Анализ психолого-педагогической организации об разовательной среды. 12 страница

Важное место в тренинге отводится упражнениям, направленным на укрепление личностного самопринятия,

Глава VIII. Методические основы тренинга Сап

повышение самооценки, построение перспективных линий своего профессионального и личностного развития. В заключительной части используются упражнения обобщающего характера, которые направлены на стимулирование осознавания себя как профессионала и человека, своего места в мире, на переосмысление системы ценностей.

Тактика выбора упражнений

При выборе комплекса конкретных упражнений (игр, техник) можно опираться на следующие критерии:

• соответствие упражнений основной цели занятия;

• последовательность перехода от более простых к бо
лее сложным упражнениям;

• наличие связи между отдельными упражнениями, обес
печивающей единое восприятие всего «мероприятия»;

• необходимая смена ритма жизнедеятельности участни
ков, чередования разговоров и действий;

• чередование совместной групповой, парной и инди
видуальной деятельности участников;

• предоставление каждому участнику возможностей для
самореализации, ограничение узурпации инициативы наи
более активными участниками;

• возможности для спонтанного передвижения участни
ков в образовательном пространстве;

• получение участниками удовольствия от занятий;

• возможность каждого участника принять участие во
всех упражнениях и обсуждении их результатов.

Гибкость в выборе упражнений

Всегда важно четко представлять, как начинать встречу Т чем ее заканчивать. Разработанный план проведения занятии должен быть законченным, но не окончательным. Этот

Анализ психолого-педагогической организации об разовательной среды. 12 страница - student2.ru Анализ психолого-педагогической организации об разовательной среды. 12 страница - student2.ru 2fl4 Часть IV. Тренинг педагогического взаимодействия

план часто приходится корректировать в зависимости от сложившейся в группе обстановки.

Гибкость ведущего позволяет участникам почувствовать что все, что делается, делается именно для них, а не является стандартной процедурой, под которую все должны подстраиваться. Это способствует усилению мотивации активного участия в тренинге.

Экстремальные ситуации

В ситуации социально-психологического тренинга затрагиваются глубоко личностные проблемы его участников. Даже при взаимодоброжелательном, корректном поведении всех участников группы и четкой работе ведущего могут складываться обстоятельства, способствующие возникновению психотравмы кого-либо из участников. Это может быть связано как с ощущением своей неуспешности в какой-то деятельности, неосторожным словом партнера, непроизвольной оценкой действий или личности участника группой или тренером. Естественно, даже опытный тренер не застрахован от ошибок, тем более это случается с начинающими ведущими.

Далее приводятся результаты мозгового штурма, проведенного по проблеме действий тренера в ситуации, когда какой-либо участник подходит к состоянию психотравмы. Мозговой штурм проводился в группе ведущих-тренеров на одном из специальных семинаров в Санкт-Петербурге. Предложения участников оценивались коллегами по 7-балльной шкале.

7 баллов

1. Сообщение тренером группе своего состояния, возникшего в связи с данной ситуацией.

Цель: актуализация эмпатии группы к участнику и тренеру, активизация группы с целью самостоятельного выхода из ситуации.

Глава VIII. Методические основы тренинга



Баллов

2. Организация нового вида деятельности группы (психо
технические игры, психогимнастика), в которой данный
участник будет заведомо успешен.

Цель: психологическая поддержка участника.

3. Подключение к ситуации референтного партнера.
Цель: психологическая поддержка участника.

• 5 баллов

4. Спровоцировать агрессию группы на себя. Стать
«мальчиком для битья» с последующим сообщением группе
своего состояния.

Цель: сплочение группы в процессе «битья» тренера и тем самым «выпуск пара», вовлечения участника в этот процесс с этой же целью.

5. Доведение ситуации до абсурда.

Цель: снижение актуальности состояния участника при отождествлении его внутреннего состояния с абсурдностью ситуации.

