Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц. «Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги ам-ам-ам-ам.
«Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги ам-ам-ам-ам.
«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.
Упражнения для щек и губ
Игровые упражнения
«Клюв утки». Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
«Мама-птица прогоняет от птенцов куницу». Всасывание верхней губы под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытом рте (чмоканье).
Упражнения для языка
Игровые упражнения
«Птенчики ждут пищу». Сделать «чашечку» снаружи, а затем внутри рта и удерживать ее под счет до 6—8.
«Очень вкусная пища!» Присасывание широкого языка к небу с последующим произнесением звука [а]. При произнесении звука [а] следить, чтобы кончик языка находился у нижних зубов, а спинка языка была опущена.
Дятел
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
Поднять язык за верхние зубы и постучать: пдд-тдд-тдд-тдд.
«Клювы разных птиц». Чередование позиций языка «чашечка» — «жало» — «лопаточка».
Формирование речевого дыхания и голоса. Развитие переключаемости органов артикуляции
Игровые упражнения
«Голоса птиц». Коростель: Крэк-крэк-крэк, хорк-хорк-хорк. Поморник: Кри-кри-кри, кр-р-р. Клуша (чайка): га-ак-аг-аг, гре, гри. Ворона и воронята: кар-кар-кар (низким и высоким голосом).
«Запомни и повтори». Называются птицы, например: воробей, ворона, журавль, грач...
— Сделайте вдох ртом и произнесите на выдохе названия птиц.
Произнесение четырех—шести слов — названий птиц на одном выдохе.
Образно-пластическое творчество детей
Игра «Вороны и собака».
— Воронята подросли, вылетели из своих гнезд, прыгают, скачут.
Возле елочки зеленой
Скачут, каркают вороны.
Из-за корочки подрались,
Во все горло разорались:
— Кар-кар-кар!
Вдруг собака выбегает
И ворон всех догоняет.
— Что делали вороны? (Вороны каркали, дрались.) Из-за чего они подрались? (Из-за корочки.)
Автоматизация звука [р] в словах и предложениях. Развитие внимания
Открывается картинка «Зима».
— Какое сейчас время года? Как называются птицы, которые остались зимовать? (Зимующие птицы.) Назови зимующих птиц, в названиях которых слышится звук [р]. (Ворона, воробей, куропатка, щур, вьюрок.) Каких птиц ты часто встречаешь в городе? (Воробья, сороку, ворону.) В лесу мы можем встретить ... (щура, куропатку, вьюрка).
Выставляется картинка «Весна».
— Какие птицы вернулись с юга? (Жаворонки, грачи, журавли, коростели, скворцы, гагары.) У птиц появились птенцы, подумай и скажи, как они называются. (У грачей — грачата, у скворцов — скворчата, у журавлей — журавлята.)
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза
— Угадайте слово — название птицы, в слове первый звук [в], а последний — [й]. (Воробей.)
— Узнайте слово — название птицы по звуковой схеме (даны кружочки — символы звуков).
— В слове четыре звука, второй звук [р]. (Грач.)
— Назови слово — название птицы, в котором один слог. (Щур.)
— Произнесите слово журавли по слогам. Назовите гласные звуки каждого слога.
Придумайте задание для меня и детей, например: угадать по отдельным звукам или слогам название птицы.
Развитие внимания и логической памяти
Игра «Кого не стало?».
Подбери словам пару.
— Даю вам слова воробей, ворона, грач; крошки, возвращаться, юркий, серая, забор, прыгает, дорога, червяк. Яскажу слово воробей, а вы подбираете к нему слова, которые каким-то образом связаны с ним.
Воробей — юркий, дорога, прыгает, крошки.
Ворона — серая, дорога, забор.
Грач — возвращаться, червяк.
— Составьте предложения о воробье, вороне и граче, используя сказанные слова. (Юркий воробей прыгает по дороге. Юркий воробей клюет крошки. Серая ворона ходит по дороге. Серая ворона сидит на заборе. С юга возвратились грачи.)
Составление предложений по опорным словам
Хитрая, ворона, размочить, корка, хлеб.
Черный, грач, любить, червяк.
Анализ состава 1—2 предложений.
Работа с буквами.
Составление 2—3 слов — названий птиц из букв разрезной азбуки.
Итог занятия
— Какой звук мы повторяли? Какие задания показались вам трудными? Что бы вы хотели узнать о птицах? Задайте мне вопросы.