Лекция 4. Становление и развитие теории социальной работы
1.Теоретическое осмысление социальной работы за рубежом
2.Оформление теории социальной работы в России и Беларуси
1. Зарубежная социальная работа как научная парадигма проходит ряд исторических трансформаций, каждая из которых характеризуется своей системой представлений и понятий. М.В. Фирсов выделяет следующие стадии становления ее теоретической парадигмы:
1 стадия: оформление первых представлений о процессе помощи, когда основным понятием является philos, т.е. дружественность, распространяемое не только на соседские связи, но и на более широкий круг социальных связей;
2 стадия: представления о процессах помощи и поддержке нуждающихся оформляются как концепция милосердия в традиционной религиозной доктрине. Основным принципом является деятельная любовь к ближнему
3 стадия: оформление в западном обществе имплицитного концепта «прав человека», где вопросы бедности, пауперизма (нищенства) являются его главными понятиями
4 стадия: становление теорий социальной работы, помогающих профессионалам диагностировать, анализировать и интерпретировать проблемы клиента, обусловленные социальными, экономическими и психолого-педагогическими факторами*.
Теоретическое осмысление социальной работы на том или ином этапе обуславливалось конкретными историческими и социокультурными условиями и неразрывно было связано с практической деятельность по оказанию помощи и поддержки нуждающимся.
Оформление древнейших представлений о процессе помощи. Зарождение представлений о помощи и взаимопомощи происходит на стадии родового общества, когда закладываются механизмы реципрокации ( дарообмен) и редистрибуции ( распределение излишков продуктов).
Выделение процесса помощи из многих сфер жизнедеятельности общества впервые происходит в Древней Греции. Зарождается понятие «филантропия» ( с греч. - любовь к людям).
Осмысление процесса поддержки нуждающихся находит свое отражение в трудах известных мыслителей и философов античности. Здесь прежде всего следует отметить Платона и Аристотеля. Так, Платон в своих работах «Законы» и «Государство», Аристотель в работе «Политика» рассматривают благотворительность в контексте общественной пользы, а не отдельного частного служения. Платон отмечал, что не следует заботиться о бедных, попавших в трудную ситуацию, так как бедность, по его мнению, заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности. Исключением ___________
* Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С. 18-19
может быть болезнь. Для утверждения идеального общественного строя Платон рекомендовал обратиться к воспитанию. Он верил, что с помощью воспитания можно изменить общество.
Понятия дружественности, благодеяния или филантропии в античной Греции рассматриваются не только на уровне макропроцессов. Феноменология процесса осмысляется и на межличностном уровне через такие важнейшие этические категории как справедливость, сострадание, честь, дружба.
Аристотель более сдержанно чем Платон оценивал возможности воспитания. Важную роль он отводил законодательному принуждению. Рассматривая мотивацию поступка с позиции пользы, Аристотель указывал, что деятельность государства по раздаче продуктов и денег нуждающимся только развращает народ, а стремление быть милостивым оборачивается для демоса (народа) злом. Об этом говорит и древняя мудрость: «Все, что дается даром, способно развращать». Аристотель утверждал, что человеколюбие является природным свойством человека. Демокрит (460—370 до н. э.) утверждал, что помощь бедным гражданам должна быть не только политической задачей, но и проявлением милосердия и сострадания.
Таким образом, обычаи и традиции древних греков, религиозные верования, идеологические построения великих древнегреческих философов создали ту теоретическую основу, на которой (и во взаимосвязи с которой) развивалась практика филантропии, социальной помощи нуждающимся.
Древнеримские философы (Ювенал, Сенека, Цицирон и др.) также обращались к проблеме помощи нуждающихся. Они обосновывали необходимость милосерднической деятельности, ее важность и значение для сохранения стабильности в государстве и обществе. Ювенал - утверждал, что человек рожден для сострадания, Сенека – ратовал за милосердное отношение к рабом (написал императору Нерону письмо «О милосердии»), Цицирон – считал милосердие отличительной чертой человека. Смысл служения государству он видел в «обогащении» бедных и в выкупе соотечественников из плена.
Следует отметь, что в идеологии античной филантропии прослеживается не только альтруистическое начало, но и первые попытки осмысления негативных последствий , которые могут принести бескорыстная помощь и поддержка.
Оформление христианских представлений о помощи. На смену понятия филантропия ( любовь к людям), приходит понятие «агапе» (любовь к ближнему), в основе которого лежат мотивы участия в судьбе человека, в его нуждах и проблемах.
Идеология первых христианских общин, возникших в Палестине в первой половине I в. придает свой смысл феномену социальной помощи нуждающимся. Согласно христианской идеологии не требование законов и светских традиций, не рациональное, а духовное начало должно лежать в основе благотворительности. Первым истинным и прирожденным «филантропом», согласно христианской традиции, был Иисус Христос, к которому стремились нищие, голодные, бродяги, прокаженные, проститутки и т. п.
Первые христиане придавали слову «милосердие» смысл прощения и деятельной любви. Возлюби ближнего как самого себя — основополагающий принцип христианства. Каждая христианская община была попечительным органом. Назначенные ею люди посещали на дому нуждающихся, больных, всех кому необходима была помощь.
Церковь поддержанная государством становится основным носителем благотворительности и призрения в период раннего (У-Х1 вв.) и классического (Х1- ХУ вв.) средневековья.
