Комплекс игровых тренингов по формированию системы правовых знаний учащихся

Цель: формирование у учащихся среднего и старшего школьного звена основ правовых знаний, позитивной социальной позиции, эмоционально-ценностного отношения к нравственно-правовым нормам.

Тренинг «Разогрев-приветствие»

Участники стоят в кругу. По команде ведущего начинают хаотично двигаться, затем по хлопку в ладоши останавливаются и здороваются друг с другом как люди, которые:

· давно не виделись;

· куда-то очень спешат;

· обознались;

· очень застенчивы.

Тренинг «Одинаковые имена»

Участники с одинаковыми именами должны образовать пары и взять интервью друг у друга, позволяющее лучше узнать друг друга. Участники с разными именами также образуют пары и в ходе интервью пытаются выделить индивидуальные отличия друг друга.

Тренинг «Правовая линия»

Каждый участник получает лист бумаги с нарисованной правовой линией, на которой отмечен возраст человека. Отвечая на предложенные вопросы, он должен сделать на ней определенные пометки.

0________ 7________ 14____ 16______ 18__________ 35___________

________40_______________55______ 60_____________________

Примерные вопросы:

1. С какого возраста ребенок имеет право на имя, отчество, фамилию? (с рождения).

2. До какого возраста ребенок имеет право на бесплатный проезд в городском транспорте? (до 7 лет).

3. С какого возраста наступает уголовная ответственность (полная – с 16 лет, за тяжкие преступления – с 14 лет).

4. С какого возраста человек имеет право избирать и быть избранным, вступать в брак, составлять завещание? (с 18 лет).

5. С какого возраста лицо может стать президентом республики? (с 35 лет)

Тренинг «Ромашка»

Участники по кругу передают две нарисованные ромашки, на лепестках первой они пишут свои права, на лепестках второй – обязанности.

Тренинг «Бегущие огни»

Участники сидят в кругу. Ведущий называет какое-либо право, обращаясь к своему соседу, например: «У тебя есть право на жизнь». Тот, к кому обращен вопрос, говорит «спасибо» и следующему участнику называет другое право и т. д.

Тренинг «Хорошо – плохо»

Участники делятся на пары, каждой паре дается рисунок объекта или явления. Одному участнику из пары необходимо найти как можно больше положительных качеств этого объекта или явления, а второму – отрицательных.

Слова для справок: ребенок, игра, друг, право, свобода, лечение, школа, сигареты, увлечения и др.

Тренинг «Правовой вернисаж»

Участники вырезают из журналов и газет рисунки, фотографии, которые по их мнению, соответствуют правовой тематике, наклеивают их на альбомные листы, придумывают названия и подписывают их внизу. Когда задание выполнено, «картины» представляются на «правовом вернисаже», а участники выступают в роли экскурсоводов, рассказывая каждый о своей «картине» и объясняя ее смысл.

Тренинг «Дерево прав и желаний»

Каждый участник получает по два листочка бумаги. На одном написано право, на другом – желание. Нужно определить, где право, а где просто желание. Листочки бумаги прикрепляются к нарисованным деревьям. Затем проводится совместное обсуждение.

Тренинг «Я имею право»

Участники делятся на 3–4 группы. Все группы получают одинаковые задания: придумать по 10 прав, которые, по их мнению, имеют все люди.

Затем каждая группа по очереди зачитывает эти права, ведущий

зачеркивает повторяющиеся. Вырабатывается общий список, состоящий из 10 основных прав.

Тренинг «Что главное?»

Каждая группа получает карточки с перечнем основных прав ребенка, сначала участники (в каждой группе) должны разместить эти карточки в форме ромба следующим образом:

1 – самые важные права

2 2 – очень важные права

3 3 3 – права средней степени важности

4 4 – менее важные права

5 – наименее важные права

Затем ребята называют наиболее типичные случаи нарушения прав ребенка, которые, по их мнению, актуальны в настоящее время.