6. Использование психотехники на разрядку.

Цель: эмоциональная разрядка участника и всей группы.

4 балла

7. Переключение внимания всей группы на какой-то
объект. Изменение статического состояния группы (напри
мер, уронить какой-либо предмет, начать искать свои «вдруг
пропавшие» часы и т.п.).

Цель: ослабить эмоциональное напряжение и выиграть время для принятия системного решения.

8. Вынести на группу обсуждение ситуации с позиции
«Что я чувствую». Обсуждение организовать через одного,
минуя самого травмированного участника.

Цель: осознание участником ситуации по-новому, с точки зрения других.

". Объявить перерыв в ходе занятия.

28В Часть IV. Тренинг педагогического взаимодействия

Цель: дать возможность участнику успокоиться самостоятельно или с вместе с группой переосмыслить происшедшее.

10. Дать возможность участнику получить психотравму.

Цель: преднамеренное усугубление состояния участника для его лабилизации, с обязательным дальнейшим учетом этого обстоятельства в работе тренера.

11. Дать участнику выговориться, попытаться объяснить
свое состояние.

Цель: возможность эмоциональной разрядки участника, актуализация рефлексии.

3 балла

12. Создание высокого психологического напряжения у
каждого члена группы.

Цель: осознание участником группы того, что его состояние нормальное, так как не отличается от состояния других.

2 балла

13. Шутка ведущего, анекдот.

Цель: оттягивание времени для принятия решения.

14. Длительная индивидуальная беседа с участником в
перерыве.

Цель: терапевтический эффект.

15. Пауза в проведении упражнения.

Итак, группой экспертов высший рейтинг варианта решения данной ситуации присвоен искренности, открытости, спокойному принятию тренером ситуации и себя в этой ситуации, его готовности к сотрудничеству с группой в решении сложного вопроса. Низший рейтинг присвоен нерешительности тренера и его попыткам самостоятельно справляться с проблемой, без сотрудничества с группой.

Глава IX

МЕТОДИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ

ТРЕНИНГОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Встреча первая — «Знакомство»

Основная цель:

«мягкая» адаптация участников тренинга к новой для них творческой образовательной среде.

Основные задачи:

• знакомство участников между собой и с ведущим;

• создание в группе атмосферы психологического ком
форта;

• актуализация мотивов участия в тренинге;

• развитие позитивных ожиданий участников тренинга.

Общие замечания

Начало занятий всегда проходит в контексте повышенной тревожности участников, связанной с неизвестностью. Люди, возможно, впервые в жизни, пришли на занятия, где

Анализ психолого-педагогической организации об разовательной среды. 12 страница - student2.ru 298 Часть IV. Тренинг педагогического взаимодействия

нужно садиться не за столы, а в круг, и чувствуют себя незащищенными, «голыми». Характерны «закрытые» позы держание за стул, стремление «спрятаться» за сумку, поставленную на колени и т.п.

Что делать ведущему, пока собираются участники группы? Можно, конечно, с серьезным видом «готовиться» к занятию, перебирая бумаги за рабочим столом и не обращая внимания на участников до поры до времени. Можно вообще в другом помещении ожидать, пока группа соберется в полном составе и затем «явиться» к ней во всем своем величии и великолепии.

Для меня собственно тренинг начинается с того момента, когда в комнату вошел первый участник. Я в это время сижу в кругу, просматривая для вида свои рабочие записи, а на самом деле предварительно знакомлюсь с участниками. Каждого приветствую и стараюсь несколькими репликами поддержать невольно возникающие робкие разговоры, отвечаю на вопросы и... улыбаюсь. Участникам важно еще до «официального» начала занятий войти в неформальный контакт со своим ведущим; убедиться, что он «совсем не страшный», а симпатичный и, главное, добрый; увидеть, что он тоже промок под дождем, пока добирался до места встречи; заметить, что он тоже волнуется...

