Дневник по копийной практике. Копия работы Ренуара «Дама в черном»
Ахметжанов К. С.
Копия работы Ренуара «Дама в черном»
Рецензия М. М. Девятова: «Толково.
(4)
М. Девятов».
Первое знакомство с оригиналом. Работа очень тонко написана. Пастозность, характерная большинству работ Ренуара здесь менее выражена (кроме головы и рук). Разобраться в письме мастера должно помочь сравнение этой работы с другими его работами.
Начал писать предварительный этюд на картоне. Взял только голову, рисунок сделал больше чем в оригинале, чтобы свободнее писать. Количество красок на палитре взял побольше, потом можно будет ограничить, когда определится палитра именно для этой работы.
Палитра Ренуара (описана Жаном Ренуаром): белила, хром желтый, неаполитанская желтая, желтая охра, сиена натуральная, киноварь, краплак, веронез зеленый, изумрудная, голубой кобальт, голубая лазурь. (Ред. – отмечено Девятовым). Позже - зеленая земля, охра красная, кость жженая. Последние годы число красок было сокращено.
Хочу сделать два слоя в работе, каждый по цвету отличающийся от верхнего. Общий зеленовато-коричневый тон без белил - это будет подмалевок. Для головы сделать холодную светлую подкладку для последующей лессировки. Второй слой прописать уже с белилами, кое-где должен быть виден нижний подмалевок. Подмалевок делаю черным с марсом коричневым, кое-где добавляю волконскоит. Общий тон делаю теплым, сверху будет прописано потом холодными цветами. Пишу на масле с пиненом, Ренуар не писал лаком.
Оказалось, неправильным. Руководитель практики сказал, что для Ренуара это не характерно, в этюде тем более не надо этого делать.
Заново прописываю весь этюд. Стараюсь взять отношения фона, головы, лица, прически; света, тени - в каждом стараюсь определить палитру художника.
Холст надо приготовить тонкий, мелкозернистый, масляный грунт. У Ренуара в основном были масляные грунты.
10. 05.
Начинаю работу на холсте. Дома сделал на бумаге рисунок и перевел на холст.
Холст – синтетический грунт, покрыл темперой и пропитал бальзамно-масляным лаком, лишнее снял.
Делаю рисунок масляной краской с пиненом. Сделал для фона и для одежды серовато-теплый подмалевок. Начал немного писать голову. Пока не попал в цвет. Замечание преподавателя практики: «Рисунок сделать почти теми же цветами, что на работе. Написать касания такими как есть, в тех же отношениях как в оригинале, в основном по контурам».
Пишу маслом (уплотненным), чуть разбавил пиненом. Ренуар в основном писал на масле.
Для межслойной обработки беру ретушный лак с добавлением немного льняного масла. (Ред. – подчеркнуто Девятовым. (Вероятно имеется ввиду уплотненное масло)).
Снимаю мастихином краски, которыми писалось лицо. Фон пока не трогаю. Снова начинаю делать рисунок. Пишу касания (контуры), стараюсь взять в тех же цветовых отношениях, что в портрете. Замечания преподавателя: «Не написаны касания, цвет не точный. В голове много розового. Не нарисовано».
Пишу кофту, для света беру кость, белила, голубую ФЦ. По надобности добавляю в нужных местах и другие цвета: для тени – черное с изумрудом (или волконскоит), иногда марс. Полутон теплее света. (Ред. – При рассеянном освещении полутон гораздо холоднее света. При пасмурном освещении свет холодный, полутон еще более холодный (лиловый), а тень теплая. Свет можно назвать теплым только по сравнению с полутоном). Замечание преподавателя: «Рисунок еще слабый. Кофту писать еще точнее. Фон неправильно взят. Передать манеру художника».
Надо передать ту легкость в письме с которой исполнена кофта. Манжеты пишу через белила, ФЦ голубую. Сразу же пишу воротник.
Фон – здесь употребляю марс коричневый, изумрудную. Подмалевок, сделанный в самом начале работы, оказался неправильным, его вообще ненужно было делать. Для правой стороны фона (она светлая по тону) беру ФЦ голубая, волконскоит (в основном). В касаниях с лицом и фоном применяю и другие цвета (немного). Тут надо передать характер мазков.
Руку, голову пока не трогаю, оставляю напоследок.
Снова кое-где переписываю кофту. Перед началом работы, места где буду писать брызгаю ретушным лаком, растираю рукой, лишнее снимаю, соскабливаю лезвием. Замечание руководителя: «Тени черные».
Волосы – марс коричневый темный, ЖХ, кое-где изумрудная зелень. Стараюсь передать лепку формы валерами, как можно точнее. Руководитель сказал, что волосы написаны более правильно чем остальное.
Лицо пишу пастозно. Для света беру охру, английскую красную. Для полутонов – кость с белилой. Тень пишу волконскоитом, чуть добавляю марс коричневый. Тени беру прозрачнее. Стараюсь сразу взять фактуру письма. Особенно пастознее взять самые светлые места (лоб, щеки, блики). Замечания: «Получилось много розового, разбеленно. Глаза, брови, губы – сразу же надо брать точно по цвету и рисовать».
Пишу руку (английская красная, белила). Для теней, полутонов – изумрудная, волконскоит. Получилось неплохо.
Учитывая замечания руководителей, снова пишу лицо. Делаю межслойную обработку ретушным лаком, соскабливаю бритвой, немного протираю маслом и пишу. Тени пишу без белил, прозрачными красками (волконскоит, марс коричневый). Цвета взяты правильно. Нужно делать более доконченным, точнее передать характер бровей, глаз. Писать касания воротника, шеи.
Делаю межслойную обработку. Возвращаюсь снова к фону, к кофте. Снова пишу тени на кофте, потому что в ней много черноты, надо взять ее цветом.
На правой стороне фона цветы вырываются из фона. Сверху их чуть-чуть прописываю.
Снова пишу лицо. Нужно передать мягкость перехода полутонов, света и тени. Краски плавно входят друг в друга. Это вообще характерно для Ренуара.
Лицо кое-где лессирую (губы, тени на щеке справа).
Фон слева и волосы пожухли. Их протираю маслом, чтобы восстановить цвет.
Пишу касания головы с фоном, кофты с фоном. В этой работе важно передать воздушность, плавность в касаниях, характер мазка, цвет. Замечания: «В целом работа вроде собирается. Руки, фон можно уже не трогать».
Пишу платок через ФЦ голубая, ультрамарин, чуть белила. В некоторых местах – и другие краски. Написал серьги. После высыхания их чуть пролессировал марсом.
В волосах кое-где прошелся изумрудом и кадмием красным (несколько мазков, где волосы попадают на лоб).
***
Год