Тренинг «Ассоциация»

Участники дают расшифровку слова «обязанность» по буквам, отмечая характеристики поведения. Обязанность – это:

О – ответственность;

Б – безопасность;

Я – ясность позиции;

З – защита;

А – актуальность;

Н – независимость;

Н – надежда;

О – осторожность;

С – справедливость;

Т – терпение.

Тренинг «Домашнее задание» (работа в группах)

Каждая группа получает задание разработать перечень обязанностей, выполняемых: 1) дома; 2) в школе; 3) в обществе. При следующей встрече происходит обсуждение составленного перечня.

Тренинг «Я ответственен» (работа в группах)

Обсуждается идея: главная обязанность – не нарушать права других людей. Чтобы личные права человека не нарушались, они в первую очередь не должны ущемлять права других людей, ведь они есть и у остальных. В связи с этим работа идет в два этапа.

1 этап: каждой группе предлагается закончить следующие предложения:

· я ответственен за ... .

· я ответственен перед … .

· я не обязан нести ответственность… .

· ответственный человек – это … .

2 этап: анализ и решение предложенных ситуаций, например:

Действующие лица: мать и отец – угнетатели, сын – угнетенный, дочь – на стороне угнетенного.

Поздний вечер. В комнате сына гости, очень громко звучит музыка.

Мать: Сколько раз тебе говорить, после 23.00 ты должен отправить своих гостей по домам. Ваша ужасная музыка действует мне на нервы.

Сын: Но мама! Ты же в 23.00 еще не спишь. Кроме того, по закону я имею право на свободу ассоциаций и мирных собраний.

Отец: Опять не слушаешь мать. Сколько раз говорить? Ты же соседям мешаешь.

Мать: Разве он понимает? Ему плевать на здоровье матери! Я нужна ему только для того, чтобы денег просить.

Сестра: Пусть повеселиться. Вы привыкли всегда и все нам запрещать, а если ему хочется сейчас слушать музыку?!

Сын: я вам уже сказал, что вы нарушаете мои права. Если не прекратите, я могу подать на вас в суд, у меня тоже такое право есть, нам в школе говорили.

Задача ведущего: необходимо организовать обсуждение ситуации с ссылкой на Конвенцию о правах ребенка и на Закон РБ «О правах ребенка». Так, например, в Конвенции о правах ребенка имеется статья 15, где утверждается, что ребенок имеет право на свободу ассоциаций (объединений) и мирных собраний. Однако в данной ситуации поведение сына и его друзей является нарушением общественного порядка, предусмотренного Административным Кодексом РБ, так как ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в данной квартире и проживающих по-соседству.

Тренинг «Основы безопасного поведения» (групповая работа)

Участники получают задание составить памятку «Неправовые способы защиты», которые могут включать примерно следующие рекомендации: 1) не принимай от незнакомых людей угощения, не употребляй неизвестные тебе напитки и другие вещества, даже если тебе их предлагают сверстники; 2) не разговаривай с пьяными людьми; 3) не приглашай к себе домой малознакомых людей; 4) не позволяй обмануть себя предложениями сняться в кино, выполнить спецзадание; 5) не находись в заброшенных домах, подвалах, на стройках, пустырях и т. д.

Сценарий «круглого стола»

«Азбука правомерного поведения»

Цель: психолого-педагогическое и социально-правовое просвещение несовершеннолетних, склонных к правонару­шениям, повышение правовой культуры подростков.

Форма проведения: «круглый стол».

Организационно-подготовительная работа:

– приглашение специалистов;

– предварительное диагностирование подростков «Ты и закон»;

– совещание координационного совета (распределение ролей и обязанностей, определение вопросов проблемного поля).

Участники: воспитанники ЦБР, ГМЦ «Юность», учащие­ся средних школ № 4, № 21, № 23, профлицея № 1, пригла­шенные специалисты.

