Ознакомление с окружающим. 16 страница

(Снеговик.)

«Кто же у меня здесь под салфеткой? — спрашивает воспита­тель, поднимает салфетку: — Вот где спрятался снеговик».

Передвигает его фигурку — снеговик «ходит» по столу: «Я, ве­селый снеговик. На голове — ведро, как шляпа. Это так смешно, ребята». Дети смеются, глядя на снеговика.

«Ребята, а сейчас вы сами слепите смешных снеговиков из пла­стилина, наденете им на голову шляпу, — говорит воспитатель, берет большой комок светлого пластилина и раскатывает его кру­говыми движениями. — Я катаю снежный ком». Затем берет ко­мочки поменьше и снова повторяет эти движения, соединяет ком­ки из светлого пластилина. Получился снеговик. Предлагает детям из светлого пластилина раскатывать комочки разной величины и плотно соединять их. Когда у всех получатся фигурки снегови­ков, воспитатель предлагает надеть им на голову шляпу, из малень­ких разноцветных комочков пластилина налепить глаза, рот, пуго­вицы, а из комочков красного цвета прилепить нос — «морковку».

«А эти палочки будут руками», — говорит он и советует каж­дому ребенку выбрать для своего снеговика палочки (сучки). «Как много смешных снеговиков слепили ребята», — говорит воспита­тель. Дети рассматривают, какие у них шляпы на голове. «Снего­виков поставим на столе рядом, вместе им будет веселее. Они даже могут взяться за руки или идти друг за другом. Ребята, вы сами поставьте снеговиков, как вам нравится». На картоне, покрытом белым листом («снегом»), дети самостоятельно расставляют фигур­ки вылепленных ими снеговиков.

В вечернее время дети продолжают создавать игровые ситуации с фигурками снеговиков, используя игрушки (кукол, зверушек). Воспитатель поощряет эти игровые действия с персонажами.

с учетом их опыта (обучающие игры, игры-показы); в) организа­цию предметно-игровой среды; г) развивающее общение взрослых с детьми в процессе игры.

Все эти компоненты воспитатель реализует в группе раннего возраста. В помещении все еще стоит елочка, дети помнят празд­ник, Деда Мороза, Снегурочку, подарки, веселое радостное настроение праздника, приход в дом гостей, поздравления, воз­можно видели, как кто-то танцевал или пел, или сами в меру своих сил принимали участие в общем веселье. Все это легко отражает­ся в игре. Воспитатель напоминает, как в детском саду украшали елку, как водили вокруг нее хоровод. Можно снова потанцевать вокруг елочки, пригласить на танец и игрушки.

На прогулку дети берут не только лопаты, но и образные иг­рушки (собачку, куклу, мишку). Можно покатать их на саночках (настоящих или самодельных, сделанных из коробки на веревоч­ке). С помощью воспитателя дети могут построить горку из сне­га, чтобы можно было с нее покатать игрушки или построить до­мик — «норку», «пещерку» для зайца и мышки, «берлогу» для мед­ведя. Важно обращать внимание детей на то, что у всех есть свои домики и они разные: у медведя берлога большая, а у мышки нор­ка совсем маленькая. После окончания игры животных собирают, относят в группу, если они мокрые — кладут в сушилку «греться». Детям всегда предлагают проверить, не забыли ли они кого-либо (из игрушечных персонажей) на улице, всех ли взяли домой. Если кого-то забыли — за ним возвращаются, жалеют его, обнимают, гладят.

Это стимулирует эмоциональное развитие детей, выражение отношения к игрушкам как к живым, одушевленным существам, помогает детям научиться проявлять эмоциональные переживания (жалость, сочувствие) доступными средствами.

Организация детской игры

В январе дети приходят в детский сад под впечатлением ново­годних праздников. Эти впечатления составляют теперь их личный опыт и могут быть отражены в игре (иногда самостоятельной, но чаще с помощью взрослого).

