Социальная педагогика в системе социальной работы

Проблема соотношения социальной работы и социальной педагогики имеет значение и теоретическое, и практическое. От того, как определяются объект, предмет, содержание рассматриваемых категорий, зависят цели, методы и приемы социальной работы.

Педагогическая работа является одним из направлений социальной работы, а соотношение социальной педагогики и социальной работы рассматривается как отношение частного и целого.

Отсутствие непротиворечивой модели соотношения социальной работы и социальной педагогики является вполне естественным явлением на этапе, когда происходит становление их статуса, во время которого утверждение этих категорий и видов тактической деятельности происходит путем отрицания того, что так или иначе «затемняет» содержание, мешает достаточно четко и ясно сформулировать объект, предмет, родовые и видовые признаки.

В основе различных взглядов на соотношение этих понятий лежит абсолютизация, в одном случае, опыта Германии, где, как известно, со времен А. Дистервега и П. Наторпа термин «социальная педагогика» употребляется расширительно, а в другом случае - опыта Англии и США, где даже слово «педагог» почти не употребляется, а то, что в отечественной литературе называется педагогической деятельностью, рассматривается в качестве одного из компонентов социальной работы.

Нельзя не заметить и того, что употребляемые сторонниками различных точек зрения понятия «социальная работа» и «социальная педагогика» используются недостаточно корректно: вольно или невольно не учитывается неоднозначность их содержания, смешиваются значения этих понятий в широком и узком смысле.

Выход из сложившейся ситуации видится не в механическом, а в диалектическом соединении существующих различий на основе принципа многомерное™ познания и синтеза научного знания, требующего учета всего того ценного, что содержится в разных концепциях.

Необходимым условием такого подхода является эксплицирование достаточно полного содержания понятий «социальная работа» и «социальная педагогика», структурирование его но определенным критериям. Подобная задача должна решаться коллективно, с учетом имеющейся практики, не путем навязывания своей точки зрения, а путем осмысления происходящих процессов, объектов социальной работы и социальной педагогики.

Нуждаются в уточнении объемы таких понятий, как «социальная работа» и «социальная педагогика». Понятие «социальная работа» целесообразно соотнести с такими понятиями, как «социальная деятельность», «социальная защита», «социальная помощь», «социальное обслуживание»; необходимо провести классификацию видов, форм, направлений. социальной работы.

Еще в большей мере требование определения содержания, видов, форм и направлений относится к социально-педагогической теории и практике. Хотя термин «социальная педагогика» в научном и практическом обороте в нашей стране не был до недавнего времени широко распространен, идеи, принципы и опыт того, что ныне выдается за социальную педагогику, в нашем отечестве существовали давно. Более того, эти принципы и опыт развивались в определенном аспекте настолько основательно, что и ныне используются за рубежом, возвращаясь к нам под иными названиями как достижение мировой цивилизации. Достаточно назвать имена К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, теоретиков и организаторов практики так называемой «средовой педагогики», «коррекционной педагогики» и многих других видов и направлений педагогической работы, как с отдельными людьми, так и с группами, объединениями, организациями.

Новые императивы требуют систематизации имеющегося в нашей стране и за рубежом теоретического и практического опыта, а еще более - приращения его и на этой основе - разработки социальной педагогики как особой теории и практики социализации и ресоциализации человека как индивида и как члена социума, включая не только микроструктурные, но и макроструктурные социальные общности (семья, коллектив, организация, среда обитания, этнос, эпоха и др.).

Важнейшим моментом является вычленение уровней социально-педагогического знания и практической деятельности, в частности, в зависимости от сферы применения. На этой основе можно выделить общий социально-педагогический, средний социально-педагогический и специальный социально-педагогический уровни теории и практики.

В качестве общего социально-педагогического уровня можно выделить то, что называется учением о социальном воспитании и социальном обучении в рамках общепедагогической теории и практики, направленной на целенаправленное осуществление социализации человека педагогическими средствами, в ходе которой происходит не просто усвоение социокультурного опыта общества, но и приобретение и рецепция социального статуса, социальной роли, становление человека как гражданина. В этом смысле социально-педагогическая теория и практика пронизывают все виды и формы социальной работы, где речь идет о целенаправленном процессе содействия (взаимодействия в том числе) человеку в развитии социальности и всех других качеств и состояний, связанных с этим качеством. Это метатеоретический социально-педагогический уровень, требующий совместных усилий теоретиков педагогики, философов, социологов, праксиологов и других специалистов.

Средний социально-педагогический уровень может быть определен как теория и практика педагогической работы в среде обитания, в конкретном виде социальной общности со всеми людьми, независимо от социально-экономического, физического, психического, возрастного, профессионального состояния и положения. В известной мере этот уровень совпадает с трактовкой социальной педагогики П. Наторпом, для которого социальная педагогика была деятельностью по интеграции воспитательных сил общества по оказанию помощи населению в освоении культурных достижений человечества и, прежде всего, общества, в котором живет человек.

Специальный уровень социально-педагогической работы включает в себя теорию и практику педагогической работы с отдельным человеком или общностью, объединением людей с так называемыми особыми социальными бедами, нуждающимися в том, что называется коррекционной, кондуктивной, реабилитационной, лечебной педагогикой. Это специально-педагогическая работа, требующая специфического знания и опыта осуществления процесса (не акта) лечения, коррекции, адаптации, реабилитации и интеграции человека или группы людей в обществе. Конечно, не всякий социальный работник может и должен являться социальным педагогом.

В то же время нельзя не заметить, что если иметь в виду социальную педагогику на более высоких уровнях знания и практики, то все-таки любой социальный работник должен быть в определенной мере и социальным педагогом. Социально-педагогическая подготовка, хотя бы в виде ощущений, представлений, должна быть у каждого социального работника. В разной мере и на разном уровне социальный работник должен научиться и некоторым навыкам социально-педагогического мышления и деятельности, то есть по крайней мере не упускать педагогические последствия своей деятельности или не забывать об использовании педагогических методов и приемов для решения социальных вопросов в отношении человека. Нужно учиться давать педагогическую оценку происходящим процессам в социуме и думать о социальных последствиях педагогических действий, экспериментов. Социально-педагогические знания, умения и навыки (наряду с психосоциальными, медико-социальными, юридическими и др.) являются одним из условий идентификации любого работника со своей должностью, профессией. Вместе с другими видами социально-гуманитарного знания и действия они предопределяют в значительной степени, превратится или не превратится социальный работник в бюрократа, механического исполнителя своей работы.

Совершенно необходима специально-педагогическая подготовка социального работника для работы с инвалидами, людьми девиантного поведения, жертвами насилия, освободившимися из мест заключения и другими объектами социальной работы, для которых требуются иные педагогические знания, умения и навыки (и даже некоторые другие профессиональные свойства), чем для учителя в обычной школе или для организации педагогической работы по месту жительства. Представляется целесообразным в вузах, осуществляющих подготовку по направлению «социальная работа», ввести специализацию «социальный педагог в системе социальной работы». В соответствии с этим упор при подготовке такого специалиста может быть сделан на приобретении знаний, умений и навыков работы с явлениями физической, психической, социокультурной и иной депривации, а также на преподавании специальных социально-педагогических дисциплин в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования в области социальной работы, для ведения педагогической работы в специализированных учреждениях системы социальной защиты.

Наши рекомендации