Функции ^профессионально-педагогической деятельности
Смысл и значение любой деятельности можно по-нять, лишь рассматривая ее сквозь призму объектив-но данных общественных функций. «Поскольку ин-дивидуальная деятельность есть лишь составнаячасть деятельности общества, — указывает Б. Ф. Ло-мов, — ясно, что и анализ ее должен начинаться... сизучения функций этой индивидуальной деятельно-сти в системе общественной жизни» *. Отсюда вытека-ет значимость функционального анализа деятельно-сти для понимания ее социальной обусловленности.
Под функцией понимается однородная по содержанию группа устойчиво повторяющихся видов деятельности, выполнение которых характерно для данной категории профессионально-педагогических работников.
В социально-психологических исследованиях отчетливо прослеживается тенденция группировки функций на основе анализа содержания деятельности и этапов ее осуществления. Функции, выделяемые по содержательному принципу, определяются целями деятельности. К ним относятся обучающая, воспитывающая и развивающая функции. Они обладают общей структурой, состоят из следующих компонентов: педагогических целей и задач, педагогического взаимодействия (общения), а также контроля иоценки способов учения и преподавания.
На основе изучения педагогической деятельностипедагогов профессиональной школы было выделено две группы функций: целевые и операциональные. Кцелевым относятся функции реализации, которые направлены на достижение главной профессиональной цели — обучения профессии и становления личности специалиста, т.е. обучающая, воспитывающая, развивающая и мотивирующая функции. Их осуществление обеспечивается системой операциональных функций: конструкторской, организаторской, гностической, коммуникативной и производственно-технологической. Первые четыре характерны для педагога любого учебного заведения, последняя — лишь для педагога профессиональной школы, она и составляет своеобразие профессионально-педагогического труда.
' Ломов Б. Ф. Указ. соч. — С. 9.
Охарактеризуем эти функции.
Обучающая функция является одной из ведущих вдеятельности педагогов. Ее смысл состоит в форми-ровании у обучаемых системы профессиональныхзнаний, умений и навыков. Обучающие функции ма-стера и преподавателя специализированы и имеютобщую целевую направленность. Деятельность пре-подавателей.общепрофессионального цикла направ-лена в основном на формирование профессиональ-но-технологических знаний и умений, составляю-щих теоретическую базу для практического освоенияпрофессий. Значимость обучающей функции препо-давателя возрастает в условиях научно-техническойреволюции. Обучающая функция мастера производ-ственного обучения заключается в формировании уучащихся профессиональных умений и навыков. Вы-полнение этой функции требует от мастера высокойрабочей квалификации. В связи с переводом профес-сиональной школы на подготовку высококвалифи-цированных рабочих широкого профиля, а также посгруппированным профессиям значение рабочейквалификации в реализации обучающей функциивозрастает.
Воспитывающая функция педагогических работни-ков заключается в социально-профессиональномвоспитании учащихся. Рассматривая эту функцию,
исследователи, как правило, сводят ее к социаль-но-политическому, нравственному, трудовому, эсте-тическому и физическому совершенствованию уча-щихся. Такой подход, на наш взгляд, неправомерен.Конечно, мастера и преподаватели занимаются все-ми этими формами воспитания. Но главное в их вос-питательной работе — это формирование профессио-нальной направленности личности учащихся: по-требности в профессиональном труде, устойчивыхположительных мотивов труда, склонности и интере-са к профессиональной деятельности.
Развивающая функция состоит в психическом раз-витии личности учащихся: их сенсомоторной, интел-лектуальной и эмоционально-волевой сферы. Значе-ние этой функции обусловливается двумя фактора-ми. Во-первых, среди учащихся профессиональнойшколы немало педагогически запущенных подрост-ков. Отсутствие учебно-познавательных мотивов иинтереса к учению отрицательно сказывается на раз-витии у них основных психических процессов — памя-ти и мышления. Трудновоспитуемость подростков за-частую обусловлена отклонениями в эмоциональ-но-волевой сфере. Перед педагогами стоит сложнаязадача не только психического развития, но и его кор-рекции у части учащихся. Вторым фактором являетсяформирование профессионально важных свойств иключевых квалификаций. Для каждой профессии этикачества и квалификации специфичны. Их развитие —залог успешного освоения профессиональной деятель-ности, подготовки конкурентоспособного и профес-сионально мобильного специалиста.
Следующую группу функций целесообразно вы-делить на основании последовательности этаповпрофессионально-педагогической деятельности.В нее входят методическая, производственно-тех-
нологическая, организаторская, диагностическаяфункции.