Комплексный подход к формированию игровой деятельности подразумевает: а) ознакомление с окружающим, обеспечивающим знания о мире и яркие впечатления; б) игры взрослого с детьми

ЯНВАРЬ. 18 НЕДЕЛЯПланирование работы

Направленность педагогической работы.На этой неделе педа­гог будет продолжать решать в комплексе задачи познавательного, речевого, физического развития детей: совершенствовать орудийные действия, учить выполнять задания по образцу; дифференцировать предметы по величине, форме, цвету; обогащать словарь детей при­лагательными и глаголами; развивать мелкую моторику пальцев и координацию крупных движений. Дети послушают новую песню «Я на лошади скачу», а разыгрывание фольклорного игрового сю­жета катания на лошадке, рисование «шариков-лошариков» будет направлено на создание у них позитивного эмоционального настроя, понимания условности игровых действий. Используя произведения поэтического фольклора, педагог будет вовлекать детей в игровое взаимодействие, задавать модель диалога, создавать условия для ее переноса в игру с игрушками. На этой неделе дети также совершат увлекательную экскурсию на кухню детского сада, познакомятся с поваром и его работой, будут сами готовить пирожки, куличики (из песка), играть «в угощение». При организации детской игры педа­гог будет способствовать включению новых действий в привычные сюжеты, постепенно вовлекать детей в игру не только с игрушкой, но и с ребенком — партнером. На занятиях физкультурой дети бу­дут упражняться в бросании мяча вдаль одной рукой, в подлезании под препятствиями (высота 40 см).

Организация наблюдений. «Кто готовит нам обед и печет пирожки?»

Задачи.Провести экскурсию на кухню детского сада (по пред­варительной договоренности) и познакомить с поваром тетей На­дей (Олей, Машей).

Содержание экскурсии.Воспитатель говорит детям, что хочет познакомить малышей с тетей Надей — поваром. Тетя Надя готовит для детей суп, котлетки, кашу, печет вкусные пирожки, булочки. Педагог предлагает малышам пройти на кухню (мероприятие прово­дится с разрешения руководства детского сада, по договоренности с поваром, в часы удобные для посещения, когда выключены все при­боры и приход детей не нарушает график работы кухни).

Воспитатель знакомит детей с поваром. Повар показывает де­тям плиту, кастрюли, чайник, большой половник. Все предметы называются. Детям показывают также уже знакомые им овощи (картошка, капуста, морковка, свекла и др.). Повар преподносит детям блюдо с пирожками (на полдник).

«На здоровье, вам, дорогие дети, приходите ко мне в гости», — говорит повар тетя Надя, дарит ребятам картинку, на которой изоб­ражена ее работа — повар готовит для детей обед. «Посмотрите на картинку (картинка «Повар» из серии «Профессии»') и вспомните тетю Надю. До свидания, дорогие детки, буду для вас готовить еще вкуснее!» — говорит повар, прощаясь с ребятами.

Картинка укрепляется на панели. Остается там в течение 2—3 дней. Педагог иногда привлекает внимание к картинке, находя повод для разговора то с одним, то с другим ребенком об экскурсии на кухню.

Формирование культуры поведения и культурно-гигиенических навыков.Закрепляются и совершенствуются усвоенные детьми на­выки самостоятельности, личной гигиены и культуры поведения.

Обращается внимание на то, насколько правильно и аккуратно ре­бенок самостоятельно может пользоваться водой в умывальнике, на­мыливать руки мылом, пользоваться полотенцем, убирать его на мес­то. Уделяется все большее внимание развитию самостоятельности ма­лышей при выполнении ими разнообразных гигиенических процедур.

Взрослые содействуют формированию у детей культуры поведе­ния и в других делах. Так, малышей приобщают к некоторым пра­вилам поведения в общественных местах. Например, систематиче­ски напоминают им о том, что нельзя бросать мусор ни в поме­щении, ни на участке, ни на улице, и показывают, куда (во что) нужно бросать мусор.

