С детьми старшего дошкольного возраста
Нравственно-патриотическое воспитанию детей дошкольного возраста как одно из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения
Одним из приоритетных направлений ДОУ является работа по нравственно-патриотическому воспитанию. Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:
1. Я и моя семья
2. Детский сад
4. Наш город , наша область
5. Природа и мы
7. Наша Родина, столица, символика
8. Права и обязанности (Конституция)
9. Права ребенка (Конвенция)
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и государственно-гражданским праздникам: Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню освобождения города от немецко-фашистских захватчиков и т.д.
Эти задачи решаются в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, т.к. воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, мы строим свою работу, учитывая следующие принципы:
• «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста).
• Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
• Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов.
• Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
• Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
ЗАДАЧИ
НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ
МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ
• Формировать умения ориентироваться в человеческих отношениях.
• Развивать способность сдерживать непосредственные ситуативные желания.
• Учить входить в устойчивые игровые объединения, использовать речевые и не речевые средства эмоциональной экспрессии.
• Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ
• Развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений.
• Способствовать усвоению детьми нравственных ценностей.
• Воспитывать интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда.
• Воспитывать этически ценные способы общения.
• Развивать интерес к самопознанию и воспитывать у ребенка уважение к себе.
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ
• Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
• Формировать бережное отношение к родной природе и всему живому.
• Воспитывать уважение к труду.
• Знакомить с историческим прошлым и культурой родного края. .Формировать толерантность, чувство уважения и интерес к обычаям своего народа и народов, живущих рядом с нами.
• Знакомить детей с символами города, области: гербом, флагом.
• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
• Формировать элементарные знания о правах человека.
Календарно-тематический план
Работы в ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию
с детьми старшего дошкольного возраста
Месяц | № п/п | Название темы | Задачи |
СЕНТЯБРЬ | С чего начинается Родина? | Формировать у детей понятия «Родина», «Отечество», «малая Родина». Воспитывать любовь к малой Родине, патриотические чувства. | |
Экскурсия в музей археологии. Знакомство с историей возникновения родного края | Закрепить знание о родном крае, городе, основных достопримечательностях. Познакомить с историей возникновения родного края, города Курска. | ||
Природа и животный мир | Воспитывать любовь к природе, животному миру России. Воспитывать бережное отношение к природе род родного края. | ||
Наши предки славяне | Познакомить детей с жизнью, обычаями, занятиями наших предков. | ||
ОКТЯБРЬ | Как жили люди в древней Руси? | Продолжить знакомство с бытом русского народа. Познакомить с традициями родного города. | |
Отражение русских традиций в национальном костюме | Формировать уважение к русским традициям, к человеку - труженику, поддерживать интерес к национальной одежде. Знакомить с русской старинной одеждой. | ||
В русской избе | Закрепить с детьми знания о жилище русского человека в старину; Закрепить представления детей об обстановке в русской избы, утвари и мебели; Вызвать интерес к русским традициям, гостеприимству. | ||
Как выращивают хлеб? | Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину. Хлеб - итог большой работы многих людей. Воспитывать бережное отношение к хлебу. | ||
НОЯБРЬ | Экскурсия в краеведческий музей родного города | Воспитывать духовно - нравственное значение посещение музея. | |
Символика города : герб, флаг, гимн | Формировать у детей представление об официальных символах г.Курска. Воспитывать чувство любви и гордости к родному городу | ||
Памятники и достопримечательности родного города | Знакомить детей с достопримечательностями города Курска, промышленными центрами. Дать знания об архитектуре родного города. | ||
ДЕКАБРЬ | Игра-путешествие по родному городу | Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. Развивать монологическую речь детей: закрепить умение составлять рассказы-описания о достопримечательностях родного города. | |
Строительство в родном городе | Закрепить знание детей о различных профессиях людей, работающих в городе. Укрепить и систематизировать знания детей о строительных профессиях. Воспитывать бережное отношение ко всему, что окружает. | ||
Кто, где работает? | Дать знания о профессиях людей в родном городе, месте их работы. Воспитывать в детях уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться. | ||
Великие люди в истории родного города | Дать знания о людях, прославивших город Курск. | ||
ЯНВАРЬ | Конкурс знатоков родного города | Закрепить знания детей об истории родного города, о его достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его лучше. | |
Москва – столица нашей Родины | Уточнить и расширить знания о Москве, о том, что такое столица. Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к столице нашей Родины. | ||
Россия – Родина моя! | Закрепить знания детей о природе России, русском национальном костюме, о русских сказках, потешках. Воспитывать любовь к Родине. Вызывать чувство восхищения красотой природы. | ||
История России. Символика страны: герб, флаг, гимн | Познакомить с историей возникновения страны, с символикой. Воспитывать у детей интерес к стране, чувство любви и гордости за свою страну. | ||
ФЕВРАЛЬ | Охрана границы | Закрепить знания детей о том, что в мирное время нашу страну охраняет Российская армия. Познакомить детей с трудом пограничников. Воспитывать уважение к Российским воинам | |
Летят самолёты | Воспитывать у детей чувство гордости за наших славных воинов - лётчиков. Привлечь их внимание к празднику - Дню защитника Отечества | ||
Наша Армия родная | Формировать представление о родах войск Российской армии. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за Родину, за прошлое нашей страны. Прививать любовь к трудной, но почётной обязанности - защищать Родину. | ||
Защитники родного города | Закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества. Рассказать детям о защитниках родного города в военное и мирное время | ||
МАРТ | Щедрые дары природы | Познакомить детей с лекарственными растениями, с лесной «аптекой». Расширять знания о природе России. | |
Мастера земли русской | Дать знания о промыслах в России, о народном прикладном искусстве. Познакомить с трудом мастеров зодчества. | ||
Наша добрая матрешка | Воспитывать интерес к народно - прикладному искусству России. Познакомить с искусством создания русской матрёшки | ||
В гостях у городецких мастеров | Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, стремление подрожать народным мастерам. Учить составлять описательные рассказы об изделиях умельцев. | ||
АПРЕЛЬ | Фольклорный праздник | Воспитать интерес у детей к русскому народному фольклору. Желание попробовать играть на древнерусских инструментах, играть в русские игры. Запоминание потешек, пословиц, поговорок. | |
День Космонавтики | Закрепить знания - 12 апреля День Космонавтики. Знать первого космонавта Земли. Дать знания о том, что полёт человека в космос - это плод труда многих людей: конструкторов, механиков, врачей. Воспитывать гордость за свою страну | ||
Подземные богатства России | Познакомить детей с подземными богатствами нашей страны: нефть, газ, ископаемые. Показать, что природные богатства страны исчерпываются и требуют охраны. | ||
Культура и традиции русского народа | Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе, некоторых исторических событиях, культуре. Уточнить знания детей о таком понятии как традиция, вспомнить традиции русского народа, о которых им рассказывали, познакомить с другими традициями | ||
МАЙ | 9 мая - День Победы | Закрепить знания детей о днях воинской славы. Дать знания о детях-героях. Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны | |
Что такое героизм? | Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам. | ||
Город Курск в годы Великой отечественной войны | Уточнить и расширить представление детей о защитниках родного города в годы Великой Отечественной войны. | ||
Земля – наш общий дом | Формировать самосознание ребенка, связанное с овладением элементарны ми знаниями по истории и географии, культуре России. Воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего. Продолжать накапливать опыт восприятия произведений прикладного искусства. Развивать творческое воображение и музыкальное мышление, способствовать становлению музыкально-двигательной импровизации. |
План работы