Цель обучения детей с ограниченными возможностями.
Целью образования становится развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.[1] Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Стандарт ориентирован на обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ежегодно в нашей стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными и наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами. Большинство из этих детей не всегда могут посещать традиционные учебные заведения.
При обучении таких школьников в качестве одного из средств, оптимальным образом обеспечивающих реализацию и усвоение образовательных программ в объеме и качестве, предусмотренными государственными образовательными стандартами, выступают средства информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
Использование специальных средств ИКТ позволяет снять основные ограничения, которые препятствуют получению образования детьми со слабым здоровьем: невозможность посещения школы, частые пропуски занятий по болезни, необходимость щадящего режима обучения, отсутствие специального педагогического подхода, информационных и иллюстративных возможностей преподавателей в учебном процессе.
Основное достоинство современных информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями состоит в отсутствии строгой привязки к месту и времени проведения занятий, в индивидуализации обучения за счет адаптации уровня и формы учебного материала, темпа и способа усвоения знаний, надлежащей настройки сервисов, исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Использование ресурсов Интернет в средствах ИКТ и возможном дистанционном обучении школьников со специальными потребностями обеспечивает их приобщение к мировому информационному пространству, и, как следствие, способствует расширению информационно-познавательного поля ребенка, позволяющего поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие.
Современные информационно-коммуникативные технологии ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения, предоставляют возможность самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной системой помощи, контроля, позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья выйти на новый уровень обучения.
Помимо этого, современные ИКТ в определенной степени разрешают основную проблему «особых» детей, которая заключается в ограниченности социальных контактов и общения с другими людьми, в особенности, со сверстниками, определяющей бедность социального опыта, затруднения в формировании социальной и коммуникативной компетентностей, что сказывается на их социализации.
Освоение детьми с ограниченными возможностями новых технологий поможет раздвинуть границы привычного социального развития личности, даст возможность овладения новыми социальными ролями (пользователь ПК, Интернет и др.) и профессиями (изменение содержания множества профессий), будет содействовать их интеграции в социум.
Включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в виртуальное сообщество позволит ему осознать себя как субъекта деятельности в информационном образовательном пространстве, будет способствовать формированию у него адекватного отношения к действительности, потребности в сотрудничестве, преодолению замкнутости, развитию коммуникативного потенциала и формированию социальной компетентности.
Особенности общения через Интернет (анонимность, своеобразие протекания процессов межличностного восприятия, добровольность и желательность контактов) обеспечивают возможность компенсировать и нейтрализовать в ходе опосредствованного Интернетом общения те препятствия, которые нередко делают болезненными непосредственные контакты: действительные либо мнимые недостатки собственной внешности, дефекты речи, некоторые свойства характера или психические заболевания. Отечественные авторы отмечают, что возможный спектр стратегий самопрезентации в сети определяется разнообразием различных Я-составляющих, и в свою очередь определяет реальную идентичность.[2] Посредством создания Я-желаемого и проигрывания не реализуемых в деятельности ролей достигается терапевтический эффект.
Учащиеся выступают в качестве активных участников образовательного процесса, приобретают опыт межличностного взаимодействия. Главную роль играют личные качества обучающихся, их способности, стремление к получению знаний, физические же недостатки отходят на задний план.
Внедрение компьютерной техники в специальное обучение связано с решением двух фундаментальных задач: научить детей грамотно пользоваться новыми орудиями деятельности и использовать новые информационно-компьютерные технологии в целях коррекции нарушений и общего развития «особого» ребенка.
Ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются важным элементом формирования универсальных учебных действий, составляющих цель и основной результат образования.
Несмотря на то, что в последние годы, благодаря новым установкам государства, были изменены подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, как показывает анализ образовательной практики, возможности использования ИКТ при обучении и развитии «особых» детей не реализуются в полной мере.
Качественное образование для детей с ограниченными возможностями может быть обеспечено только при условии решения проблем, свойственных как дистанционным технологиям, так и в целом обучению этой категории детей: проблемы общения, проблемы развития интереса к изучаемым предметам, проблем обучающих педагогов, обусловленных как недостаточной подготовкой, так и пассивной позицией учителей.
Повышению эффективности обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья способствует использование различных педагогических и информационных технологий для организации совместной деятельности учащихся в малых группах, сотрудничества на разных этапах обучения, достижение высокого качества взаимодействия как по вертикали (педагог - обучающийся), так и по горизонтали (ученик-ученик).
Сегодня ИКТ образования развиваются очень активно, теперь специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его.