В последние годы перед началом занятий я включаю запись с песнями Булата Окуджавы. Люди садятся в круг и слушают, слушают и вспоминают, вспоминают и задумываются, задумываются и настраиваются. Мы все вместе слушаем Окуджаву. Мы любим его самого и его песни. Мы не можем его не слушать и не любить, — он поет обо всех нас. Мы хотим взяться за руки, чтоб не пропасть поодиночке.

Организация пространства

Чаще всего я начинаю с того, что прошу учасников подвинуть стулья, чтобы получился «более-менее ровный круг». Это связано с тем, что некоторые участники, обычно это

Г два IX. Методический опыт проведения тренинга



мужчины, которых в группах учителей бывает меньшинство, стараются сесть как бы во второй ряд круга, «дистанцируясь» таким образом от «возможных проблем», возникновение которых ожидается в центре круга и от ведущего. Характерно также, что расстояние между стулом ведущего и стульями ближайших к нему участников бывает больше, чем между стульями участников, именно эти стулья часто и занимаются в последнюю очередь. В шутливой форме я прошу ликвидировать эту «дискриминацию». Если в первый день кто-то из участников опаздывает, я убираю «лишние» стулья из круга, не акцентируя на этом внимания группы.

Еще маленькая деталь. В комнате, где проводятся занятия, очень полезно иметь настенные часы, а ведущему, соответственно, занимать место в кругу напротив этих часов. Это позволит в дальнейшем контролировать время, не привлекая внимание участников, которые могут воспринять поглядывание на часы как сигнал «закругляться» или как сигнал того, что группа не укладывается в некие мифические временные нормативы. Если настенных часов нет, то лучше следить за временем, незаметно взглянув на часы кого-либо из участников.

Вводное слово

Не стоит увлекаться длинной вступительной речью и подробным инструктированием. Участники пока еще достаточно тревожны и вряд ли смогут воспринять процедурные подробности.

Я обычно немного рассказываю о тренинговых формах обучения, их многообразии, образовательной эффективности. Спрашиваю, кто из участников уже принимал участие в каких-либо тренингах, какое у него сложилось впечатление. Ьсли в группе есть такие участники, то я прошу их вспомнить основные правила «того тренинга».

Главная мысль, которую я стараюсь подчеркнуть во вступительном слове, заключается примерно в следующем:

300 Часть IV. Тренинг педагогического взаимодействия

«У каждого из нас есть уникальный жизненный опыт. Этот опыт наших переживаний, размышлений, простых и труд, ных решений и поступков имеет огромную психологическую ценность и может служить нашим персональным вкладом в общий групповой психологический банк.Чем больше будет вклад каждого участника, тем богаче и мощнее будет этот банк. "Чудо" тренинга заключается в том, что наш общий, накопленный благодаря персональным вкладам психологический капитал не придется потом делить по кусочкам как пирог на праздничном столе — после занятий каждый из нас сможет забрать с собой весь этот банк целиком. Механизм самого процесса персонального вклада в психологический банк заключается в нашей открытости и взаимном принятии друг друга такими, какие мы есть. Мы будем учиться избегать оценивать друг друга, а станем с благодарностью принимать любой вклад в наш банк, понимая его уникальную ценность для каждого из нас».

В заключении вступительного еловая предлагаю общаться, называя друг друга по именам, используя обращения «ты» или «вы», как кому «естественнее».

«Личное дело»

Раньше я начинал процедуру знакомства участников «с места в карьер», предлагая каждому представиться и рассказать группе о себе. В последние годы сложилось понимание целесообразности более «мягкого» и постепенного вхождения участников в групповое взаимодействие. После вводного слова я предлагаю участникам занять места за рабочими столами, стоящими по периметру комнаты, и подготовить свое «личное дело», которое им, «возможно,вскоре понадобится и, может быть, поможет через какое-то время получше представиться группе».