Переосмысление процессов как межличностного, так и группового взаимодействия, вопросы помощи и поддержки нуждающихся находят отражение в трудах и заповедях Апостолов и Отцов Церкви. Внутригрупповая помощь и взаимопомощь переносимые в социум, регламентируются, канонизируются, становятся обязательным законом жизни истинного христианина.
Так, апостол Павел определял благотворительность как норму христианской жизнедеятельности и выделял истинно нуждающихся и просителей, которые не хотят работать.
На ранних стадиях христианской поддержки предпринимается попытка выделить приоритетных объектов помощи. К ним отнесли: служителей и пастырей церкви; дряхлых стариков, беспомощных детей;
прочих нуждающихся.
Теоретическое осмысление сущности помощи и поддержки нуждающихся, социальной справедливости, сострадания нашло отражение в важнейших христианских догматах о милосердии того периода. Здесь следует отметить труды мыслителей церкви: Василия Кесарийского (Великого), Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина, Григория Богослова, Ефрема Сирина и др.
Василий Великий трактовал сущность милосердия как заботу об угнетаемых сверх их вины. Милосердие связано с «болезнованием», с состраданием к ближнему, поскольку человек не может постичь предначертание свыше и тем более свое состояние, которое постоянно меняется или может измениться по воле Провидения. В помощи и поддержке, прежде всего, по утверждению Василия Великого нуждаются те кто из великого богатства впал в крайнюю нищету, кто из крепкого телесного здоровья перешел в крайнее изнеможение, кто сражен болезнями. Понятие социального равенства им интерпретируется в контексте отдельной судьбы и ее изменений.
Григорий Богослов, конкретизируя идеи своей школы, придает им характер практического наставления и служения: «Будь для несчастного Богом». Он различает «высшее благодеяние» и «меньшее благодеяние». К высшим благодеяниям, приносящим пользу душе , Григорий Богослов относит законы Пророков, Учителей, Пастырей, «различные дары Духа Святаго и таинство новаго спасения». К меньшим благодеяниям — помощь в пропитании, одежде, лекарствах.
Златоуст отмечал , что милостыня - есть мать любви, отличающей христианство. Милосердие - природосообразное качество и свойство. В милосердии он видит природную субстанцию, однако это не значит, что ее наличие беспрепятственно раскрывает в человеке Божественное начало. Только обучение милосердию открывает перед человеком возможность восхождения к своей сущности и далее — к «признаку Божества». Иоанн Златоуст считает, что в акте милосердия не должно быть границ: помогать нужно всем, кто оказался в трудной ситуации, будь это даже язычник. Проблема социальной справедливости Златоустом рассматривается в контексте идей спасения
и противопоставления реального и ирреального мира, где субъектами противопоставления выступают богатые и бедные, имущие и неимущие, здоровые и убогие . Общественное единство и гармония возможны среди данных групп лишь при соблюдении «принципа полезности», дополнительности существования. Принцип общественной полезности существования имущих и неимущих групп понимается Иоанном Златоустом как установление Божественной мудрости, согласно которой представители различных имущественных групп должны жить согласно Божественному плану, осуществляя духовное совершенствование в условиях общественного неравенства, конституированное свыше.
Златоуст выделяет два вида помощи: милости духовные и милости телесные. К милостям телесным он относит пропитание нуждающихся, помощь имеющим недостаток в одежде, посещение больных, предоставление приюта странникам, погребение умерших в убожестве. Духовные милости -отвратить грешника от греховных дел,научить истине и добру нуждающихся, подать ближнему добрый совет.
Во второй половине УП вв. происходит разделение христианской церкви на Западную и Восточную. Как следствие этого закладываются новые подходы к христианской идеологии поддержки нуждающихся. Их особенность: собственно благотворением не должны заниматься все, а только люди облеченные саном. Миряне могут помогать нуждающимся своими пожертвованиями ( член общины может подавать милостыню, а епископ ее распределяет). С XII в. складывается убеждение, что Римский папа — собственник всего церковного имущества.
Церковь официально превозносила бедность. Бедность и богатство – были признаны богом. Бедный, нищий виделся как спаситель богатых. По мнению христианских авторов УШ-1Х вв. Церковь должна направлять руку королей и защищать всех слабых и угнетенных. Защита нуждающихся трактуется как юридическая, финансовая и нравственная. Следовательно, философия помощи начинается строится не только с позиции благотворительности, но и нормативных требований государства. Постепенно Церковь приходит к выводу о необходимости правового оформления процесса социальной помощи. Так, в 1100 г . Римская Церковь издает собрание канонических законов по теории и практике благотворительности – Decretum.
Практика социальной помощи ярко проявилась в идее «естественного права» в трудах известного теолога Фомы Аквинского (1225- 1274 ). Христианские теологи положили начало трем важным идеям в сфере помощи детям: идее воспитательных домов для заброшенных детей, воспитательных приютов для больных и калек; идее всеобщего образования и обучения; идее индивидуализации воспитания.
Дальнейшее развитие теории и практики благотворительности происходит под руководством Римско-католической церкви, вплоть до Реформации.
Осмысление процесса помощи нуждающимся в период утверждения капиталистических отношений (ХУ1- ХУШ вв.).Наосмысление процесса помощи повлияли социально-культурные, экономические преобразования которые переживала Европа в этот период, и прежде всего эпоха Возрождения, а также Реформация (связана с расколом католической церкви), началом которой послужило выступлением в 1517 г. в Германии М. Лютера с 95-ю тезисами против индульгенций.