Методическая функция направлена на подготовку,обеспечение и анализ учебно-воспитательного про-цесса. Правомерность выделения методической фун-кции обусловлена особенностями педагогическойдеятельности мастера и преподавателя. Централизо-ванное учебно-методическое оснащение учебногопроцесса невозможно из-за огромного числа сущест-вующих профессий. Поэтому педагоги, осуществля-ющие профессиональное обучение, должны само-стоятельно отбирать научно-техническую информа-цию, методически ее перерабатывать, трансформи-ровать в учебный материал, планировать его, выби-рать эффективные средства обучения. Удельный весэтой работы в профессиональной школе значительнобольше, чем в общеобразовательной. Многие препо-даватели и мастера являются проектировщикамиучебного процесса по своему предмету.
Эта функция предполагает также осмыслениеэффективности форм, методов и средств педагоги-ческого воздействия, учебно-воспитательного про-цесса. Методическая функция порождает у педаго-гов постоянное стремление к совершенствованиюпрофессиональной деятельности, выработке инди-видуального стиля ее выполнения, способствует пе-реходу от репродуктивной деятельности к эвристи-ческой и творческой. Особенности этой функцииинициируют инновационную деятельность.
Специфической функцией, характерной для пе-дагогов профессиональной школы, является произ-водственно-технологическая. Впервые эта функциякак самостоятельная была выделена Г. А. Карповой' с
' См.: Зборовский Г. Е. Инженер-педагог: образ жизни и профес-сиональная деятельность / Г. Е. Зборовский, Г. А. Карпова. —Свердловск, 1983. — С. 34.
учетом того, что основой профессиональной подго-товки является общественно полезный и производи-тельный труд, насыщенный технологическими и тех-ническими средствами производства.
Что же представляет собой эта функция? В трудемастера производственного обучения она сводится квыполнению таких видов работ, как несложный ре-монт, наладка и настройка производственно-техни-ческих средств, разработка технической и технологи-ческой документации, руководство техническимтворчеством учащихся, выполнение производствен-ных работ, требующих высокой квалификации приизготовлении сложной продукции. Производствен-но-технологическая функция преподавателя заклю-чается в наладке учебно-демонстрационного обору-дования, выполнении расчетно-аналитических ра-бот, рационализаторстве, демонстрации рабочихприемов и операций в процессе теоретического обу-чения.
Производственно-технологическая деятельностьмастера и преподавателя выступает как сложный,комплексный вид труда, объединяющий труд инже-нера, технолога и методиста. Выполнение этой функ-ции занимает у педагогов профессиональной школыдостаточно заметное место при планировании и под-готовке уроков, оборудовании кабинетов и мастер-ских, знакомстве с научно-технической информа-цией, участии в научно-технических обществах, ру-ководстве техническим творчеством.
Организаторская функция реализуется в ходе про-фессионально-образовательного процесса и воспи-тательной работы. Она осуществляется при проведе-нии уроков, организации познавательной деятель-ности учащихся, управлении коллективом группыво внеучебное время, организации режима труда иотдыха учащихся, общественно полезного труда, ру-
ководстве научно-техническим творчеством уча-щихся.
Одной из важных функций педагогов являетсядиагностическая. Выделение диагностической фун-кции в деятельности педагога профессиональнойшколы обусловливается следующими моментами:
• контингент учащихся профессиональных учи-лищ формируется из числа выпускников основной иполной средней школы. В средней школе познаниеучащегося ведется на основе длительного наблюде-ния за ним в ходе учебно-воспитательного процесса,основательного изучения его развития в семье, егосоциального окружения. В профессиональной школепостепенное накопление сведений об учащемся не-возможно. Это обусловлено коротким сроком обуче-ния. Следовательно, педагог психологически долженбыть более компетентным, чем его коллега в школе;
• в профессиональных училищах выше, чем вшколе, процент подростков с разного рода отклоне-ниями в психике, «трудных». Для осуществления пе-дагогического процесса мастеру, преподавателю не-обходимы и специальные знания, и владение не-сложными, но оперативными методами диагностикидеформации психического развития;
• у многих учащихся не сформированы познава-тельные потребности, способы учебных действий.Они пришли в училище, чтобы получить профессию,а не учиться. Школа потому и рассталась с ними, чтоони не хотели или не могли уже учиться. Педагог дол-жен поставить диагноз такому учащемуся, выявитьпричину его «жизнерадостно-наплевательского» от-ношения к учебе.
