Педагогика как наука о воспитании. Основные педагогические понятия. Педагогика в системе педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
Педагогика
Государственный
экзамен
Педагогика как наука о воспитании. Основные педагогические понятия. Педагогика в системе педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
Педагогика – наука об образовании, под которой понимаются воспитание и обучение человека в его собственных интересах, интересах общества и государства. П. как наука:
- «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде теоретической науки, может существовать педагогика». (Блонский П.П.)
- Педагогика — прикладная наука. Наука «не о сущем, а о должном», исследующая не то, что есть, а то, как необходимо поступать. Это наука «об искусстве деятельности». (Гессен С.И.)
Объект науки – это категория, обознач. некоторую целостность, выступающую в качестве области человеческого познания и деятельности.
Объект педагогики как науки – образ-е как деят-ть по приобщению человека к жизни в обществе.
Предмет науки – наиболее существенные отношения, стороны, признаки объекта.
Предмет педагогики – система отношений, возникшая в образовательной деятельности.
Основные категории:
Образование – это процесс в освоении ЗУН опыто-познавательной и практической деятельности ценностных ориентаций и отношений.
Воспитание – это процесс и результат целенаправленного взаимодействия воспитателя и воспитуемого, в результате которого формир. качества личности и его отношение к окружающей реальности.
Обучение – специально организованный целенаправленный процесс, включающий в себя 2 взаимосвязанные деятельности:
- Преподавание – организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности.
- Учение – усвоение содержания образ-я и опыта учебно-познавательной деят-ти учащимися.
Развитие личности – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сферах человека, обусловленное влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Формирование личности – это процесс становления личности в результате объективного влияния среды, воспитания и активности личности.
Социализация – процесс и результат усвоения и воспроизведения индивидом соц. опыта, ценностей, отношений, принятых в обществе.
Самовоспитание – целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самовоспитание, усовершенствование положительных и преодоление отрицательных качеств.
Самообразование – активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.
Педагогический процесс – целенаправленное взаимодействие педагога и учащегося, направленное на достижение образовательных целей и задач.
Воспитательная система – упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.
Функции педагогики:
1. Аналитическая – теоретич. изучение, описание и объяснение сущности противоречий, закономерностей образования.
2. Прогностическая – обеспеч. научное обосн. целеполагания и планир-е развития сис-мы образ-я.
3. Конструктивно-проективная – разработка новых педагогических технологий, содержаний, форм, методов, средств воспитания обучения и внедрение их в практику.
Задачи педагогической науки:
- Изучить сущности и закономерности развития и формирования личности
- Определить цели образования
- Разработать новые педагогические технологии, средства, формы обучения и воспитания
- Внедрить результаты исследований в практику.
Педагогическая наука включает (отрасли):
1. Общая педагогика (общие законом-ти воспит., факторы разв. и формир. личн. чела)
- школоведение (изучает учебно-воспитательный процесс)
- общие основы П.
- дидактика (теория обучения)
- теория воспитания (целенапр. процесс формирования личности и коллектива)
2. История П. (изучает процесс исторического развития образования и педагогики)
3. Специальная П. (дети с отклонениями в психофизическом и умственном развитии)
4. Этнопедагогика (специфика и закономерности народного воспитания)
5. Сравнительная П. (воспитательные и образовательные системы в разных странах)
6. Возрастная П. (процесс воспит. реб. с рожд-я до перехода к состоянию взрослости)
7. Коррекционная П. (дети с незначит. отклон. в психофиз. развитии и поведении)
8. Семейная П. (процесс формирования личности в семье)
9. Военная П. (принципы, формы, методы воспит и образ. военнослужащих)
Связь П. с другими науками:
1. Эстетика (предмет – ценностное отношение чела к миру)
2. Этика (природа морали)
3. Философская антропология (место чела в природе)
4. Социология (взаимод. соц. среды и чела)
5. Медицина (условия сохранения и укрепления здоровья людей)
6. Психология (закономерности функционирования и развития психики)
7. Анатомия (строение чел. организма)
8. Физиология (закономерности функционирования организма)
9. Философия (общие законы и движущие силы природы, общества, мышления, познания)
Сегодня существует три концепции педагогической науки:
1.П-ка как междисциплинарная область (философия + психология + социология)
2.П-ка как прикладная дисциплина:
Философия психология социология
Педагогика
Педагогическая действительность
3.П-ка как относительно самостоятельная научная дисциплина, сочетающая фундаментальный и прикладной аспекты (берет из Ф., П., С. и добавляет свое)