Протестантизм трансформировал содержание понятий «милосердие» и «благотворительная деятельность», утверждая что человек спасается верой в бога, а не проявлением милосердия к нищим и убогим.
Мартин Лютер подверг жесткой критике сложившиеся формы и принципы благотворительности; критиковал церковь за расточительство, бессистемный характер помощи. Он не отрицал милостыню как форму поддержки, когда нуждающийся умирает от голода, замерзает от холода , скрывается от преступления. Однако, в бесконтрольной раздаче милостыни видел главный фактор стимуляции профессионального нищенства.
Реформация лишила нищету мистического ореола праведности. Ж. Кальвин (1509—1564) утверждал, что каждый человек еще до сотворения мира предопределен Богом либо к спасению в раю, либо к аду. Бедность — это знак божьей кары. Бедняк обречен навлекать на себя лишь недовольство Господа, ибо жизнь его отмечена проклятием Всевышнего, а потому следует наставлять бедных в терпении, чтобы они могли сбросить бремя, возложенное на них Богом. Само желание быть бедным — греховно так же, как и желание быть больным. Любовь к ближнему — это прежде всего служение Богу. Ж. Кальвин, отличавшийся крайней религиозной нетерпимостью, запрещал просить милостыню и преследовал нищих.
Протестантские лидеры не только резко выступили против католической идеализации нищенства как объекта «добрых дел», но и против монахов и монастырей, опекавших нищих. Многие из них предлагали превратить монастыри в больницы, имущество монастырей конфисковать и направить на нужды больных, бедных, на создание учреждений общественного призрения.
С Реформации начинают формироваться два основных подхода по регламентации профессионального нищенства: локализация данного явления при помощи законов; возложение на гражданское общество соответствующих налогов и сборов. Налогообложение как система, регулирующая отношения одних слоев населения с другими, богатых с бедными , становится значимым элементом общественных социально-экономических связей. Объективно Реформация была прогрессивным шагом в истории развития теории и практики социальной помощи. Протестантизм перенес центр тяжести с внешних форм проявления милосердия на внутренне содержание. Главное заключалось не в том, чтобы подать нуждающемуся милостыню, а в том, чтобы спасти его душу, обновить его нравственно, мобилизовать внутренние жизненные
силы на преодоления трудных жизненных ситуаций.
В конце XVII в. в западноевропейской философиизарождаются прогрессивные идеи помощи нуждающимся, составившие в дальнейшем основу многих положений современной теории социальной работы. Позитивно на развитии общественной мысли в этой сфере сказались разработки теории «естественного права», сменившие догматы раннесредневековой благотворительности. Здесь прежде всего, следует отметить труды Д.Локка, в которых он опирался на правовые идеи христиан, а именно на идею свободы и справедливости, а также идеи Я.А. Коменского о праве человека на образование.
К ХУШ в. с развитием капиталистических отношений Церковь утрачивает позиции основного субъекта социальной помощи, хотя церковная благотворительность по-прежнему является значимой. Возникает потребность в развитии системы призрения поддерживаемой
и регулируемой государством. Гражданское общество берет на себя обязанности оказания помощи всем нуждающимся .
Смена церковной поддержки государственной произошла вследствие следующих причин: банкротство системы бескорыстной раздачи милостыни, приведшей к разрастанию профессионального нищенства; усложнение социальной организации общества; переход от натурального хозяйства к денежному .
В ХУШ в. оформляются идеи государственного подхода к поддержке нуждающихся. Утверждается тезис, что если общество не будет заботиться о нуждающихся, то оно обрекает себя на самоуничтожение. Так, известный французский политический деятель Монтескье, считал, что государство должно предоставлять свом гражданам пропитание, одежду и возможности вести здоровый образ жизни. В период Великой французской революции впервые оформляются идеи государственного обеспечения.
Таким образом, к Х1Х в. имелись предпосылки к тому, чтобы государственная помощь и взаимопомощь слились в единый социокультурный процесс, со своими традициями, принципами, ценностями и формами. К этому периоды сложились определенный подходы в понимании и интерпретации таких социальных феноменов как бедность, нищенство, безнадзорность, сиротство и т.п.
Оформление научных подходов к благотворительности (Х1Х в.).Предпосылкой для развития научных подходов послужило активное развитие законодательной практики в ХУ1- ХУП вв., когда были оформлены законы направленные на ликвидацию профессионального
нищенства, законы превентивного характера, предупреждающие это явление; в ряде европейских государств принимаются законодательные меры против проституции .
Развитие общественной мысли в области социальной помощи и поддержки базировалось на теориях естественного права, сменивших
идеи средневековой христианской благотворительности. Идеологической основой которых являлось понятие естественных прав человека и изначального равенства всех людей.
В Х1Х в. бедность, несправедливость, нищенство становятся базовыми постулатами многих социальных учений, а следовательно и различных теории социальной помощи.
Наибольших успехов в развитии теории социальной помощи достигли представители либерализма, основным постулатом которых было ответственность и моральный долг государства перед личностью, а также ответственность государства за создание для каждого гражданина нормальных условий для нормального существования.
В этот период ведется дискуссия о соотношении роли государственной и частной благотворительности. Основными теоретическими проблемами исследования стали:
· определение роли государства в деле помощи нуждающимся.
