Этюд головы Иоанна Крестителя».
Основа под копию – прессованный картон, типа оргалит. Оргалит, как говорил М. М. Девятов, заменяет бумагу и обыкновенный картон. При обработке имеет гладкую поверхность, не коробится.
(По совету М. М. Девятова): можно просто картон напитать бальзамно-масляным лаком, или же после проклейки и синтетического грунта нанести имприматуру. (Для цветного грунта брал казеиново-масляную темперу).
1 – 6 июня.
Работал над основой под копию:
а) сбил слегка наждачной бумагой гладкость поверхности,
б) нанес щеткой проклейку под синтетический грунт
в) по высыхании, нанем синтетический грунт (1 раз),
г) после полного высыхания нанес цветной грунт, близкий к оригиналу - кость жженую, марс коричневый темный, охру светлую (казеиново-масляная темпера).
Нанес рисунок с репродукции «Иоанна Крестителя». В Русском музее прорисовал голову.
По совету своего руководителя М. М. Девятова и его ассистента Орлова, напитал бальзамно-масляным лаком всю основу. (Брал несколько масла, лучше уплотненное). Точнее – по совету руководителя.
Моя ошибка в работе была в том, что после нанесения бальзамно-масляного лака, не снял лишнее с картона. Затем обработал лезвием.
7 июня.
Была очень неподготовленная палитра (замечание руководителей). Подготовил палитру, вычистил начисто все лишние краски с палитры. Оставил:
1) кадмий желтый средний,
2) сиену жженую,
3) кость жженую,
4) английскую красную, и несколько ультрамарина.
Кадмий желтый средний, кость (Ред. – Подчеркнуто и отмечено Девятовым: «? Ошибка») и английская нужны были для составления неаполитанской желтой (по совету М. М. Девятова).
Чистая палитра, которой пользовался:
1) неаполитанская желтая,
2) сиена жженая,
3) кость жженая,
4) ультрамарин в малом количестве.
8 июня.
Замечание руководителей относительно колеров. Составил колера для света, полутона, тени - для волос, лицевой части, для фона. Работа сразу пошла продуктивно. (Ред. – Отмечено Девятовым: «!») До этого подбирал цвета на палитре кистью и наносил на основу. После замечаний М. М. Девятова не повторял такой прием.
9, 10, 12 июня.
Работал, но работа продвигалась и жестко, и грубо.
Для обработки красочных слоев надо было применить бальзамно-масляный лак, уплотненное масло, лезвие.
13 июня.
Замечание руководителей по обработке поверхности красочных слоев. Напитал бальзамно-масляным лаком, устранил жухлость, лишнее масло и бальзамно-масляный лак удалил лезвием, применяя собственную ладонь. (Ред. – Подчеркнуто и отмечено Девятовым: «Ха! А чью бы еще можно»).
14 июня.
Применил обработку красочных слоев. Прокрыл бальзамно-масляным лаком и уплотненным маслом (немного). После, как несколько напиталось, снял лишнее лезвием, не нарушая красочных слоев. Жухлые места устранил ладонью. (Ред. – Вероятно имеется ввиду уплотненное масло, которое наносилось тонким слоем ладонью (своей)). Из жидкостей применял бальзамно-масляный лак. Работа продвинулась очень быстро.
15, 16, 18 июня.
Работал над головой, фоном. Получилось несколько теплее оригинала по цвету.
19 июня.
Голова несколько теплая по цвету, очевидно нехватало теплых цветов.
20 июня.
Замечание руководителей относительно цвета: ввел холодные цвета. В оригинале это проходит как-то закономерно.
21 июня.
Использовал, по совету М. М. Девятова, принцип торцовки в моделировке формы.
22, 23, 24 июня.
Углублял по форме и цвету голову, прописывал, торцевал.
Полезность копии этюда «Иоанна Крестителя».
Освоил метод Александра Иванова: (Ред. – Подчеркнуто и отмечено Девятовым: «Слишком смело!»).
1. обработка основы,
2. палитру (природу красок),
3. обработку красочных слоев,
4. принцип торцовки.
Работа в целом вышла неудачно, что особенно было видно тогда, когда я вынес работу на свет божий из полутона музея. Попробую закрепить полезность работы над копией в следующей работе.
А. Иванов. Этюд фигуры Христа. |
Взял я того же Александра Иванова, этюд Христа. Решил ставить акцент несколько на драпировках, меня давно интересовало решение драпировок мастера.
Рецензия М. М. Девятова: «Недостатки: нет описания оригинала, изучения письменных источников о данных вещах. Размер, основа оригинала? Проверил. Очень коротко, четко, толково, все по существу, за исключением некоторых ошибок.
(5-)
М. Девятов».
***
Музей Академии художеств
Учебные постановки, выполненные воспитанниками Академии художеств во второй половине 19 века. |
Год