Создание информационно-образовательной среды для учащихся предполагает размещение самых разнообразных ресурсов: текстов, видеофильмов, рисунков, файлов презентаций или ссылок на Интернет-сайты; использование учебных инструментов, с помощью которых организуется интерактивное общение: заданий, опросов, тестов, форумов и т.д., использование специальных обучающих систем. Наибольшие перспективы распространения средств ИКТ в этой сфере общего среднего образования связываются с глобальной визуализацией учебного материала, применением интерактивных методов наложения текста на учебный видеоматериал, максимальным использованием мультимедиа.
Важной особенностью специальной учебной среды является то, что она создает и хранит отчеты о деятельности каждого ребенка, позволяет контролировать работу, активность, «посещаемость» ученика, быстро реагировать на запросы.
В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении с использованием средств ИКТ открывается возможность индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения. Учитель в зависимости от образовательных потребностей учащегося может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать дополнительные, ориентированные на конкретного ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы.
Для успешной реализации дифференцированного обучения необходимо психологическое сопровождение процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которое ориентировано на индивидуализацию учебно-воспитательной работы, предполагает изучение индивидуальных особенностей каждого ученика, определение оптимального режима интеллектуальных и эмоциональных нагрузок, составление карты процесса обучения, отслеживание динамики развития учащегося.
Особое внимание, по нашему мнению, важно уделять организации совместной со здоровыми, и не только здоровыми, детьми деятельности с использованием средств информационных технологий.
Интернет и многочисленные сетевые услуги могут быть использованы в качестве своеобразной творческой лаборатории, позволяющей приобрести новый психологический опыт. В процессе обучения с использованием современных ИКТ дети с ограниченными возможностями здоровья вовлекаются в сетевую проектную, исследовательскую деятельность, диалоговое взаимодействие с обычными и «особыми» детьми, что позволяет создать условия для самосовершенствования, самопознания, самореализации каждого ребенка.
Эффективность процесса социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в сетевом воспитательном пространстве повышается, если в основном это дети с сохранным интеллектом. В.Ю. Нестеров отмечает, что достижение индивидуальных целей в сети становится возможным только через создание группы.[3] Возможность обучающегося вступать в контакт не только с учителем, но и с другими обучающимися, позволяет имитировать очную коллективную форму обучения, чего многие дети с ограниченными возможностями здоровья лишены. Общение учащихся с педагогами и друг с другом возможно осуществлять с использованием средств опосредованной учебной коммуникации, предполагающей активное взаимодействие и реализуемой с помощью разнообразных электронно-коммуникативных систем: прямое диалоговое общение в режиме форума, чата, проведение общегрупповых занятий в режиме виртуальный класс, консультирование в режиме on-line, Интернет-конференции.
Возможность каждому ребенку принять участие в общем деле в той форме, которая ему доступна, дает межпредметный проект. Внесение собственного посильного вклада в общее дело с последующим представлением результата работы на общешкольной конференции позволяет ребенку с ограниченными возможностями здоровья ощутить уверенность в своих силах, почувствовать себя полноценным членом ученического сообщества.
Таким образом, наиболее полной реализации задачи общего развития «особого» ребенка, по нашему мнению, способствует интегративная модель организации учебного процесса.
Модель должна предусматривать возможность, во-первых, сочетания традиционной и дистанционной форм обучения, во-вторых, гибкого сочетания самостоятельной познавательной деятельности учащихся с групповой работой по типу обучения в сотрудничестве с другими участниками курса.
Повышение эффективности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья посредством применения новых информационных технологий во многом зависит от инициативной позиции преподавателя. При осуществлении психолого-педагогического сопровождения необходимо обратить внимание на решение задач определения наиболее эффективных форм взаимодействия субъектов процесса обучения и определения условий эффективной реализации той или иной формы взаимодействия.
Таким образом, грамотная организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с полным, комплексным использованием широких возможностей новых ИКТ позволяет формировать у учащихся коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия, способствует развитию целостной личности, что составляет цель и основной результат современного образования.
Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред следует рассматривать как наиболее естественный способ формирования универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями.
Список использованной литературы.
1. Босова, Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. – 2002. - №1.
2. Васильева, И.А. Психологические аспекты применения информационных технологий / И.А. Васильева, Е.М. Осипова, Н.Н. Петрова //
Вопросы психологии. – 2002. – №3.
3. Ермолаева, М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: Институт
практической психологии, 1998.
4. Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном образовании. – М.: Коррекционная педагогика, 2004.