Участники, посидевшие в пока «напряженном» для них кругу, с облегчением отправляются за привычные рабочие столы. Характерно, что когда они затем снова соберутся в

г ава IX. Методический опыт проведения тренинга



г т0 уже не будут чувствовать себя столь скованно, как в пеовый момент. Они возвратятсяв уже знакомую им ситуацию круга.

Цели: дать возможность участникам сосредоточиться на своей личности, привыкнуть к новой среде, подготовиться к следующему заданию, проявить свои творческие способности.

Ориентировочное время:около одного часа.

Материалы иподготовка: папка для каждого участника, ручки, бланки «Кто Я?» (образцы бланков для участников даются в Приложении), наборы простых и цветных карандашей, ластики, листы для рисования, бланки «Герб и девиз», бланки «Некролог 1» и «Некролог 2».

Процедуравыполнения данного задания состоит из четырех этапов.

\.«КтоЯ?»

Участникам раздаются индивидуальные папки, ручки и бланки «Кто Я?». Им предлагается в течение 10 минутне менее 10 раз письменно ответить на данный вопрос. При этом подчеркивается: «Написанные Вами тексты не будут никем собираться и просматриваться. Это Ваша полная собственность. Об их содержании Вы можете никому не рассказывать, если не захотите. Свое "личное дело" Вы заводите исключительно сами для себя. Это относится и ко всем другим подготовленным Вами материалам. Если Вы "формально справитесь" с задачей раньше отпущенных 10 минут, то постарайтесь вернуться к Вашему тексту и подумать над ним еще раз. Быть может, Вы захотите что-то в нем изменить, скажем, поменять порядок Ваших высказываний или что-то еще. Это касается и всех других задании — выделенное Вам время не является случайным, постарайтесь его использоватьс максимальным эффектом Для Вашего личностного саморазвития».

uflc Часть IV. Тренинг педагогического взаимодействия

2. «Каким Я себя вижу?»

Участникам раздаются карандаши, ластики и листы для рисования. Им предлагается: «Нарисуйте картинку на заданную тему: "Каким Я себя вижу?" Это может быть любой рисунок: черно-белый или цветной, реалистичный или абстрактный, может быть, Вы захотите начертить какую-нибудь схему... Словом, Вы абсолютно свободны в выборе как жанра, так и техники. Время — около 10 минут».

3. «Два некролога»

Участникам раздаются бланки «Некролог 1». Им предлагается на основе этих бланков написать свой собственный некролог «Если бы Я умер вчера». Время — около 10 минут. После этого участникам предлагается спрятать первый бланк в папку и раздаются бланки «Некролог 2» — «Если бы Я умер через десять лет». По истечении еще 10 минут участникам дается еще несколько минут для того, чтобы сравнить свои некрологи, определить тенденции своего предполагаемого личностного развития за ближайшее десятилетие.

«Личные герб и девиз»

Участникам раздаются бланки «Герб и девиз». Им предлагается заполнить поля герба соответствующими символами, наиболее точно выражающими сущность каждого поля:

первое поле — «Я как педагог»;

второе поле — «Мои ученики»;

третье поле — «Я глазами моих учеников»;

четвертое поле — «Моя профессиональная мечта».

Сами поля герба также можно закрашивать «подходящими» цветами.

На ленте предлагается написать фразу, которая могла бы служить личным профессиональным девизом. Это может быть как известное изречение или строфа, так и фраза, придуманная самим участником. Время выполнения задания — 15—20 минут.

а |Х. Методический опыт проведения тренинга

III

Примечания.Участники вначале часто пытаются зазвать ВОпросы типа: «А можно я буду писать так-то?» иЛи «Можно ли нарисовать то-то?» На такие вопросы я отвечаю встречным вопросом: «А что об этом сказано в инструкции?» Выясняется, что ничего не сказано. Значит — «разрешено все, что не запрещено»! Получив несколько раз такой ответ, участники перестают задавать такого рода

вопросы.