Материалы и оборудование:

• выставка литературы по правовому воспитанию;

• карточки с заданиями;

• анкеты, памятки;

• выставка рисунков воспитанников ДВР «Мой мир»;

• столы, стулья, расставленные полукругом;

• призы.

Проблемные вопросы:

1. Причины возникновения конфликтов и пути их разре­шения;

2. Преступление и наказание;

3. Алкоголь и его влияние на подростковый организм;

4. Дети и насилие. Правовая защищенность подростков;

5. Организация свободного времени. Занятость подростков;

6. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовые га­рантии.

Используемые формы и методы: игры, медитация, про­блемные ситуации, дискуссия.

Ведущие: психолог и социальные педагоги СППС.

План

№ п/п Содержание работы Время Исполнители
Вводная часть: • приветствие • медитация «Все мы разные» • знакомство «Добро пожаловать» 11.00–11.20 Психолог ЦВР
Основная часть: • решение проблемных ситуаций • игра «Зашифруй пословицу» • просмотр видеофильма • выступления приглашенных специалистов • обсуждение проблемных вопросов 11.20–12.20 Социальные педагоги и психолог ЦВР, пригла-шенные специалисты
Заключительная часть: • правовая викторина • анкета «Ты и закон» • рефлексия «Мишень» 12.30–12.50 Психолог и социальные педагоги ЦВР

Вводная часть

Звучит музыка. Гости проходят в зал к столикам, на кото­рых стоят трафареты с указанием учреждений.

Ведущий дает инструкцию о правилах работы в группах. Каждая команда имеет сигнальные карты: «Есть вопрос!», «Ответ готов». Ведущие приветствуют гостей и участников «круглого стола».

Ведущий 1. Здравствуйте, уважаемые гости, коллеги, ребя­та! Мы рады видеть вас сегодня на нашей встрече. Жизнь – загадочная штука, и многое в ней хочется попробовать, ис­пытать.

Так уж человек устроен, Он и в покое непокоен.

Где нет печалей и забот, Он сам беду себе найдет.

Порой бывает так, что дурная привычка, слабоволие при­водят к большим ошибкам, трагедиям, которые трудно, а иногда и невозможно исправить.

Как безумствует жизни лето.

Человеку 16 лет.

Сколько веры в свои победы,

В то, что и Бога будто бы нет.

Ветер теплый, ветер южный

Окрыляет избыток сил.

Очень важно и очень нужно.

Чтоб кто-то бережно объяснил,

Что жизнь проходит, меняет краски,

То зацелует, то отомстит.

Не все то горе, что несчастье.

Не все то золото, что блестит,

В мире много вопросов,

Где не ответишь начистоту.

А махать кулаками, еще не способ

Свою доказать правоту.

Медитация «Все мы разные». Медитацию проводит психолог.

Звучит тихая, успокаивающая мелодия. Психолог показы­вает графические изображения, одновременно описывая сло­весно, что там изображено (играющий ребенок, домохозяйка, студент за книгой, бизнесмен на совещании, человек за компьютером и т. д.). В конце делается вывод, что люди все разные, со своими особенностями (чертами характера, тем­пераментом, взглядами на жизнь), но есть общее, что всех нас объединяет это наши права, которые для всех одинаковые.

Если хочешь, чтобы уважали твои права, уважай права других.

Упражнение «Добро пожаловать»

Участникам предлагаются карточки примерно следующего содержания, отражающие: 1) состояние в данный момент; 2) хобби, 3) недостатки, от которых хотелось бы избавиться:

Состояние Хобби Недостатки
Хорошее настроение Любит слушать музыку «Висит» на телефоне
Озабоченность Занимается спортом Любит шокировать окружающих

Участники в течение 5 мин при помощи этих карточек должны познакомиться как можно с большим количеством участников, заполняя при этом карточки соответствующим образом. В итоге идет представление участников по кар­точкам.

Основная часть

Входит второй ведущий.