Поощряется умение детей самостоятельно пользоваться во вре­мя приема пищи салфеткой, ложкой, чашкой, а также пользоваться носовым платком.

Все предметы индивидуального пользования должны хранить­ся в определенном месте — полотенце, стакан для полоскания рта, расческа. Все они должны быть доступны для детей с тем, чтобы они могли самостоятельно доставать и убирать их.

В том случае, если малыши уже занимаются физкультурой в гимнастическом зале, их учат переодеваться в физкультурную Форму, а после окончания занятия надевать обычную одежду. Все это дети проделывают с помощью взрослых.

Павлова Л.Н. Раннее детство. Развитие речи и мышления: Нагляд-но-дидакт. пособие. — М.: Мозаика - Синтез, 2006.


Сетка занятий

Конспекты занятий Ознакомление с окружающим. «Еду, едук бабе,к деду» Задачи. Используя игровую ситуацию, знакомить детей с на­родными традициями зимних новогодних и рождественских тор­жеств, преподнесения подарков, катания на лошадях, гуляний, скоморошничества и т.п. Привнести настроение веселья, раскре­пощенности, балагурства, новогодней сказочности. Широко ис­пользовать русский поэтический фольклор для маленьких. Материалы. Лошадки-качалки (1—3 штуки), яркая лента (дли­на 3-4 м, ширина 3-4 см), аксессуары кукольного театра: домик, внутреннее убранство домика — стол, лавка (или стулья), игрушеч­ная посуда. Все предметы средних размеров. Два персонажа ку­кольного театра — дед и баба. Две подставки (высота 30—40 см),
Дни недели Занятия
Понедельник 1. Ознакомление с окружающим. «Еду, еду к бабе, к деду!» 2. Физкультура. № 35-36
Вторник 1. Музыка. Слушание новой песни «Я на лошади скачу» (муз. А. Филиппенко, ел. Т. Волгиной). Уп­ражнение «Как мы умеем хлопать» — на воспро­изведение тихих и громких хлопков (Ф. Шуберт, «Экоссез». Автор В. Петрова). Повторение игры «Погремушки» 2. Конструирование. «Башенка с заборчиком»
Среда 1. Рисование. «Шарики-лошарики» 2. Действия с предметами. «Я пеку всем друзьям по пирожку»
Четверг 1. Речь. «Баранки, калачи с пылу, с жару из печи» 2. Физкультура. № 35—36
Пятница 1. Музыка. Слушание и подпевание песни «Я на лошади скачу». Повторение упражнения «Как мы умеем хлопать». Повторение игры «Погремушки». Упражнение: воспроизведение в свободных движе­ниях марша, бега, плясовой, следующих друг за другом без перерыва 2. Лепка. «Зимние забавы»

сделанные из картона, которые скатываются в рулончик (диаметр отверстия 5-6 см). Подарки для бабушки и дедушки (платок, по­ясок, мешочек с орешками). Деревянные ложки.

Предварительная работа. Водной части комнаты сделать ком­позицию: посадить за детский столик персонажей кукольного те­атра — бабушку и дедушку, ждущих гостей.

В другой части комнаты — игрушки лошадки-каталки, запря­женные в сани (лента наброшена на лошадей, желательно укра­сить ее часть колокольчиками, бубенчиками, цветными ленточ­ками) — это «тройка», слева и справа от лошадок — стульчики, поставленные двумя рядами сиденьями друг к другу, — это «сани».

Содержание занятия.Воспитатель приглашает детей в гости к бабушке и к дедушке. «Отвезем им подарки — платок и по­ясок», — говорит она и показывает подарки.