Иногда встречаются высказывания типа: «Я не умею рисовать». И можно напомнить участникам, что самое главное, чтобы они сами для себя определили, что именно они хотят нарисовать,а уж как это «технически» получится — не столь важно, «ведь все равно это делается для "внутреннего пользования", для самих себя; важен сам процесс порождения образа, а не формальный результат его изображения».

Нужно быть готовым к тому, что участники могут попросить чистые бланки с гербами, «чтобы дома аккуратно все нарисовать и повесить над своим рабочим столом». Я теперь заготавливаю двойной комплект этих бланков и с удовольствием раздаю его участникам «для такого благого дела».

Участники всегда эмоционально реагируют на задание по написанию «некрологов». Такая «экстремальность» ситуации тем не менее создает дополнительное ощущение «необычности» тренинга, повышая мотивацию участников.

Итак, прошло уже около полутора часов. Все честно заслужили перерывна 15 минут. Во время перерыва я выхожу «покурить», давая возможность группе обменяться первыми впечатлениями о занятиях. Это тоже элемент тренинга. Вообще, тренинг длится все астрономическое время °т первого часа занятий до последнего, включая и вечера, когда участники расходятся по домам. Там они тоже делятся

304 Часть IV. Тренинг педагогического взаимодействия

впечатлениями и размышлениями со своими домашними и друзьями, но об этом чуть позже.

«Знакомство»

Основные цели:знакомство участников, создание атмосферы доверия и взаимной поддержки, актуализация эм-патии, идентификации, рефлексии участников, постановка проблемы слушания другого.

Ориентировочное время:до полутора часов. Это наиболее сложное задание в плане управления временем.

Материалы и подготовка:участники могут пользоваться своими «личными делами», ведущий — рабочим блокнотом для фиксации оперативной информации.

Процедуразаключается в том, что участники в кругу представляются группе. Я провожу эту технику в три этапа.

На первом этапе я прошу участников назвать свое имя; причем так, как участник хочет, чтобы его называли в дальнейшем (например, Татьяна или Таня), а также поделиться с группой своим состоянием: «Назовите группе свое имя. Попробуйте описать свое состояние. Сравните его с состоянием, когда Вы в первый раз сели в круг. Может быть, что-нибудь изменилось?»

Я предлагаю для начала высказываться по кругу, но начать может любой. При этом я говорю, что «сейчас я на время уберу свои глаза из группы, чтобы ни на кого не оказывать давление, чтобы кто-то сам выбрал, что именно он начнет».

После небольшой паузы всегда кто-то говорит: «Ну, может быть, я начну...» Я тут же «возвращаю» свои глаза в группу и оказываю невербальную поддержку говорящему внимательным заинтересованным взглядом. Прежде чем он начнет говорить, я напоминаю ему и всем, что лучше стараться обращаться ко всей группе, а не к одному ведущему.

После каждого высказывания я всегда говорю участникам: «Спасибо». В начале занятий обязательно подчерки-

Глава IX. Методический опыт проведения тренинга 3D!)

ваю имя участника, чтобы группа его лучше запомнила: «Спасибо, Андрей!»Никаких табличек с именами я не использую: группа способна запомнить имена друг друга в течение процедуры знакомства. Мне кажется важным, что участники, стараясь запомнить имена партнеров, «чтобы не попасть потом впросак», невольно мобилизуют свое внимание к другим.

На втором этапе участникам предлагается немного рассказать группе о себе: «Еще раз назовите свое имя. Представьте себя группе. Сообщите о себе что-то, что представляется Вам важным и интересным для группы. При этом Вы можете, если захотите, использовать какие-либо материалы из Вашего "личного дела"».

Если первые два-три участника ограничиваются слишком формальными сведениями, то я рассказываю о себе сам, задавая некий «прецедент» доверия к группе и открытости. Если же участники сами задают приемлемый уровень открытости, то высказываюсь последним.

