Обучение и воспитание детей дошкольного возраста

С умеренной умственной отсталостью на начальном этапе

Коррекционно-педагогической работы

Содержание коррекционно-педагогиче­ской работы по обучению и воспитанию де­тей дошкольного возраста с умеренной ум­ственной отсталостью определяется специ­фическими задачами в двух аспектах:

Коррекционно-педагогической работы педагога с ребенком;

Педагогической работы с родителями.

Целью начала коррекционно-педагогиче-ского обучения и воспитания детей являет­ся включение их в среду сверстников.

Достижению этой цели способствует по­зитивное социально-опосредованное взаи­модействие детей с новым взрослым (педа­гогом) в специально созданной предмет­но-развивающей среде.

В ходе такого взаимодействия дети усва­ивают и преобразовывают в личном опыте социально важные навыки общения, что, несомненно, обеспечивает им адекватность восприятия окружающего мира и действия в нем.

Основная цель педагогической помощи родителям состоит в обучении их педагоги­ческим технологиям общения и взаимодей­ствия со своим ребенком, что осуществля­ется путем формирования у них установки на готовность к положительным формам и адекватным навыкам взаимоотношений с ребенком.

6.1. Направления коррекционно-педагогической работы

На начальном этапе коррекционно-педа-гогическая работа с детьми выстраивается по следующим направлениям.

1. Формирование положительных форм общения и эмоционально окрашенного взаимодействия ребенка с близким взрос­лым

Цели

Установить и закрепить эмоциональ­ный контакт педагога с ребенком как ос­нову его сотрудничества со взрослым.

Сформировать у ребенка потребность в общении со взрослым.

Рекомендуется соблюдать следующую последовательность в работе:

— сначала педагог вызывает эмоцио­нальный отклик у ребенка на присутствие взрослого;

— затем вызывает интерес ко взрослому (с помощью игрушек и действий с ними);

— побуждает к эмоциональным проявле­ниям в адрес взрослого;

— формирует действия, направленные на взрослого;

— вызывает чувствительность к отноше­нию взрослого.

2. Формирование у ребенка образа «Я» («Я сам»)

Цели

Сформировать у ребенка зрительный образ «Я»; представления о схеме своего тела.

Последовательность работы:

— сначала учат выделять части тела и лица, их функции через контакт с челове­ком; затем через ознакомление с различны­ми предметами, через действия, производи­мые ими;

— далее учат показывать по просьбе взрослого расположение частей тела и лица на сеое.

Сформировать у ребенка представле­ния о своем имени, фамилии. Последовательность работы:

— сначала учат откликаться на свое
имя;



— затем называть его;

— откликаться и называть уменьши­тельно-ласкательные формы своего имени и др.

Сформировать у ребенка представле­ния о своей внешности, ее осознанное зри­тельное восприятие и способы сравнения себя с другими.

Последовательность работы:

— сначала учат узнавать себя в зеркале;

— затем на фотографиях.

3. Формирование у ребенка представле­
ний об окружающих людях («Я и другие»)

Цели

Научить ребенка выделять близких взрослых, обращать внимание на других взрослых и сверстников.

Сформировать положительные навы­ки взаимодействия со взрослыми и сверст­никами в процессе совместной продуктив­ной деятельности.

Последовательность работы:

— сначала педагог закрепляет эмоцио­нальную реакцию ребенка на появление взрослого;

— затем формирует жестовую реакцию на его появление, обучает ребенка выра­жать жестом свое обращение к нему;

— далее учит откликаться на обращение взрослого;

— побуждает ребенка обращать внима­ние на сверстников, учит называть их по имени.

4. Формирование у ребенка представле­
ний об окружающем предметном мире и
обучение его адекватным способам дейст­
вия с предметами («Я и окружающий мир»)

Цель

Сформировать у ребенка адекватное восприятие окружающих предметов и яв­лений.

Последовательность работы:

— сначала знакомят с предметами, их словесным обозначением;

— затем с их свойствами и назначением;

— далее обучают способам действия с предметами.

5. Обучение способам усвоения общест­
венного опыта

Цель

Научить ребенка адекватно действо­вать в окружающей среде. Последовательность работы:

— сначала у ребенка формируют сов­местные действия;

— далее жесты, подражательные способ­ности;

— затем умения выполнять действия по образцу и речевой инструкции.

6. Формирование навыков социального
поведения

Цель

Наши рекомендации