Таким образом, анализ профессиональной дея-тельности мастеров производственного обучения ипреподавателей позволяет выделить три функ-ции-цели: обучающую, воспитывающую, развиваю-
щую — и четыре функции-операции: методическую,производственно-техническую, организаторскую идиагностическую.
Первая группа функций является ведущей, втораявыступает как общественно выработанные способыдостижения целевых функций. В реальной педагоги-ческой деятельности все семь рассмотренных функ-ций тесно переплетены, взаимосвязаны, что приво-дит к обогащению каждой функции в отдельности ивсей деятельности в целом.
Содержаниепрофессионально-педагогической деятельности
Введение в практику работы профессиональнойшколы личностно ориентированного образования вомногом зависит от личности педагога. Очевидно, чтона современном этапе утверждения новой парадигмыбудут востребованы педагоги-инноваторы, не толькообладающие высоким профессионализмом, но исклонные к инновационным поискам и проявлениюсверхнормативной профессиональной активности.
Чтобы определить основные психологические ха-рактеристики педагога личностно ориентированногопрофессионального образования, необходимо преж-де всего проанализировать его профессионально-пе-дагогическую деятельность.
Профессионально-педагогическая деятель-ность — это интегративная деятельность, включаю-щая психологический, педагогический и производ-ственно-технологический компоненты. Ее основнойцелью выступает обучение профессии и профессио-нальное развитие личности обучаемых. Предметомдеятельности является процесс личностно ориенти-рованного образования. Именно подготовке и повы-шению квалификации, профессиональному росту икарьере специалиста подчинен профессиональ-
но-образовательный процесс, который детермини-рует совместный, взаимообусловленный характер де-ятельности обучаемых и педагогов. Рассматривая пе-дагогическую деятельность как процесс управления,социальные психологи и педагоги В. И. Гинецинский,Я. Л. Коломинский, А. А. Реан, В. Д. Ширшов и др.подчеркивают, что ее главными составляющими ста-новятся процессы межличностного взаимодействия.
Результатом профессионально-педагогическойдеятельности являются функциональные продуктыдеятельности: дидактические проекты (уроки, заня-тия, педагогические технологии, оборудование, тех-нические устройства и т. п.) и психологические про-дукты деятельности (индивидуальный опыт, психо-логические новообразования, развитие способно-стей и т. д.). Главным результатом деятельности явля-ется профессиональное развитие личности.
Анализ работ, посвященных исследованию дея-тельности педагогов профессиональной школы(Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина,В. А. Сластенин, С. Д. Смирнов, М. И. Станкин,Р. X. Шакуров, В. А. Якунин и др.), позволил выделитьтри уровня обобщения профессионально-педагоги-ческой деятельности. Наиболее высокий уровеньобобщения, объединяющий цель и предмет деятель-ности, — вид деятельности. В зависимости от цели ипредмета профессионально-педагогической деятель-ности нами были выделены семь видов деятельности:
• диагностика профессиональной направленно-сти, обучаемости, обученное™ и воспитанности;
• проектировочная деятельность, предваряющаяпрофессионально-образовательный процесс;
• личностно ориентированное профессиональ-ное обучение;
• социально-профессиональное воспитание;
• внеучебная культурно-бытовая воспитательнаяработа; производственно-технологическая деятель-ность;
• повышение уровня профессионально-педаго-гического образования и квалификации;
• инновационная деятельность.
Виды деятельности характеризуются составомпрофессионально-педагогических задач, которыедля специалиста данного профиля являются типо-выми. Отсюда следующий уровень обобщения про-фессионально-педагогической деятельности — ти-повые профессионально-педагогические задачи.Так, деятельность, предваряющая учебно-воспита-тельный процесс, предусматривает решение следу-ющих задач: проектирование учебно-воспитатель-ного процесса, его дидактическое оснащение, мате-риально-техническое обеспечение учебно-произ-водственного процесса.
Специфической особенностью профессиональ-но-педагогических задач является вариативность ихрешения. В ситуациях, характеризующихся высокойстепенью неопределенности, способ решения осно-вывается на учете многих факторов. Поэтому боль-шинство задач имеет творческий характер. Творче-ский подход необходим педагогу профессиональнойшколы для решения не только собственно педагоги-ческих задач, но и многих инженерных и производст-венных.
В. А. Сластенин приводит следующую последова-тельность решения педагогических задач: 1) анализпедагогической ситуации (диагноз), проектированиерезультата (прогноз) и планирование педагогическихвоздействий; 2) конструирование и реализация учеб-но-воспитательного процесса; 3) регулирование икорригирование педагогического процесса; 4) итого-
вый учет, оценка полученных результатов и опреде-ление новых педагогических задач1.