Развивается идея, что государство должно быть активным в деле благотворительности (Моль, Барон, Луи Блан). Выдвигаются три основные задачи системы государственной социальной поддержки – репрессивные меры по отношению к профессиональному нищенству; превентивные меры против бедности; вспомоществование нуждающимся;
· отношение государственных институтов защиты и контроля с
частной благотворительностью;
· проблема «права личности на помощь». Активно изучается
личность нуждающегося. В научных теория появляется не только человек разумный, но и человек нуждающийся. Расширяется взгляд на человека.
· изучаются различные проблемы социальной патологии:
проституции, пьянства и др. (Исследования Ч. Ламброза, Фарреро и др.); суицида (Э.Дюркгейм, А. Шопенгаур)
· в конце Х1Х в. дискутируется вопрос о профессиональной
подготовке социальных работников.
· анализируется проблема социального иждивенчества.
В Х1Х в. предпринимаются попытки группирования нуждающихся. Так, французский ученый д*Оссонвиль , исследуя проблему пауперизма выделяет три основные типа социальных проблем, когда обязательно вмешательство государства: болезни, несчастные случаи, старость. Считал, что эти три фактора объективно влияют на жизненный сценарий человека, а, следовательно , их нужно учитывать при разработке мер, направленных на преодоление и профилактику нищенства и бедности. В качестве таких мер он рассматривал целевые программы и финансирование, реализуемые через местные органы самоуправления.
Категория бедность распространяется на представителей различных социальных слоев. Показателем позволяющим отнести человека к данной категории выступает отношение к трудовой деятельности. На основании этого выделялись такие классы нуждающихся: больные, хронические больные, дети-сироты, вдовы и т.д.
В этот период исследователи изучали и существующие модели финансирования государственных мероприятий, по оказанию помощи нуждающимся; категории лиц, которым оказывалась помощь; результативность репрессивных мер в отношении профессионального нищенства. Основными финансовыми средствами финансирования программ против нищенства, по утверждению английского исследователя Фауля, выступали налоги, общинные вклады, пожертвования, субсидии из доходов государства и департамента.
Интерес исследователей вызывали такие социальные проблемы как нищенство и пауперизм. С целью их всестороннего анализа и исследования, получения объективных представлений об этих процессах начинают применяться социологические методы. Первым их применил английский проповедник Ч. Бут.
Все большее внимание начинает уделяться также научному изучению личности нуждающегося. Она начинает рассматриваться в контексте социальной проблематики, неотрывно от форм помощи. Оформляется научное направление о социальной помощи, завоевавшее свою нишу в общественных науках.
Автор практического руководства по вопросам социальной помощи Э. Мюнстенберг (1863—1916) выделяет ряд объективных социально-биологических факторов, которые могут иметь определяющее значение для развития жизненного сценария человека, способствовать развитию трудной жизненной ситуации: пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья. Изучение различных комбинаций этих факторов могут помочь в определении субъектов и форм помощи. Однако Э. Мюнстенберг считал, что поддерживать необходимо только тех, кто сам себе помочь не в состоянии. Среди форм помощи он выделял временную и постоянную помощь; открытую и закрытую помощь (вне благотворительных учреждений или в учреждениях); помощь натурою; денежную помощь*.
В конце XIX в. дискутировался вопрос о том, необходимо ли профессиональная подготовка «социальному помощнику». Начинают определяться конкретные требования к социальному работнику как к специалисту. Следствие этих дискуссий стало открытие первых краткосрочных курсов по подготовке социальных работников в Англии (1896 г.) и США (1898 г.). Материальная помощь нуждающемуся перестает считаться ее основным видом. На первый план выходят мероприятия, связанные с идеями самопомощи, воспитание, образование, а также социальное страхование. Формируются не только оперативные подходы к оказанию помощи, но и разрабатываются вопросы долговременной помощи.
Таким образом в Х1Х в . возникают теоретические построения, которые составили основу социальной работы как науки и профессии.
Научный этап становления социальной работы Научный этап становления социальной работы связан с изменением общественных связей и отношений. На развитие парадигмы
___________
* Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С. 18-19
социальной помощи влияли: разрушение единого сообщества, связанного с общими принципами и нормами существования; урбанизация и индустриализация; увеличение социальных связей и расширение отношений, в которых стал задействован человек.
Теоретическое осмысления процессов помощи и поддержки нуждающихся предпринимается в первом двадцатилетии ХХ в.
представительницами феминистского движения: Алисой Соломон (Германия), Марикей Гахери (Франция), Джейн Адамс (США). Этот период (1900-1920 гг.) связан с идеологией оформления индивидуальной работы с клиентом. Наибольших результатов в данной области добивается Мэри Ричмонд, которая впервые описала метод индивидуальной социальной работы с нуждающимися. Ее подход базировался на основе медицинских методов, психоанализа З.Фрейда, бихевиористической школы. Особую значимость для практической социальной работы имела ее книга «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях».
В начале ХХ в. формируются принципы индивидуальной работы:
- на социальную адаптацию человека влияют социальные и экономические факторы;
- реагирование человека на социальные явления определяется личностными ресурсами;
- каждый человек независимо от статуса имеет чувство собственного достоинства;
- чтобы поставить правильный социальный диагноз нужно выявить и всесторонне изучить проблему;
- причина неумения человека приспосабливаться к окружающей среде вызывается социальными и экономическими факторами;
- необходимым условием успешно решения проблемы клиента социальным работником является доброжелательность и дружелюбие.