Воспитатель предлагает детям нарядиться. Малыши наряжа­ются в платочки, ленты, шапочки и т.п. Со словами: «Какие красивые детки! На чем же они поедут к бабе, к деду?» — вос­питатель приглашает их подойти к лошадям. Дети рассаживают­ся друг против друга, как бы в саночки. Воспитатель садится на табурет (детский стульчик) между детьми, берет в руки вожжи — ленты, которые тянуться от лошадей по середине ряда, между стульями.

Далее начинается игра с элементами драматизации: дети садятся в сани и едут на лошадях. «Но! Поехали! Цок-цок-цок! Едем-едем! К бабе, к деду! Не с пустыми руками, а с подарками!» — весело восклицает педагог.

Подражая воспитателю, дети ритмично постукивают то одной, то другой ногой (сидя на стульях). Воспитатель имитирует голосом цоконье лошадей, то быструю, то медленную езду. Побуждает де­тей к веселью, радостному общению.

Когда дети войдут в игровую ситуацию, педагог начинает чи­тать речитативом потешку:

Поехали с орехами... По гладенькой дорожке, По кочкам, по кочкам, Рысью, шагом — Бух в яму!1

См.: Меткое слово: Песни. Сказки. Дореволюционный фольклор Прикамья. — Пермь, 1964.

'6 Заказ 544

После этих слов малыши по примеру воспитателя присажива­ются на корточки около своих стульчиков («бух в яму»). (Повто­ряется 2-3 раза.)

Эта сценка требует особого внимания педагога, так как вы­зывает у ребят шаловливое веселье, желание усиленно позаба­виться.

Дети «приезжают» в гости к бабе, к деду. Они подходят к мес­ту, где живут бабушка и дедушка. Разыгрывается сценка встречи с хозяевами. Дети подносят подарки: мешочек с орешками, бабуш­ке — платочек, дедушке — поясок. Дед и баба благодарят малы­шей, наряжаются в обновы и в свою очередь дарят детям деревян­ные ложки и просят поиграть на них. Дети вместе с воспитателем стучат ложками. Дед и бабушка прощаются с ребятами и пригла­шают приезжать к ним в гости. Дети садятся в саночки (на стуль­чики) и уезжают на лошадках.

Физкультура. № 35-36

Задачи.Упражнять в подлезании под препятствиями высотой 40 см. Повторить бросание мячей вдаль правой и левой рукой (по­очередно).

Материалы.Дуги или рейки, положенные на стулья, мячи ма­лые или мешочки с песком.

Место проведения. Зал.

Содержание занятия.Воспитатель помогает детям построить­ся друг за другом, назначая направляющим, более ловкого и вни­мательного ребенка. По словесному сигналу воспитателя («Идем шагом, молодцы! А теперь побежали. Бегом, бегом. Хорошо! А те­перь опять переходим на шаг. Тише, тише, спокойно, молодцы и т.д.») дети двигаются по кругу, чередуя ходьбу с бегом.

В одном конце зала заранее установлена полоса препятствий: две рейки (расстояние 30 см), три дуги (высота 40 см). Воспита­тель подводит детей к полосе препятствий и просит одного из де­тей выполнить задание: пройти между рейками, сохраняя равно­весие; проползти на четвереньках (на коленях и ладонях) под ду­гами. Хвалит его: «Посмотрите, какой Миша молодец. Как все хорошо и правильно сделал, не спешил, аккуратно выполнил». После этого каждый ребенок выполняет данное задание и возвра­щается в конец колонны. (Повторить 3 раза.)

После этого упражнения воспитатель раздает всем детям мячи и располагает их полукругом перед собой. Общеразвивающие упражнения с мячами.

1. Стоя, руки вниз, мяч в правой руке. Поднять руки через сто­
роны вверх. Переложить мяч над головой в другую руку, опустить
руку вниз (повторить 4—6 раз).

2. Стоя. Наклониться, коснуться мячом пола, держа его двумя
руками, выпрямиться (повторить 4-6 раз).