Анализ литературы, исследование профессиональ-но-педагогической деятельности педагогов профес-сиональных училищ Свердловской области позволи-ли нам определить основные профессионально-пе-дагогические задачи:
• проектирование профессионально-образова-тельного процесса;
• дидактическое и материально-техническоеобеспечение учебно-производственного процесса;
• формирование учебно-профессиональных мо-тивов;
• организация и осуществление познавательнойи учебно-профессиональной деятельности учащих-ся;
• психолого-педагогическая реабилитация обще-образовательной подготовки и отклоняющегося по-ведения учащихся;
• мониторинг учебно-воспитательного процесса,профессионального развития личности и уровня раз-вития коллектива учащихся;
• социальное, нравственное и профессиональноевоспитание учащихся;
• развитие ключевых квалификаций учащихся;
• профессиональная ориентация;
• организация и осуществление производствен-но-технологической деятельности;
• диагностика профессиональной направленно-сти, компетентности и профессионально важных ка-честв личности учащихся;
• управление ученическими коллективами и ор-ганизация их самоуправления;
См.: Сластенин В. А. Формирование личности учителя совет-ской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.,1976.-С.23.
• формирование проектировочных умений — об-щепедагогических умений по конструированию со-держания и технологий личностно ориентированно-го образования, проектированию развивающей учеб-но-пространственной среды, а также планированиюпрофессионально-образовательного процесса.
Решение профессионально-педагогических задачосуществляется с помощью совокупности действий иопераций, которые реализуются благодаря умениям.Умения предполагают использование имеющихся усубъекта деятельности знаний и навыков для выбораи осуществления действий в соответствии с постав-ленной целью. Состав профессионально-педагогиче-ских умений образует третий уровень обобщения дея-тельности. В процессе профессионального становле-ния личности изменяется характер умений, репро-дуктивный уровень выполнения действий и опера-ций сменяется творческим. Конкретные умения ипрофессионально важные качества объединяются включевые квалификации, что способствует форми-рованию целостности деятельности.
Для определения состава профессионально-педа-гогических умений мы рассмотрели наиболее общиеспособы решения типовых задач. Так, проектирова-ние учебно-воспитательного процесса требует уме-ний определения перспективных и текущих целей,разработки перспективных и текущих планов, анали-за учебных программ, отбора и структурированияучебного материала, прогнозирования возможныхтрудностей, выбора типа урока, его структуры, форм,методов и средств обучения, оценки эффективностиучебно-воспитательного процесса и др. Таким обра-зом, мы определили совокупность умений, необхо-димых для реализации профессионально-педагоги-ческой деятельности.
Полученный ансамбль конкретных умений мырассмотрели с позиций обеспечения ими основныхоперациональных функций педагога профессиональ-ной школы. В результате были выделены следующиегруппы профессионально-педагогических умений:
• гностические умения — познавательные уменияв области приобретения общепрофессиональных,производственных и психолого-педагогических зна-ний, предусматривающие получение новой инфор-мации, выделение в ней главного, существенного,обобщение и систематизацию собственного педаго-гического опыта, опыта новаторов и рационализато-ров производства, а также индивидуального опытаучащихся;
• идеологические умения — социально значимые уме-ния по проведению политико-воспитательной работысреди учащихся, пропаганде педагогических знаний;
• дидактические умения — общепедагогическиеумения по определению конкретных целей обучения,выбору адекватных форм, методов и средств обучения,конструированию педагогических ситуаций, объясне-нию учебно-производственного материала, демонст-рации технических объектов и приемов работы;
• организационно-методические умения — интегра-тивные педагогические умения по реализации учеб-но-воспитательного процесса: формированию моти-вации учения, организации учебно-профессиональ-ной деятельности учащихся, установлению педагоги-чески оправданных взаимоотношений, формирова-нию коллектива, организации самоуправления;
• коммуникативно-режиссерские умения — обще-педагогические умения, включающие перцептив-ные, экспрессивные, суггестивные, ораторские уме-ния и умения по педагогической режиссуре;
• прогностические умения — общепедагогиче-ские умения по прогнозированию успешности
учебно-воспитательного процесса,* включающиедиагностику личности и коллектива учащихся, ана-лиз педагогических ситуаций, построение альтер-нативных моделей педагогической деятельности,проектирование развития личности и коллектива,контроль за процессом и результатом обучения ивоспитания;
• рефлексивные умения — способность к самопо-знанию, самооценке профессиональной деятельно-сти и профессионального поведения, самоактуали-зации;
• организационно-педагогические умения — обще-педагогические умения по планированию воспита-тельного процесса, выбору оптимальных средств пе-дагогического воздействия и взаимодействия, орга-низации самовоспитания и самоуправления, форми-рованию профессиональной направленности лично-сти учащихся;
• общепрофессиональные умения — умения по чте-нию и составлению чертежей, схем, измерению, тех-ническому диагнозу, выполнению расчетно-графи-ческих работ, определению экономических показа-телей производства;
• конструктивные умения — интегративные уме-ния по разработке технологических процессов иконструированию технических устройств; включа-ют разработку учебной и технико-технологическойдокументации, выполнение конструкторских работ,составление технологических карт, направляющихтекстов;
• технологические умения — поливалентные уме-ния по анализу производственной ситуации, плани-рованию и рациональной организации технологиче-ского процесса, эксплуатации техническихустройств;
• производственно-операционные умения — обще-трудовые умения по смежным рабочим профессиямна уровне 4—5-го квалификационного разряда';
• специальные умения — узкопрофессиональныеумения по специальности в рамках какой-либо однойотрасли производства (машиностроение, электро-энергетика, строительство и др.).