В 1917 г . выходит очередная работа Ричмонд «Социальные диагнозы», в которой автор описывает теоретические и методические аспекты индивидуальной социальной работы; процесс взаимодействия социального работника и клиента. В
социальную работу вводятся понятия из медицины «диагноз», «лечение». Ричмонд разрабатывает методы позволяющие анализировать социальные и психологические проблемы клиента; обобщает подходы к индивидуальной интервенции, которая должна включать в себя такие этапы как: получение информации; постановку диагноза; прогнозирование развития ситуации; лечение клиента.
Теоретические разработки М.Ричмонд имели огромное значение не только для практики, но и для развития теории социальной работы.
В последующие годы (1920-1930 гг.) в социальной работе актуализируются и получают интерпретацию такие феномены как наследственность, физиологическое развитие индивида, развитость-неразвитость интеллекта. Психология и психиатрия становятся объяснительной базой ситуаций жизненного мира клиента. Так, при теоретическом осмыслении процессов помощи и поддержки, разработке метода индивидуальной социальной работы используются активно психологические знания: психология развития; психодинамическая теория; социальный бихевиоризм, которые позволяли более детально изучить личность клиента в социальной работе, его социальную историю; дали возможность анализировать внутренние процессы помощи и поддержки. Социальная история клиента и «лечение» стали доминантами в индивидуальном методе социальной работы, социальными стандартами в помогающем процессе .
М.Ричмонд уточняет и дополняет принципы индивидуальной социальной работы и акцентирует внимание на принципах взаимодействия социального работника и клиента: симпатизировать клиенту; отдавать ему предпочтение; поощрять его; совместно с ним строить ясные планы по решению проблемы. Ричмонд заложила основы диагностической школы социальной работы.
В этот же период развиваются и другие подходы к теоретическому осмыслению социальной работы. Так, В.Робинсон разрабатывая метод индивидуальной работы, предлагает поставить в центр внимания не ситуацию клиента, а ценности и смыслы его индивидуального опыта, основывая на них процесс помощи. При взаимодействии социального работника и клиента она предлагает уделять внимание прошлому опыту клиента, его детским переживаниям, наклонностям, ценностям.
Другой подход в развитии теории и практики социальной работы представлен в направлении, получившем название функциональной школы.Представителиэтого подхода О. Ранк, Дж.Тафт. в основу своих теоретических построений поставили не социальный диагноз, а процесс взаимодействия социального работника и клиента. Отталкиваясь от учения Фрейда, О. Ранк считал, что кризисные состояния, возникающие в процессе развития личности, вызваны родовыми травмами (полученными при рождении). Поэтому он считал, что встреча индивида с социальным работником неизбежна, независимо от конкретных социальных условий.
Важное место представители «функциональной школы» отводили отношениям, которые устанавливаются в результате взаимодействия социального работника и клиента и которые определяют процесс помощи. По мнению представителей этой школы, наиболее важным во взаимодействии социального работника и клиента является процесс как форма и средство изменения ситуации. Функциональная школа базировалась на принципах синхронического подхода «здесь и теперь», когда в процессе взаимодействия социального работника и клиента актуализируется настоящий опыт клиента, его чувства и эмоциональные переживания. Отсюда основная задача виделась в том, чтобы помощь была осознана и принята клиентом. В этом случае между социальным работником и клиентом устанавливаются другие взаимоотношения: они становятся партнерами и несут равную ответственность за изменение ситуации.
В 1930-1950 гг. происходит развитие методов индивидуальной работы в диагностической и функциональной школах, проходят научные дискуссии о приоритетах в методах поддержки нуждающихся, формируются подходы к групповой социальной работе и социальной работе в общине (коммъюнити).
Развитие диагностического подходы в этот период было связано с именем Г. Гамильтон, которая значительно расширила понятие диагноз. Он стал восприниматься не как установка к действию в решении проблемы клиента, а как способ понимания клиента, его ситуации и проблемы. В ситуации стали видеть не только диагностическую , но и оценочную проблематику.
Ситуационный подход внес два существенных компонента в социальную работу:
· Предвидение. Развитие предвидения у клиента позволяет ему освободиться от неосознанного конфликта, а осознание клиентом своих трудностей позволяет эффективно решать его проблему.
· Психологическая поддержка. Она должна быть направлена на обретение клиентом уверенности.
В этот период оформляется полемика между диагностической и функциональной школой о приоритетах в методах поддержки.
В 1950—1970 гг. предпринимаются попытки аккумулировать теории социальной работы, наблюдается рост теорий в практике индивидуальной работы с клиентом, расширяется спектр теорий социальной работы с группой, в микросоциальной среде. Развитие теории социальной работы проходит под влиянием дискуссии между диагностической и функциональной школой социальной работы. Получают дальнейшее исследование проблема взаимодействия клиента и социального работника. Более детально формулируются принципы этого взаимодействия: индивидуализация; открытость в выражении чувств; конфиденциальность; не директивность в отношениях, контроль над эмоциональным развитием клиента.
Продолжается теоретическое осмысление и обогащение метода индивидуальной социальной работы. Здесь следует отметить заслугу Хелен Перлман, которая объединила подходы диагностической и функциональной школ и предложила новую модель индивидуальной работы – метод решения проблем.Согласно Перлман– процесс помощи складывается из двух компонентов: собственно процесса помощи и личностных ресурсов клиента. Теоретическое осмысление получают такие понятия как ресурсы; проблема; процесс помощи.
