию,
Задачи практики:
1) познакомить студентов с функциональными обязанностями старшего воспитателя и заведующего ДОУ;
2) учить наблюдать и анализировать деятельность старшего воспитателя, заведующего ДОУ;
3) развивать у студентов первоначальные профессиональные умения старшего воспитателя;
4) изучить задачи, содержание и формы работы лицензионной, аттестационной, методической служб инспекции специалистов по дошкольному образованию;
5) изучить опыт работы различных видов, категорий дошкольных учреждений, работающих по экспериментальным и альтернативным программам.
Умения, которыми должны овладеть студенты:
• ставить цели и формулировать задачи методической работы;
• планировать методическую работу;
• анализировать и прогнозировать результаты методической работы;
• организовывать работу методического кабинета;
• проводить обсуждение открытых просмотров;
• умение вести записи наблюдений, обрабатывать и обобщать полученную в ходе наблюдений информацию, полно и правильно отражать ее в дневнике практики;
• умение диагностировать и оценивать уровень развития видов детской деятельности, личностных качеств педагогов, психологического климата в коллективе;
• инспектировать работу ДОУ фронтально и тематически, делать выводы и предложения по совершенствованию педагогического процесса;
• оказание конкретную методическую помощь ДОУ, ориентированную на оптимизацию его деятельности;
• грамотно оформлять результаты педагогического анализа. Инспекторско-методическая практика студентов организуется в условиях,
максимально приближенных к профессиональной деятельности инспекторов и методистов районных органов управления образования. Она является органической частью образовательного процесса в вузе и обеспечивает единство теоретической подготовки будущего педагога с его практической деятельностью.
Инспекторско-методическая практика проводится в два этапа:
1) методическая практика;
2) инспектирование ДОУ.
Содержание практики
ПЕРВЫЙ ЭТАП - инспектирование ДОУ
Целью инспектирования является изучение, анализ и оценка управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения по реализации законодательства РФ, региональных и местных нормативных актов в сфере образования.
Основными методами в ходе инспектирования являются:
• анализ документации;
• беседа с руководителем, сотрудниками ДОУ, детьми, родителями;
- анкетирование субъектов образовательного процесса;
- наблюдение педагогического процесса.
На данном этапе практики студенты изучают административную деятельность ДОУ с позиций оценки и анализа управления заведующей процессом функционирования учреждения:
- изучают документацию дошкольного образовательного учреждения;
- наблюдают и анализируют работу педагогов с детьми, родителями;
- анализируют предметно-развивающую среду, методическое и материальное оснащение педагогического процесса ДОУ;
- анализируют управленческую деятельность заведующего и старшего воспитателя ДОУ;
- составляют акт-справку фронтальной (для студентов заочной формы обучения - тематической) проверки ДОУ, отражающую состояние и уровень работы ДОУ.
Примерный план фронтальной проверки ДОУ
1. Нормативно-правовое обеспечение
1.1. Наличие в ДОУ документов: Учредительный договор; Устав; локальные акты (положение о ДОУ; правила внутреннего распорядка; должностные инструкции родительские договора; трудовые договора (контракты); программы (государственные, авторские в соответствии с типом и направленностью деятельности ДОУ, использование вариативных методик, системы коррекционных методик).
1.2. Финансирование ДОУ: наличие сметы; использование дополнительных источников финансирования (дополнительные образовательные услуги, средства спонсоров, привлечение других финансовых средств); положение о платных услугах.
2. Кадровое обеспечение педагогического процесса ДОУ
2.1. Укомплектованность кадрами в соответствии со штатным расписанием.
2.2. Стабильность кадрового состава.
2.3. Квалификация педагогических кадров.
2.4. Организация среды в соответствии с требованиями СЭС и Госпожнадзора.
2.5. Организация предметной среды: оборудование и комфортность игровых комнат; отсутствие внешних травмирующих факторов; наличие игровых уголков, дающих возможность играть в одиночку; учет интересов детей в зависимости от полового признака; динамичность, многофункциональность, эмоциональная привлекательность предметной среды.
3. Санитарно-гигиенические условия ДОУ
3.1. Своевременное прохождение сотрудниками медосмотра; инструктажа по охране жизни и здоровья детей; техники безопасности.
3.2. Оборудование здания ДОУ (защищенность лестничных проемов, оконных рам, отопительных приборов; закрепление оборудования).
3.3. Состояние оборудования участков.
3.4. Наличие средств, необходимых для оказания первой медицинской помощи.
3.5. Наличие журнала регистрации несчастных случаев.
3.6. Организация питания в ДОУ (наличие картотеки блюд; контроль за выполнением натуральных норм питания и калорийности пищи).
4. Планово-прогностическая деятельность ДОУ
4.1. Работа ДОУ строится на основе концепции, отражающей перспективы его развития.
4.2. Прогнозирование строится на основе учета фактического состояния воспитательно-образовательного процесса путем разработки комплексно-целевых программ.
4.3. Планирование ДОУ отражает систему мер по обеспечению работы в режиме развития; план охватывает все направления работы ДОУ: разделы плана связаны между собой и соответствуют целям и задачам ДОУ; отражаются реальные сроки и конкретные исполнители; аналитическая часть плана отражает реальное состояние и результативность работы.
4.4. Взаимосвязь всех планов ДОУ.
5. Организационно-исполнительская деятельность
5.1. Подбор и расстановка кадров осуществляется с учетом: личностных качеств; уровня профессиональной компетенции; психологической совместимости.
•5.2. Наблюдается четкая регламентация деятельности сотрудников.
5.3. Уровень владения сотрудниками методикой организации детской деятельности.
5.4. Какие основы (авторитарные, демократические) лежат в организации деятельности детского коллектива. .
5.5. Какова роль материального стимулирования деятельности сотрудников ДОУ.
5.6. Применяемые меры дисциплинарного взыскания.
5.7. Наличие циклограммы распределения рабочего времени.
6. Контрольно-диагностическая деятельность
6.1. Как полно контроль отражает приоритеты ДОУ.
6.2. Какие виды контроля используются (текущий, оперативный, тематический, итоговый, фронтальный).
6.3. Характер контроля (дифференцированный на основе диагностики, гласность результатов).
6.4. Какие методы используются в ходе контроля (наблюдения, анализ документации, анкетирование, изучение достижений и продвижений детей).
7. Регулирование коррекции воспитательно-образовательной работы осуществляется по результатам контроля.
8. Своевременность внесения корректив в педпроцесс.
9. Использование разнообразных видов и форм регулирования педпроцес-са: оперативные совещания; итоговые совещания; тематические совещания; административно-производственные совещания; конференции.