Таким образом, структурно-функциональныйанализ профессионально-педагогической деятельно-сти позволил определить три ее уровня: вид деятель-ности, типовые профессионально-педагогическиезадачи и профессионально-педагогические умения(табл. 29).
Таблица 29Содержание профессионально-педагогической деятельности
_Умения_ |
Подбор методов диа-гностики. Разработкатестов проверки зна-ний и умений. Интер-претация результатовдиагностики_____Проектирование учебно-воспитательногопроцесса, его дидакти-ческое оснащение.Разработка технологииоценки и контроляспособов осуществле-ния действий. Матери-ально-техническоеобеспечение учеб-но-производственногопроцесса
Диагностикапрофессиональ-ной направленности, обучаемости и подготовленности____ Деятельность,предваряющаяпрофессиональ-но-образователь-ный процесс |
Проектировочные, дидактические, прогностические |
Гностические,прогностические,конструктив-но-технические,дидактические,производствен-но-операционные |
Состав этих умений по каждой рабочей профессии и специаль-ности определен в квалификационных характеристиках.
Вид деятельности Типовые задачи Умения
Личностно ори-ентированноепрофессиональ-ное обучение |
Формирование учеб-но-профессиональныхмотивов. Организацияи осуществление по-знавательной и учеб-но-профессиональнойдеятельности учащих-ся: объяснение, демон-страция, проведениеинструктажей, созда-ние проблемных ситуа-ций, оценка и контроль| качества обучения |
Коммуникатив-но-режиссерские,организацион-но-методические,прогностические,конструктив-но-технические ,технологические,общепрофессиона-льные, производст-венно-операцион-ные, специальные |
Социально-про-фессиональноевоспитание Внеучебная вос-питательная ра-бота |
Диагностика воспитан-ности и воспитуемости.Реабилитация лично-сти. Коррекция откло-! няюшегося поведения| Диагностика личностии коллектива учащих-ся. Формирование уче-нического коллектива.Организация управле-ния коллективом и егосамоуправления. Со-циально-политиче-ское, нравственное ипрофессиональное воспитание. Психоло-гическая реабилита-ция и коррекция от-клонений в поведенииучащихся. Сотрудни-чество с родителями повоспитанию учащихся |
Психологические,педагогические,прогностические,коммуникативные Организацион-но-педагогиче-ские, прогностиче-ские, организаци-онно-методиче-ские, коммуника-тивно-режиссер-ские |
Производствен-но-технологиче-ская деятель-ность |
Организация произво-дительного труда. Вы-полнение квалифици-рованного рабочеготруда на уровне4—5-го разряда |
Организационно-ме-тодические, конст-руктивно-техниче-ские, общепрофесси-ональные, специаль-!ные, производствен- ]но-операционные__^ |
Типовые задачи^
Умения3
Повышениеуровня профес-сионально-педа-гогического об-разования и ква-фикации |
|ЛИ( |
Инновационная |
Разработка инноваци-онных проектов ипредложений. Разви-тие позитивной«Я»-концепции и педа-гогической рефлексииИзучение передового |
: деятельность [ педагогического опыта.Проектирование ново-введений в области лич-ностно ориентирован-ного образования. Раз-витие педагогическойрефлексии. Освоениетехнологий инноваци-онноидеятельности_____ |
Гностические,психолого-педаго-гические, рефлек-сивные, прогнос-тические, конст-руктивные Прогностические, !психолого-педаго- !гические, проекти-1ровочные, рефлек-сивные i |