3. Лежа на спине, мяч вверху, ноги вытянуты. Поднять прямые ноги
и руки, мячом коснуться ног. Опустить, отдохнуть (повторить 3-4 раза).

4. Попрыгать на месте как «мячики» (4—5 подпрыгиваний и за­
тем ходьба на месте, повторить 3—4 раза).

Дети строятся и идут за воспитателем. Все останавливаются на одной стороне зала, где каждый ребенок берет мяч. Перед детьми на расстоянии 2—3 м положен шнур или рейка. Воспитатель по­казывает, как надо бросать мяч одной рукой подальше за рейку. Чтобы мяч полетел далеко, надо хорошо замахнуться. Лучше, что­бы дети выполняли упражнение небольшими группами (3-4 чело­века). После броска дети бегут за своим мячом и снова подходят к положенному шнуру. После выполнения 4-5 бросков каждым ребенком дети кладут мячи в корзину.

Подвижная игра «Догони мяч». Воспитатель подзывает к себе детей и предлагает им побегать за своим мячом, поиграть с ним. Показывает, как можно покатать мяч рядом с собой, покатить его сильнее и постараться догнать его. Важно распределить детей по всему залу, чтобы дети не мешали друг другу.

В конце занятия ходьба друг за другом с остановками на сигнал.

На прогулке и во второйполовине дня. Катание на санках ку­кол и других игрушек. Скатывание на санках с невысокой горки.

В помещении: ходьба по ребристой доске, между двумя рейка­ми не задевая их. С отдельными детьми поиграть в мяч, приучать их ловить мяч двумя руками.

Конструирование. «Башенка с заборчиком»

Задачи.Закреплять умения строить башенку и заборчик по го­товому образцу, называя детали строителя, их цвет; пополнять сло­варь детей: «нарядная», «праздничная», «новогодняя», активизиро­вать словарь детей: «высокий — низкий», направляя их внимание на величину предметов.




к:*



Материалы.Настольный (мелкий) строительный материал: ку­бики, призмы, кирпичики, игрушка петушок.

Содержание занятия.Дети рассаживаются вокруг стола (4— 6 чел.), воспитатель предлагает детям построить башенку для пе­тушка, который приехал в город, в гости к Машеньке. Дети по об­разцу и словесным указаниям воспитателя строят башенку из трех синих кубиков.

«Вот спасибо, ребята, — говорит воспитатель. — Теперь петушок взлетит на каждую из ваших башен и прокукарекает». Воспитатель проигрывает этот момент, дети кукарекают вместе с петушком.

Далее воспитатель берет в руки петушка и подносит к своему уху: «Что, что? — спрашивает она петушка. — Ах, вот в чем дело! Ну, в этом мы тебе сейчас поможем». Обращается к детям: «А пе­тушок говорит, что с ваших башенок не видно, что делается на улице, потому что они низкие; давайте сделаем их повыше, вот так». Показывает на своей башенке: надстраивает ее двумя куби­ками. «Ну-ка, теперь, петушок, посмотри, лучше стало видно?» — спрашивает петушка воспитатель. Петушок «взлетает» с криком «ку-ка-ре-ку» наверх и говорит радостно, что теперь он видит все: и дома, и как едут машины.

После этого воспитатель предлагает детям сделать высокие ба­шенки, достроив уже имеющиеся двумя кубиками. Во время дост­раивания воспитатель следит за тем, чтобы дети аккуратно (ровно) ставили детали друг на друга, в случае необходимости поправляет их. •«Вот какие красивые и высокие башенки получились», — гово­рит воспитатель и предлагает петушку взлететь на каждую из них.

«А теперь, чтобы башенку никто не сломал, сделаем забор­чики, можно низкие, а можно высокие», — говорит воспитатель и строит вместе с ними: из четырех кирпичиков, расположенных горизонтально, получается низкий заборчик, а из четырех кирпи­чиков, поставленных вертикально, — высокий. Дети с помощью воспитателя огораживают свою башенку с четырех сторон. Пету­шок благодарит детей и кукарекает с ними.

