Влияние профессии на поведение
Говоря о включенности личности в деятельность, о специфике проявлений ее активности, нельзя забывать о влиянии на особенности данного процесса самой профессии. Подчеркивая это, М.Я. Басов писал: «...когда мы говорим о педагоге, враче, инженере, художнике, актере и т. п., нам представляются они в виде отличных друг от друга профессиональных типов, каждый имеет свое лицо, свои характерные черты, по которым мы узнаем их в жизни при первой встрече с ними. Каждая профессия имеет свой штамп» [25, С. 17].
Возможно именно поэтому для обозначения процесса развития личности в конкретной деятельности используется термин «профессионализация». Однако профессионализация касается лишь тех видов труда, содержанием которых выступает определенная область и деятельность человека имеет целостный характер. Примерами таких видов могут служить профессии журналиста, учителя, юриста. В современных условиях такое разделение труда все более принимает характер выделения коммуникативных видов труда из процесса материального производства. Возрастание удельного веса коммуникативного и умственного видов труда способствует выделению, в основном, неалгоритмизированных видов деятельности. Конкретные профессии, обособляющиеся в результате этой тенденции, разнородны, неоднотипны по своему содержанию и отличаются универсальной целостной человеческой деятельностью. Профессионализация, являясь составной частью социализации, противостоит специализации иного рода, результатом которой является расчленение целостного акта человеческой деятельности на отдельные операции, выполнение которых становится делом конкретного индивида. Это характерно, в частности, для разделения труда на базе машинного производства. Однако и здесь, несомненно, сохраняется целый ряд условий, и можно согласиться, что специфические изменения личности происходят и в этом случае.
Отсюда логично сделать вывод, что степень сложности деятельности, ее многогранность, гибкость, непредсказуемость и другие свойства будут соответствующим образом влиять на развитие личности.
При этом можно проследить и количественные зависимости между деятельностью и развитием личности. Как отметил С. Л. Рубинштейн, высокие достижения человека в деятельности являются фактором, существенно развивающим личность: «Создавая что-то значительное, человек и сам растет, в творческих, доблестных делах человека – важнейший источник его роста» [187, С. 128]. С другой стороны, чем проще, однороднее деятельность, выполняемая человеком, чем меньше поле проявления его активности, тем в меньшей степени оказывается развитой его личность. Иллюстрируя этот факт, Адам Смит писал: «Человек, жизнь которого проходит в выполнении немногих простых операций, не имеет случая и необходимости изощрять свои умственные способности или упражнять свою сообразительность ... становится таким тупым и невежественным, каким только может стать человеческое существо».
Конечно, нельзя считать влияние деятельности на развитие личности мононаправленным, так же, как и далеко не всегда о человеке, который участвует в различных видах деятельности, сочетает разные профессии, можно сказать как о развитой личности. Имеется немало примеров тому, когда люди меняют разные виды деятельности, но о них нельзя сказать иначе, чем как о дилетантах или «прыгунах», а не как о развитых личностях.
Требуется учитывать не только внешние условия, а прежде всего активность позиций самой личности. Связи между личностной активностью и деятельностью целесообразно рассматривать как взаимные. В целом, конечно, даже трудно представить себе деятельность, не насыщенную личностными проявлениями, и если личность не включает свои проявления в деятельность, то такая деятельность остается на уровне формально осуществляемого, бездушного ремесла.
Однако не всегда слияние личности с профессией происходит столь гладко. Если обратиться к проблемам человека не на своем месте, то их последствия всегда закономерно ведут к снижению активности или раздвоению личности. Выдавая себя не за того, кем он является, вступая, по сути дела, в личностно-ролевой диссонанс, индивид ограничивает свою активность, проявляет раздвоенность, не может полностью самореализоваться в профессии. В таких случаях развитие личности переходит в фазу деформации и может проявляться в различных формах неадекватности, в том числе – ив неуверенном поведении.