После рассказа участника, поблагодарив его, я прошу его выбрать кого-то из группы и попросить повторить этот рассказ, «ничего не прибавляя, не комментируя и не оценивая». Избежать комментирования и оценки редко кому удается. Я не акцентирую на этом внимания, так как группа и так отлично реагирует на эти «нарушения правил». В ходе дальнейших пересказов степень этих «нарушений» заметно снижается.

При пересказах я прошу избегать местоимений «он», «она», употребляя имя партнера; «Как сказала Марина...» или «Михаил, ты говорил, что...»

На третьем этапе я снова прошу участников поделиться своим состоянием, обратить внимание на его изменения, а также высказать первые впечатления о занятиях и ответить на вопрос: «Что Вы ожидаете лично для себя от своего участияв этих занятиях?»

306 Часть IV. Тренинг педагогического взаимодействия

Примечания.В состоянии большинства участников к концу «знакомства» происходят значительные изменения-люди чувствуют себя более спокойно, уверенно. Тревога сменяется интересом к происходящему и ожиданиями «чего-то еще более интересного и необычного».

Если отдельные участники слишком увлекаются рассказом о себе, не рефлексируя при этом нарастающее утомление, а затем и раздражение группы, я перебиваю их «уточняющим» вопросом типа: «Николай, Вы действительно считаете, что?..» Получив ответ, я благодарю участника, и обращаюсь к нему с просьбой выбрать партнера для пересказа. Пересказы мы не оцениваем, лишь уточняем невольные искажения.

Завершается первая половина занятий. Перерыв на обед— 40—60 минут.

«Броуновское движение»

После обеда участники снова собираются в круг, чтобы обменяться состоянием и настроением. Затем переходят к выполнению следующего задания.

Основные цели:осознавание персональных коммуникативных стратегий, установление тактильных контактов с партнерами, развитие мотивации участников.

Ориентировочное время:около 40 минут.

Материалы и подготовка:стулья убираются из круга, организуется свободное пространство в центре помещения; необходимо устранить из этого пространства все посторонние предметы.

Процедуразаключается в том, что на первом этапе, который длится 3—5 минут,участникам предстоит закрыть глаза и «хаотично» двигаться в данном пространстве, соблюдая, по возможности, тишину, во всяком случае, избегая разговоров. «Это напоминает как бы броуновское движение свободных частиц, которые могут сталкиваться и снова рас-

Глава IX. Методический опыт проведения тренинга



ходиться. Через какое-то время прозвучит хлопок в ладоши (вот такой — ХЛОП!). По хлопку нужно не открывая глазпостараться соединиться с кем-нибудь в «молекулу, состоящую из двух атомов». Когда Вы почувствовали, что соединились или что Вам на этот раз это не удалось, можно открыть глаза и снова собраться в круг для обсуждения того, что с нами происходило».

На втором этапе участники в кругу рассказывают о том, что и как с ними происходило, ориентируясь на следующие вопросы:

— «Вам хотелось открыть глаза?»

— «Был ли у Вас определенный план, задуманная тра
ектория движения или скорее нет? Удалось ли Вам выпол
нить этот план?»

— «Вы стремились в "гущу событий" или предпочита
ли держаться в стороне?»

— «Опасались ли Вы, что Вас могут сильно толкнуть
или, наоборот, что Вы сами кого-нибудь собьете?»

— «Что Вы чувствовали, когда сталкивались с другими
частицами?»

— «Долгим ли показалось Вам время движения?»

— «Опасались ли Вы, что Вам не удастся соединиться?
Может, Вы об этом просто забыли или были уверены, что
все получится?»

— «Опишите как можно подробнее как происходило
Ваше соединение в "молекулу". Вы кого-то схватили или,
скорее, схватили Вас? Может, это было ощущение нежного
прикосновения или что-то еще?»