Рисование. «Шарики-л ошарики»

Задачи.Развивать воображение, умение самостоятельно из кру­гов создавать различные знакомые образы; развивать сюжетно-иг-ровой замысел. Учить детей приемам рисования фломастерами (не нажимать сильно на бумагу, аккуратно пользоваться материалом).

Материалы.Цветные фломастеры, бумага альбомного формата, большой лист ватмана (40x50 см), мольберт. Игрушки: лошадка, свинка, собачка, котенок.

Предварительная работа.Игры с игрушками, рассматривание картинок, иллюстраций в книгах, чтение стихов, пение песенок.

Ознакомление с окружающим. 16 страница - student2.ru

Содержание занятия.Дети сидят полукругом. На столе у вос­питателя игрушки (лошадка, свинка, собачка, котенок). «Ребята, посмотрите, игрушки пришли к нам на занятие. Скажите, кто это?» — спрашивает воспитатель. Дети называют: «Лошадка, свин­ка, собачка, котенок». Воспитатель: «А кто знает, зачем игрушки к нам пришли?» Дети могут давать разные ответы, например: «Что­бы поиграть, хотят покушать, погулять» и др. «А я думаю, что иг­рушки хотят, чтобы вы, ребята, их нарисовали, — говорит воспи­татель, — вы уже научились рисовать карандашами, красками. А сегодня будем рисовать разноцветными фломастерами игрушки. Вот я беру фломастер красного цвета и рисую шарики, шарики, шарики... много шариков, получилась лошадка — лошарик (пока­зывает, как соединив круги, можно изобразить игрушку). А сейчас нарисую шарик, шарик, шарик., получилась «свинка — розовая спинка» (показ).

Воспитатель на большом листе (на мольберте) продолжает из шариков рисовать... собачку Жучку — «хвостик закорючкой». А вот еще шарик, шарик, шарик... получился котенок — «кошарик». В процессе рисования меняет цвета фломастеров. «Вот какие чу­десные фломастеры, помогли из шариков нарисовать все игруш­ки. Кто у нас получился? Лошадка — Лошарик, Свинка — розо­вая спинка, Котенок — Кошарик, Собачка — Жучка, хвостик за-

корючкой. А сейчас, ребята, вы сами нарисуете игрушки, которые вам больше понравились», — говорит воспитатель.

Он раздает наборы фломастеров, чтобы каждый ребенок выби­рал цвета по своему желанию. В процессе занятия помогает тем, кто не может выбрать персонаж, советует, кого можно нарисовать. Хотя изображение каждой игрушки состоит из шариков, однако ребенок может и самостоятельно создать образ любимой игрушки, используя другие способы изображения. Поэтому воспитатель по­ощряет стремление ребенка к экспериментированию, нахождению новых образов, похожих, например, на птичку, зайчика, мишку, ежика, куклу-неваляшку и т.д. После занятия все рисунки дети рассматривают вместе с воспитателем, узнают, кто нарисован. Важ­но активизировать их речевые высказывания и предлагать ребен­ку не только называть, кого он нарисовал, но и звукоподражать голосу изображенного персонажа.

Рисунок, выполненный воспитателем, и детские работы ребята могут рассматривать в вечернее время, находить знакомые персо­нажи, разыгрывать игровые действия, используя свои любимые игрушки. Воспитатель принимает активное участие в этом процес­се, спрашивает, например, а куда поскакала лошадка, куда побе­жала собачка, кого встретил котенок и т.д. На отдельный стол можно положить чистый лист бумаги, фломастеры, чтобы дети по своему желанию могли порисовать, повторяя то, что узнали на занятии, или придумывая новые образы, скорее называя их после того, как что-то нарисовано.