В дальнейшем, в 1970—1990 гг. оформляются тенденции к унификации теорий социальной работы. Формируются концепции вокруг концептов "социального функционирования". Доминируют термины и понятия, связанные с теорией систем.
Теория социальной работы оформляется и развивается в следующих направлениях:
* разрабатываются вопросы индивидуальной, групповой социальной работы (Курт Левин, Алвинд Зандер И др.) и работы в общине; теория социального администрирования и планирования
* рассматриваются вопросы связи теории и практики;
* получают теоретическое освещение вопросы подготовки специалистов;
* складываются интегративные подходы к теории и практике социальной работы.;
* исследуются вопросы менеджмента в социальной работе ( Мари Паркер Фоллет).
Таким образом, социальная работа как область научного знания, в процессе становления и развития претерпевает культурно-исторические изменения: расширяется практика осмысления социальных феноменов, появляются теоретические конструкты и принципы социальной работы, в процессе развития теории оформляется научная парадигма социальной работы.
2. Древнейшие представления о процессах помощи и взаимопомощи. После принятия христианства ( 988 г.- Крещение Киевской Руси князем Владимиром) активно развиваются и оформляются идеи помощи, поддержки и защиты. Благодаря развитию письменности они находят воплощение в конкретной литературе. Прежде всего стоит отметить роль заимствованной литературы , в частности, Библии; Священного писания; Греко-восточных толкований на книгу Бытия и на Псалмы; и другие богослужебные книги. Получают распространение на Руси труды Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина и др., которые оказали огромное значение на становление общественного сознания в вопросах помощи, поддержки и призрения.
И все-таки ведущая роль в осмыслении процессов помощи и поддержки нуждающихся принадлежит отечественной (оригинальной) литературе и памятникам письменности древней Руси. Здесь прежде всего следует отметить «Изборник 1076 г.». Тема милосердия в этом труде занимает ведущее место и представлена в 4 главах: «Наказание богатым», «В слове некоего отца к сыну», «О звании сильных», «О златолюбце». Заложенные в «Изборнике 1076г.» основы теории милосердия в последующем будут развиваться в таких направлениях как осмысление милосердия как философской категории; как христианского пути спасения; как средства управления обществом.
Тема милосердия находит отражение не только в богословской , но и светской литературе. Так, в «Поучении» В. Мономаха огромное внимание уделяется вопросу воспитания у человека сострадания, милосердия.«… Убогих не забывайте, кормите, подавайте сиротам и вдовицам..», « Куда не пойдете, где не остановитесь в пути, везде напоите и накормите всякого просящего»*.
Внимание проблеме милосердия уделяет в своем «Молении» Даниил Заточник. Он поднимает тему ответственности власти перед нуждающимися; выступает за милосердие к нуждающимся; раскрывает сущность нищеты, нищенства как явлений которые отрицательно на человека вообще и на отношение его с миром. Отмечает, что причины
бедности не только в человеке, его жизненной стратегии, но и в общественной патологии. Указывает, что бедность связана с воровством, разбоем, распутством и т.д. Д.Заточник обращает внимание на роль власти в деле помощи и защиты нуждающихся. «… Бедный и на родине ненавидим ходит».
Вопросы милосердия, сострадания ближнему, социальной справедливости и защиты нуждающихся нашли отражения также в трудах белорусских просветителей. Так, К. Туровский (11 30—1182), автор «притч» и «слов», молитв и канонов осмысливает понятие «милосердие» в контексте не только христианских добродетелей, но и проблематики личности прихожанина. Он раскрывает этический и онтологический смысл милосердия, а также его социальную направленность, когда милосердие выступает необходимым атрибутом власти, принципом жизнедеятельности. К. Туровский определяет милосердие как деятельностный акт прежде всего со стороны власть имущих и развивает тему ответственности власти за судьбу обездоленных людей, «ближних своих».Чем выше социальный статус субъекта помощи, тем больше милосердных дел он должен совершать. К. Туровский, считал, что решение многочисленных социальных и личных проблем человека зависит не только от высших
сил, но и от него самого. Для этого необходимо заниматься самосовершенствованием, опираясь на «книжную премудрость».
В произведениях К. Туровского в результате творческого осмысления учения Отцов церкви заложены и развиты теоретические основы
___________
«Поучение» Владимира Мономаха . Литературные памятники. - М.: «Панорама», 1990
милосердия и христианского социального служения с национальной спецификой.
В «Поучении духовника исповедующимся» добрых христиан в соответствии с христианской моралью призывают следовать делам милосердия: призревать сирот, вдовиц, нищих и странников. Для призрения советуют выделять десятину от своих доходов. Таким образом, десятина становится средством индивидуального вспомосуществования нуждающимся.
Государственно-муниципальное и общественное призрение (Х1У- ХУШ вв.). Для этого периода характерны три формы поддержки и защиты нуждающихся: церковно - монастырская система помощи; зарождение и развитие государственной системы помощи; зарождение общественного и частного призрения.
Государство намечает ряд шагов в области превентивных мер, направленных на локализацию социальных проблем: пьянства, воровства, проституции, профессионального нищенства.
Выделяются основные объекты помощи: дети, вдовы, инвалиды, прокаженные и престарелые.
