Тема 2. Методология и методы педагогических
Исследований
В наше время к проблемам методологии привлечено внимание специалистов всех отраслей научного знания. Внимание к методологии обусловлено потребностями социального и научно-технического развития, изменением характера и методов современной науки, значительным повышением ее роли в жизни общества, усложнением научных проблем, необходимостью применения новых средств и методов, адекватных изменившейся ситуации.
Понятие «методология» трактуется по-разному.
Методология - это 1) совокупность познавательных средств, методов предметов, приемов, используемых в какой-либо науке; 2) область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически преобразующей деятельности.
Традиционно проблема методологии разрабатывались в рамках философии. Однако в связи с дифференциацией современного научного познания, усложнением понятийного аппарата, усилившейся теоретизацией научного мышления, совершенствованием познавательных средств и методов дифференцируется и сфера методологии.
Методологическое знание в педагогике – это определенная позиция личности, определенный «угол зрения», «видения» и оценки педагогических проблем, ее ориентир деятельности. Недооценка значения методологического знания впоследствии приводит к тому, что деятельность теряет свою четкость, последовательность, систематичность и приобретает ситуативный характер.
В современном науковедении под методологией понимают прежде всего учение о принципах построения, формах и способах научно–познавательной деятельности.
Методология (греч. methodos - путь исследования, теория, учение + «логос» - слово, учение). Методология науки дает характеристику компонентов исследования – его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, формирует представление о последовательности движения в процессе решения исследовательских задач.
Исходя из этого, методологию в педагогике следует рассматривать как учение о принципах, методах, процедурах познания и преобразования педагогической действительности.
Всякая методология выполняет регулятивные нормативные функции. Методологическое знание может выступать либо в дискретной (описанной), либо прескриптивной (нормативной) форме, т.е. форме предписаний, прямых указаний к деятельности.
Дискретная методология как учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе исследования, а прескриптивная – направлена на регуляцию деятельности.
В структуре методологического знания современная наука выделяет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.
На первом уровне выявляются общие (исходные) положения философских теорий, значимые для исследования и построения процессов развития, воспитания и образования личности, исследуются особенности законов и категорий философских течений (направлений), значимых для анализа и построения педагогических процессов и явлений. Под влиянием философских учений вырабатываются соответствующие им педагогические идеи и теории (например, марксистская, педагогика прагматизма и т.д.).
Каждое из педагогических направлений выстраивает свою концепцию образования, исходя из представлений о том, что такое личность и что обуславливает процесс ее развития.
На втором общенаучном уровне методологии педагогики исследователь ориентируется на необходимость подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Системный подход позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.
Система (от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
Каковы же особенности системного подхода в анализе явлений и процессов в отличие от механического?
· Все части системы служат общей цели.
· Изменение одного параметра в системе влияет на все остальные.
· Любая система – элемент системы более высокого порядка.
· Свойства целого – быть больше суммы своих частей.
Третий уровень методологического знания конкретно-научный требует соблюдения следующих принципов (подходов):
- личностного подхода (ориентация на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности);
- деятельностного подхода (перевод ребенка в позицию субъекта познания, труда и обучения);
- полисубъектного (диалогического) подхода (подход основан на вере в позитивный потенциал человека);
- принцип культурологического подхода, то есть освоения личностью культуры предлагает его способов творческой деятельности;
- так как ребенок живет в конкретной социокультурной среде, то культурологический подход трансформируется в этнопедагогический;
- одним из возрождающихся принципов является антропологический подход, т.е. системное использование достижений всех наук о человеке как предмете воспитания.
Четвертый уровень – технологическая методология.
Педагогические исследования по уровню их направленности можно разделить на фундаментальные, прикладные и теоретические.
Любое педагогическое исследование предполагает наличие основных параметров: цели, задач, гипотез и защищаемых положений:
Исследование идет по следующим этапам:
· эмпирическому (основанн на опыте);
· гипотетическому (выдвижение некоторых утверждений и проверка этих гипотез);
· экспериментальному;
· теоретическому;
· прогностическому (исследование перспектив какого-либо явления).
Роль механизма связи между практическими и познавательными подходами выполняет аксеологический или ценностный подход, который определяет, с одной стороны, как изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, а, с другой - решать задачи гуманитарного общества.
Аксеологический подход присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества.
Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования (воспитания) и деятельности педагога. На сегодня в педагогической теории сложилась определенная классификация педагогических ценностей: личностные, групповые и социальные педагогические ценности.
Метод (греч. methodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения цели, определенным способом упорядоченная деятельность.
В настоящее время наблюдается тенденция превращения методов науки в методы практической деятельности специалистов учебных заведений, так как познавательный процесс школьников, студентов осуществляется по логике научного поиска.
Основными принципами выбора метода являются:
· принцип совокупности методов исследования (использование нескольких методов);
· принцип адекватности метода и тому конкретному продукту, который должен быть получен.
Методы педагогических исследований в отличие от методологии – это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Таблица 1
Методы педагогических исследования
Эмпирические методы (изучение пед. опыта) | Методы теоретических исследований | Математи- ческие методы | Эксперимент | |
Наблюдение, беседа, интервью анкетирование, изучение письменных и графических работ, педагогичской документации, методы независимых характеристик, педконсилиум | Моделирование, теоретический анализ, формы логического мышления, индуктивные и дедуктивные, монографические исследования, изучение литературы, составление библиографии, реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование. | Регистрация, ранжирование, шкалирование, статистические методы | Естественный | Лабораторный |
Сущность эксперимента как метода исследования заключается в специальной организации педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предложений или гипотез.
Различают (в зависимости от установок) следующие виды экспериментов: констатирующий, созидательно-преобразующий и контрольный.
Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования и имеет своей задачей выяснение состояния практики и теории по той или иной изучаемой проблеме.
Созидательно-преобразующий эксперимент – ученый разрабатывает гипотезу исследования, или иначе говоря, теоретические основы и конкретные методические меры по решению исследуемой проблемы.
Контрольный эксперимент – применение апробированной методики в работе.
Естественный эксперимент занимает особое место в методологии педагогических исследований (создатель русский психолог А.Ф. Лазурский (1874 – 1917). Суть его состоит в том, что исследователь анализирует те или иные педагогические ситуации таким образом, чтобы они не нарушали привычного хода деятельности учащихся и учителей.
Вопросы для самоподготовки:
1. Дайте определение понятия методология и методология педагогики?
2. Охарактеризуйте уровни в структуре методологического знания.
3. Дайте определение метода педагогического исследования.
4. Перечислите методы педагогического исследования и дайте им характеристику.
Литература:
1. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев - М..: Педагогика,1993. – 516 с.
2. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. – 165 с.
3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 637 с.
4. Педагогические теории, системы, технологи. Методическое пособие для студентов университета очного и заочного отделения / Под ред. А.И. Умана. – Орел: ОГУ, 1998. – 112 с.
5. Подласый, И.П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений / И.П. Подласый. - М.: Просвещения: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 432 с.
6. Столяренко, Л.Д. Педагогика. 100 экзаменациоонных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2002. – 256 с.
7. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебное пособие / И.Ф. Харламов. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.