Содержание занятия. Педагог объединяет вокруг модуля с пес­ком 4—5 детей. Пытается из сухого песка сделать куличик, а за­тем предлагает полить песок из маленькой леечки, чтобы он стал влажным. Свои действия взрослый поясняет. Затем раздает каждо­му малышу формочки. Показывает, как действовать совочком, на­бивая форму песком, и умело поворачивает на твердую поверх­ность стола. Воспитатель обращает внимание на то, какой рукой действует каждый малыш (леворуких не исправляет, помогает, если необходимо).

Далее взрослый обыгрывает ситуацию: уточняет, для кого ма­лыши пекут пирожки, кого будут «угощать» (Зайку, Мишку и др.) и говорит, что свой пирожок печет то для Дашеньки, то для Са­шеньки и др.

Пушки, татушки! Пекла баба витушки... Для Ванечки-Ванюшки1.

Повторяя потешку, воспитатель использует разные имена детей: для Танечки-Танюшки, Витечки-Витюшки и др.

Затем воспитатель предлагает ребятам спеть песенку «Я пеку-пеку-пеку...». И поет ее или проговаривает, а дети подговаривают отдельные слова.

Далее игра разворачивается по ситуации.



Действия с предметами. <<Я пеку всем друзьям по пирожку»

Задачи. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами-орудиями. Знакомить со свойствами песка (сухой — рассыпается). Эмоционально обогатить чувства детей, включив в занятие фольклор и знакомую песенку. В усло­виях зимнего времени года оживить воспоминания об играх с пес­ком летом, наполнить жизнь детей особенно увлекательными за­нятиями для зимы, когда на улице снег, лед.

Материалы. Модуль с песком и водой для формования с по­мощью игровых наборов для песка (формочки и совочки). Совоч­ки как предметы-орудия: один совочек и 4-5 формочек (на одно­го ребенка).

Речь. «Баранки, калачи с пылу с жару из печи»

Задачи. Развивать восприятие и понимание речи, языковое чу­тье. Вовлекать детей в игровое взаимодействие со сверстниками, в диалог. Обогащать словарь прилагательными, глаголами. Соотно­сить слово и выразительные движения. Уточнять и закреплять пра­вильное произнесение гласных и простых согласных звуков в связ­ной речи.

Материалы. Баранки, калачи, изготовленные из соленого тес­та. Игрушки: кукла и собачка.

Содержание занятия. Воспитатель читает потешку:

1 Великорус в своих песнях, обрядах...

Ани-бани-барабани, Едет Маша на баране. — Тпру, тпру, не скачи, Продаются калачи, Калачи горячи, На, Ванюша, получи!'

Воспитатель демонстрирует связку баранок и калачи (изготов­ленные из соленого теста).

Воспитатель обращается к детям: «Скажем вместе: вот баран­ки (демонстрирует баранки), вот калачи (демонстрирует калачи). Поиграем. Вначале я буду угощать баранками (протягивает де­тям руку) и говорить: кушай баранки, а дети отвечать: спасибо». Далее инициирует диалог: «А теперь угостите баранками друг друга. Кого ты хочешь угостить? (Обращается к кому-либо из детей.) Скажи: кушай баранки». Ребенок в ответ говорит «спа­сибо». (Повторить 5-6 раз.) «Какие баранки, калачи? — спра­шивает воспитатель и отвечает вместе с детьми: Вкусные, румя­ные, горячие, сладкие».

«К нам в гости пришла кукла Настя со своим другом Барбо­сом», — говорит воспитатель, угостим их тоже калачами и баран­ками». (Условные действия сопровождаются словами: «кушай ба­ранки» — «спасибо» и т.д.)

Воспитатель: «Насте пора спать».

Аи, бай, аи, бай, бай, Ты, собачка, не лай, Ты, корова, не мычи, Ты, петух, не кричи...2

...Спи-ка, дочка моя,

Прикачаю я тебя.

Байки-качй,

Под подушку — калачи,

В ручках — прянички,

В ножках — яблочки...