На третьем этапе можно попросить участников ответить на вопрос: «Было ли, на Ваш взгляд, что-либо общеемежду тем, как Вы вели себя сейчас,тем, что случилось с Вами сейчас, и тем, как Вы ведете себя в жизни вообщеи что случается с Вами вообще? Какие из этих моментов способствуют установлению хороших контактов с другими людьми, а какие, скорее всего, могут Вам мешать?»

308 Часть IV. Тренинг педагогического взаимодействия

Примечания.Как и в большинстве техник такого рода, успех упражнения зависит от его эффективного обсуждения.

В методической литературе рекомендуется завязывать участникам глаза, но я считаю, что этого делать не следует. Участники не должны лишаться свободы выбора поведения: подсмотреть или нет? Индивидуальное решение каждым этого вопроса — важная тема обсуждения. К тому же завязывание глаз создает у участников ощущение определенного насилия, а это, в свою очередь, снижает мотивацию.

И еще важно проследить, чтобы перед началом упражнения участники сняли очки, «которые им пока не понадобятся».

Перерывна 10 минут — последний за этот день.

«Детство по глазам»

Основные цели:установление более тесных межличностных взаимодействий между участниками, укрепление атмосферы доверия, актуализация идентификации.

Ориентировочное время:около одного часа, возможно несколько больше.

Материалы и подготовка:карандаши, ластики, листы бумаги для рисования.

Процедура.Участникам предлагается поработать в паре с тем, с кем удалось соединиться в молекулу. Те, кому не удалось соединиться, также образуют пары.

На первом этапе партнеры садятся друг против друга. Им предлагается в течение 3 минутмолча и внимательно смотреть друг на друга, стараясь представить партнера пятилетним ребенком — мальчиком или девочкой. Не нужно стараться что-то вычислять, а просто настроиться на партнера, соответствующая «картинка» должна появиться как бы сама.

Затем, на втором этапе, участники стараются нарисовать возникшую картинку — своего партнера в пя-

Глава IX. Методический опыт проведения тренинга QUO

тилетнем возрасте в соответствующей обстановке, занятого подходящим именно ему делом. На это отводится 10 минут.

На третьем этапе партнеры рассказывают друг другу о своих представлениях о детстве партнера, дарят друг другу картинки, выясняют, какие моменты и детали из представленного действительно имели место. Можно предоставить участникам 15—20 минут. Участники в это время могут отвлечься от собственно задания и начать говорить на другие темы. Я считаю на данном этапе это вполне нормальным и даже полезным, соответствующим целям упражнения.

На четвертом этапе можно предложить участникам устроить выставку и попытаться угадать, представление о чьем детстве изображено на том или другом рисунке. Затем собраться в круг и обменяться впечатлениями об упражнении. В этот момент участники невольно переходят на свои детские воспоминания, что оказывается очень эффективным средством сплочения группы и установления в ней атмосферы взаимного принятия и доверия.

Примечания. Если в пару попадают участники, хорошо знакомые между собой до тренинга, им предлагается поменяться и образовать пары с теми, кто им меньше всего знаком. Последнее касается всех парных упражнений.

Случаев поразительной точности в описании детства незнакомого партнера бывает довольно много. Мне особенно запомнился один случай в группе руководителей школ. В паре работали завуч одной из школ, мужчина — более 50 лет и директор другой школы, женщина — около 40 лет, которые не были раньше знакомы. Женщина представила своего партнера «загорелым худеньким мальчиком в большущих черных трусах, бегущим вверх по деревянной лестнице, построенной на крутом берегу большой реки». Оказалось, что мужчина действительно

310 Часть IV. Тренинг педагогического взаимодействия

родом с Волги, где от его деревни к реке спускались деревянные лестницы. Тренинг проходил в одном из прибалтийских городов, и директор школы — местная жительница — вообще никогда не бывала на Волге.

Наши рекомендации