Развитие коммуникативной функции речи у умственно отсталых дошкольников
Наиболее выраженно коммуникативная функция речи проявляется в диалоге. Диалог- первичная, исходная форма речевого общения. Специальных исследований диалогической речи умственно отсталых дошкольников не проводилось, однако известно, что она недостаточно развита, малоинициативна, односложна, дети не в полном объеме понимают обращенную к ним речь. У умственно отсталых дошкольников снижена сама потребность общения и отсутствуют необходимые средства общения.
Приемы развития разговорно-диалогической речи умственно отсталых дошкольников:
· использование бытовых ситуаций, в которых возникают коммуникативные потребности;
· поощрение попыток детей о чем-либо спросить, что-то сообщить;
· учить детей правильно отвечать, строя фразы-сообщения;
· демонстрация действий и побуждение детей проявлять интерес к их содержанию («Оля, спроси меня, что я делаю?»);
· сопровождение практических действий речью;
· специальная организация ситуации, которая вынуждает детей обращаться за помощью к взрослому (отсутствие предмета, который необходим ребенку в данный момент: сел обедать, а нет ложки);
· сюжетно-ролевая игра;
· слушание и воспроизведение диалогических текстов;
· игры-драматизации;
· организация коллективных форм деятельности детей;
· специальные речевые игры, задания, ситуации.
Существуют условия, способствующие реализации перечисленных приемов. Это наличие собеседника - адресата, кому непосредственно была направлена речь, и обеспечение результативности диалогических высказываний детей.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАССКАЗЫВАНИЮ
Связная речь - это смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Связная речь выступает а двух формах: диалогической и монологической. Обучение дошкольников монологической речи - это прежде всего обучение рассказыванию В методике развития речи различают два типа монологических высказываний: рассказ и пересказ.
Пересказ – это связное, выразительное воспроизведение прослушанного текста. Сравнительно легкая речевая деятельность.
Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого-то факта, события. Более сложная речевая деятельность. В методике развития речи детей дошкольного возраста различают рассказы по восприятию и памяти (фактические) и рассказы по воображению (или творческие)
При этом по содержанию рассказы могут быть:
1. Рассказ о событиях, прошедших только что или значительно раньше.
2. Рассказ о предметах (вещи, растения, животные), наблюдаемых в данный момент или по памяти.
3. Рассказ по картинке: как статичной, так и подвижной (серии, развивающей сюжет): типографская, диапозитив, диафильм.
4. Рассказ по кинофильму, мультфильму.
По форме все перечисленные виды рассказов могут выполняться как описание, повествование или элементарное рассуждение.
Развитие связной устной речи детей дошкольного возраста - как диалогической, так и монологической — является важной задачей дошкольного воспитания. У детей-олигофренов в дошкольном возрасте без специального обучения связная речь практически не развивается. У некоторой части наблюдаются отдельные умения разговорно-диалогической речи на фоне сниженной потребности в общении и других существенных недостатков этой формы устной речи.
Программой специального детского сада для умственно отсталых детей предусмотрено обучение некоторым формам монологической речи: пересказу, описательному рассказу по предмету, картинке, по серии картинок и из собственного опыта.
Задачи работы по развитию связной речи выдвигаются, начиная с 1 года обучения, и последовательно усложняются по мере взросления детей. К концу пребывания в детском саду дети должны уметь составлять рассказ по сюжетной картинке ( из 4-5 фраз), описывать предметную картинку ( 4 фразы), составлять рассказ о прошедшем событии (из 5-6 фраз) и пересказывать без подготовки незнакомый текст.
На 1 году обучения можно говорить лишь о формировании предпосылок развития монологической речи. Это обязательный подготовительный этап целенаправленной работы по обучению- умственно отсталых дошкольников рассказыванию. К ней относятся:
· формирование у детей фразы (односоставной, двусоставной, развернутой);
· обучение целенаправленному рассматриванию предметов и картин.
· формирование умений диалогического общения;
Основные методы обучения рассказыванию:
1. Описание предмета или картинки.
2. Пересказ художественного произведения.
3. Повествовательный рассказ по сюжетной картинке или из собственного опыта.
4. Дидактическая игра.
Существует множество приемов обучения рассказыванию, но не все они эффективны в работе с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста. Поэтому рассмотрим наиболее оптимальные:
1) образец рассказа - главный прием в работе с умственно отсталыми дошкольниками. Такой рассказ предназначен для подражания, его нужно отличать от рассказа педагога с познавательной целью. Образец рассказа более других приемов облегчает процесс обучения;
2) подсказка нужного слова или целого предложения;
3) составление рассказа по частям. Этот прием облегчает задачу рассказчика, т.к. уменьшается объем задания;
4) окончание детьми рассказа, начатого педагогом;
5) план рассказа в виде устных указаний или уточняющих вопросов, при этом слово "план" не употребляется, детям предлагается рассказывать "по порядку";
6) подсказка вариантов сюжета. Этот прием применяется при бедности ответов, однотипности, стереотипности сюжетов;
7) отраженная речь (педагога за рассказывающим ребенком). Назначение этих приемов обучения заключается в том, чтобы получить от ребенка связное высказывание, а не ответ жестом, словом или фразой.
Умственно отсталые дети не могут полноценно использовать словесный образец. Если дети не могут самостоятельно описать картину или не полностью сохраняют образец рассказа при самостоятельных ответах, следует добиваться рассказа по вопросам педагога.
На третьем-четвертом году обучения для развития связной речи берутся более сложные по композиции и содержанию картины. Можно разделить материал на два занятия.
Первое занятие - рассматривание картины, беседа по ней.
Второе занятие - составление рассказа