На развитие теории милосердия оказали влияние ряд факторов:
· развитие законодательства. На белорусских землях следует прежде всего отметить Статуты ВКЛ 1529, 1566 и 1588 годов. Согласно Статута 1529 г. запрещалась продажа в рабство свободного человека в голодные годы, когда нищенство имело массовое распространение; челяди предоставлялась вольная , если во времена голода хозяин не мог прокормить ее.
· православие претерпевает реформу Никона, после чего церковный раскол и как следствие этого появляется ряд новых религиозных течений.
· изменяется сам исторический контекст, в котором развиваются процессы помощи.
· влияние различных христианских школ и мыслителей на православие.
Во второй половине ХУП- ХУШ вв. в России закладываются основы политики просвещенного абсолютизма. Большую роль сыграли социально-политические идеи Ю.Крижанича, Е. Славенецкого, В.Татищева и других мыслителей. Позитивно на развитии теории презрения сказались социально-политические идеи Ю. Крижанича, которые он оформил в своей работе «Политика»: затрагивает различные вопросы человеческого бытия, но особую роль отводит государственно-правовым и этическим проблемам. Один из механизмов поддержки населения он видит в выдаче кредитов под залог имущества, что должно предотвращать грабежи и разбои. В структуре общественного сословия выделяет «убогих» как особую группу населения. Убогих подразделяет на две группы – собственно убогие , которые должны быть под защитой государства; и «больные члены общества»- пьяницы, игроки. К первым, по мнению Крижанича, необходимо применять милосердие, а к последним – строгие меры: ссылать в Сибирь или отдавать в холопство.
Заслуживают внимания и идеи высказанные Епифанием Славенецким. Рассматривая общественное призрение он выделяет три уровня поддержки: помощь духовная; помощь институциональную и помощь традиционную. Затрагивает в своих работах и вопросы борьбы с профессиональным нищенством. Предлагал предоставлять работу молодым и здоровым, а для убогих и немощных организовывать «недужнопиталища». Средства на их организацию должны выделяться духовенством.
В 1682 г. в России принимается проект «О мерах государственного призрения указ». Ряд российских исследователей социальной работы, считают, что с этого проекта начинается государственный этап социальной помощи. В Указе впервые четко выделялись группы нуждающихся, на которых должно распространяться внимание государства: бедные, увечные , нищие, старые; излагались мероприятия по локализации нищенства; нашли отражение вопросы обучения нищих детей.
ХУШ век – век просвещения, реформ социально-политических, образовательных. Политику просвещенного абсолютизма проводила активно Екатерина П., идеи которого и определяли в этот период подходы к милосердию, к оформлению основ теории призрения.
Оформление теоретических подходов к общественному и частному призрению ( конец ХУШ – Х1Х вв.).Процессы помощи, институты помощи, субъекты и объекты помощи начинают рассматриваться в рамках государственных указов, чему способствовало развитие законодательства.
Личность клиента рассматривается с позиции социетального подхода, а не богословского. Индивидуальная судьба трактуется не с позиции вечности, а в контексте зримых проблем и нужд общества; в контексте жизнедеятельности человека. В развитии теории социальной помощи ( общественного призрения) выделяют следующие направления:
* социально-административное, реформистское ( организация институтов поддержки и контроля, институтов воспитания);
* социально- философское осмысление призрения (Радищев, Пестель и др.). Мыслители ХУШ в. поднимают проблемы, связанные с ролью личности в деле помощи.
* социально –медицинские подходы;
* социально-педагогические подходы.
Особенностью научного осмысления процесса помощи на рубеже Х1Х - ХХ вв. является то, что наряду с дифференциацией научного знания имеет место складывание его в единую парадигму. Наличие различных подходов способствовала расширению понятийного пространства социальной работы.
В конце Х1Х в. изучается опыт Императорского Человеколюбивого общества; Ведомства учреждений Императрицы Марии ( благодаря этому ведомству в Беларуси в конце 19 в. открывается сеть учебных заведений для девочек)
В начале ХХ века изменяется структура общественной помощи, появляются новые типы клиентов, требующие защиты и поддержки, появляются новые формы попечения.
Формируются подходы к обоснованию необходимости благотворительности и призрения и их рассмотрения в контексте государственных программ. Теория общественного призрения выделяется в специфическую область познания ( В.И.Герье).
Тема государственного призрения и его соотношения с благотворительностью получают активное развитие. Активно изучается истории общественных благотворительных заведений, деятельность отдельных благотворителей. Проводятся исследования в области отечественной и зарубежной социальной помощи (Н.Карамзин, В. Ключевский, С. Соловьев); изучается истории церковно-приходского призрения.
В конце Х1Х в. появляются первые труду в области теории и практики «трудовой помощи». В начале ХХ в. этой проблеме уделяют внимание А. Горовцев, А. Раевский и др. Большое внимание уделяется профессиональному нищенству как антиобщественному явлению ( Е.Дриль, Я. Харламов, Е. Максимов ). Рассматривается проблема проституции как «социального недуга» (А. Баранов, В. Тарновский и др.); пьянства и алкоголизма (Н.К. Григорьев, Я. Михайловский и др.).
Таким образом, в этот период наблюдались следующие основные направления общественной и научной мысли о сущности общественной помощи: теологическое, конфессиональное; правовое направление, теория законодательства в социальных вопросах; общественная благотворительность и призрение как культурно-исторический и социально-политический процесс; «общественная и профессиональная гигиена»; воспитание и «исправительное воспитание»; система организаций помощи; теория страхования; теоретические проблемы помощи инвалидам; обучение специалистов; «призрение нравственно падших и патронат над выпущенными из тюрем »*.