Воспитатель: «Скажем вместе: Настя, баю-бай, баю-бай. Как мы ее будем качать? (Условное действие.) Баю-бай, баю-бай». Дети передают друг другу куклу и качают ее. Настя уснула. Колыбель­ная песенка читается 2 раза.

' Трынцы-брынцы, бубенцы. С. 3.

2 См.: Архив фольклорного кабинета Новосибирского госпединститу-

та, коллекция М.Н. Мельникова.

«А сейчас, — обращается воспитатель к детям, — мы все как будто продаем баранки, калачи и кричим: кому баранки, кому ка­лачи?»

Дети передвигаются по группе, сопровождая ходьбу выразитель­ными жестами и словами. Воспитатель предлагает детям угостить баранками и калачами свои любимые игрушки. (Условные дей­ствия.) В заключение воспитатель угощает детей настоящими ба­ранками.

Лепка. «Зимние забавы»

Задачи.Развивать сюжетно-игровой замысел, вызывать у детей интерес к лепке фигурок, желание использовать полученные ранее умения раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять части, дополнять детали одеж­ды, используя цветную бумагу.

Материалы.Выполненная ранее воспитателем и детьми пано­рама снежной улицы, макет участка с горкой; снежки, снеговики, сделанные детьми из салфеток, разноцветные бумажные конусы (см. занятие «Наша Маша маленькая...», декабрь, 13 неделя), цвет­ная бумага для деталей одежды, стеки, пластилин, салфетки.

Предварительная работа.Наблюдение на прогулке за действи­ями других детей во время катания с горки, лепка снежков, сне­говика. Рассматривание картинок с изображением зимних забав, чтение стихов, пение песенок.

Ознакомление с окружающим. 16 страница - student2.ru





Содержание занятия. Перед сидящими полукругом детьми вос­питатель на столе располагает макет с покрытой снегом (белым ли­стом) «землей», горкой, снеговиками, панорамой «снежной ули­цы», которая служит фоном.

«Ребята, как весело гулять зимой! Можно кататься на санках, играть в снежки, лепить снеговиков. Посмотрите, у меня на сто­ле появилась снежная улица с домами, деревьями. Кто ее нари­совал? А вот и снеговики, кто их слепил? (Ответы детей.) Это все сделали вы, ребята. А с этой снежной горки (показывает) весело детям кататься на санках. Но где же ребята? Их надо слепить, чтобы девочки и мальчики катались с горки на санках, играли в снежки».

Воспитатель предлагает детям слепить фигурки, «надеть им шубки» или цветные бумажные конусы, или из комочков налепить шапочки, пуговицы. Каждой фигурке надо прилепить руки, что­бы можно было их согнуть, поднять. «Чтобы девочки и мальчики катались с горки на санках, нужно фигурки наклонить (показ), а санки можно слепить из столбика, расплющив его в ладонях».

В процессе занятия воспитатель обращает внимание на спосо­бы лепки: ребенок может лепить как из частей, так из целого куска пластилина. Поэтому он стимулирует желание каждого выбрать способ лепки. Это относится также и к изображению одежды, ко­торую можно создавать по-разному: налепив пуговицы, шарфики, шапочки, или с использованием бумажных цветных конусов. Для изображения лица (глаз, рта) воспитатель берет стеку, которая по­могает передать настроение (веселое, смеется, улыбается, радует­ся), и дети вслед за ней передают выражение лиц своих фигурок.

После занятия все фигурки дети располагают на макете, груп­пируя их на горке, вокруг снеговиков. Воспитатель еще раз обра­щает внимание на общую панораму макета на фоне «снежной ули­цы»: «Вот какой получился двор. В этих домах (показывает) жи­вут ребята. Они вышли погулять, слепили снеговиков, папы сделали для них горку. А сейчас мы увидим, как девочки и маль­чики будут кататься с горки на санках».

Наши рекомендации