____________
*Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С. 63
Каждое направление имело свою научную традицию, свой подход к пониманию сущности частного и общественного призрения, но оно являлось и логическим продолжением развития общественной мысли в данном кластере познания, основывающимся на предшествующих познавательных тенденциях.
Научное парадигма социального обеспечения ( ХХ в.).Идеология нового времени переосмысливает концепции взаимодействия между людьми в обществе, вырабатывает новое видение проблем помощи и благотворительности. На научную парадигму социальной работы влияли социокультурные, социально-политические, экономический, образовательные факторы. Процесс помощи как социальный феномен и культурно-историческое явление, а также как определенное знание отдельно не выделяется, развиваясь по отдельным отраслям: в педагогике, социологии, психологии, социальном обеспечении.
Выделяют два периода в оформлении идей социальной поддержки и защиты населения. Первый - 1919 – 1941 гг. ,предметная область социальной помощи дореволюционного периода и оформляется новая
парадигма о социальном обеспечении и социальном страховании. В этот периодразрабатываются теоретические вопросы, затрагивающие такие проблемы как:
· социальных патологий: нищенства, беспризорности, проституции, пьянства;
· проблема инвалидизма и медицинско - трудовой экспертизы;
· социальной защиты, реабилитации несовершеннолетних правонарушителей и преступников.
· организации социального обеспечения и социального страхования в обществе.
Появляются первые работы в области социального обеспечения и социального страхования (Н. Милютин, В. Яроцкий, А.Забелин и др.). С этих работ начинается становление марксистско- ленинского подхода к социальному обеспечению.
Большое внимание уделяется вопросам технологий борьбы с нищенством, а также вопросам социального патронажа, которые широко освещались на страницах специального журнала «Социальное обеспечение».
Второй период – с 50-х и до конца 80-х гг. ХХ ст., когда особенно интенсивно и последовательно разрабатываются вопросы врачебно- трудовой экспертизы, социально-правовой реабилитации инвалидов. Выходят первые научные работы в этом направлении : «Практическое руководство для врачей ВТЭК и ВКП» (1955 г.), «О теоретических основах врачебно –трудовой экспертизы» (1963) «Врачебно – трудовая экспертиза и трудоустройство» (1967 г.) и др. Активно обсуждается вопрос о научном статусе врачебно-трудовой экспертизе как самостоятельной научной отрасли.
В 70-80-ые годы разрабатываются принципы врачебно-трудовой экспертизы при хирургических заболеваниях и травмах опорно-двигательного аппарата, ставится вопрос о научном статусе врачебно-трудовой экспертизы. Выходят научные работы по теории и практике социального обеспечения: «Вопросы теории и практики социального обеспечения» (1978 г.), «Проблемы развития социального обеспечения на современном этапе» (1980 г). В данных работах акцент делался на развитии пенсионного обеспечения, трудоустройстве инвалидов, протезировании, обучении и переобучении инвалидов, социальной помощи слепым, глухим. Эти направления и являлись основными в социальном обеспечении.
В начале 60-х гг. происходит обоснование стратегии общественного развития на повышение материального благосостояния народа. Ставилась задача за счет общества, независимо от качества и количества труда отдельных граждан, материально обеспечить всех нетрудоспособных, предоставить гражданам ряд бесплатных льгот и услуг, бесплатное медицинское обслуживание, образование и т.д.
В 70-ые годы происходит переосмысление социальной политики из-за системного кризиса в социально-экономической сфере. Так, перестраиваются внутренние функции государственного управления, и социальное обслуживание занимает в нем самостоятельное место. Социальная политика все больше отождествляется с политикой социального обеспечения, партийная идеология определяющая в ее развитии.
В середине 80-х гг. получает обоснование новая концепция социально-экономического развития общества. Обосновывается тезис о самоуправлении народа на основе развития «прямой демократии», без делегирования этих функций Советам и партиям. Большее внимание уделяется личностному началу, «человеческому фактору». В этой связи возрастает и роль социальной политики. Выдвигаются тезисы о социалистических принципах распределения, основанных на учете количества и качества труда отдельного индивида. Концепция новой социальной политики обосновывает принцип социальной справедливости на основе распределения по труду, в реализации политических прав и свобод, равенства всех граждан перед законом.
С начала 90-х гг. ХХ ст.начинается новый этап в научном развитии социальной работы. Исследуются вопросы истории отечественной и зарубежной социальной работы; профессиональной подготовки специалистов, методологии социальной работы.. Знание социальной работы формируется на основе социологических, педагогических познавательных традиций, осложненных концепциями социальной работы, выработанных в западной цивилизации.
В настоящее время происходит расширение понятийных границ теоретической социальной работы.
Вопросы для самоконтроля
1.Каковы были представления о поддержке нуждающихся в древности.
2.Каковы особенности христианских представлений о помощи .
3.Охарактеризуйте научный этап становления социальной работы за рубежом.
4.В чем особенности диагностической и функциональной школ социальной работы.
5. Охарактеризуйте особенности отечественной парадигмы социальной работы.
6.В чем суть научной парадигмы социального обеспечения и социальной работы.
Рекомендуемая литература
1 Григорьев А.Д. История социальной работы. В 2ч. Ч.1 ( до начала ХХ в.) : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.Д. Григорьев.- Мн.: ТетраСистемс,2006. – 464 с.
2. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 427 с.
3. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с.