Ведущий 2. Да, все мы разные. У нас разные интересы, увле­чения, свои проблемы. Мы совершаем хорошие и плохие по­ступки, у нас часто возникают проблемы. Как избежать траги­ческих ошибок, уметь защитить себя, найти правильные пути решения проблем, определить свое поведение в критических, порой очень конфликтных и сложных ситуациях?

Вот об этом и еще о многом другом у нас сегодня пойдет разговор. А сейчас разрешите представить наших гостей.

Идет представление приглашенных специалистов. Каж­дая команда участников представляет себя и своих педагогов.

Первый ведущий предлагает командам подготовиться для получения следующего задания. Задание представляет собой проблемные ситуации, различные для команд.

Ведущий 1. В течение одной минуты команды должны об­судить предложенные ситуации. Если команда готова к ответу, то поднимает сигнальную карту «Ответ готов». Все внимательно слушают друг друга. При возникновении како­го-либо вопроса необходимо поднять сигнальную карту «Есть вопрос».

Задание № 1. Ваш одноклассник пошутил над вами, но шутка показалась вам оскорбительной. Каковы будут ваши действия?

Обсуждение ситуации.

Ведущий 2. Как видно из ваших ответов, сложилась конф­ликтная ситуация. Как найти пути разрешения конфликта? Давайте спросим об этом нашего психолога.

Выступление психолога.

Ведущий 1. Иногда конфликты возникают из ничего. Кто-то не то сказал, не так посмотрел. С маленькой искорки раз­горается пламя. Маленькая конфликтная ситуация может перерасти в очень серьезную проблему, вплоть до нарушения закона. А ведь все дело в том, что вы, ребята, не всегда знаете, как поступить в той или иной ситуации, к кому обратиться за помощью и поддержкой.

Ведущий предлагает обсудить следующую проблемную ситуацию.

Задание 2. Возвращаясь домой, молодой человек под­вергся нападению подростков. Его избили, сняли часы, до­рогую куртку, забрали деньги. Какое наказание понесут подростки за свои противоправ­ные действия?

После обсуждения проблемной ситуации ведущие пред­ставляют начальника инспекции профилакти­ки правонарушений несовершеннолетних (ИДН).

Выступление специалиста.

Ведущий 2. Многие преступления часто совершаются в нетрезвом состоянии. Подумаешь, выпил чуть-чуть. Веселее будет тебе на дискотеке, почувствуешь себя взрослее. И подросток порой не замечает, как за одной рюмкой идет вторая, по­том третья, а с ними – и беда.

Наш народ издавна в своих поговорках и пословицах осу­дил эту пагубную привычку. Итак, следующее задание.

Задание 3. Каждая команда получает заранее подготовлен­ные пословицы и поговорки о пьянстве. В течение 5 мин ко­манды должны зашифровать их при помощи рисунков и под­собных материалов или с помощью пантомимы. Для каждой команды письменно оговариваются условия задания.

Пословицы и поговорки

Только бы пить и гулять, да дела не знать.

День пируют, а неделю голова болит.

Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Работа денежку копит, а хмель денежку топит. Пьяному море по колено. Когда вино входит, ум выходит.

После выполнения задания идет выступление врача-нарколога.

Ведущий 1. Спасибо, доктор. У кого есть вопросы? Не за­бывайте поднимать свою сигнальную карту.

Трудно жить в этом мире. Пьют родители, пьют дети, ру­шатся семьи. Растет жестокость и насилие, особенно по от­ношению к детям. Ребенку порой не хочется идти домой, где его постоянно оскорбляют, ругают, бьют, унижают. Как спа­сти детей, как защитить их от насилия. Кричат истерзанные души: «Взрослые! Не губите нас! Помогите нам!» Дети и насилие, правовая защищенность детей. Об этом поведет разго­вор инспектор областного приемника-распределителя.

Выступление специалиста.

Ведущий 2. Порой мы совершаем много неправильных по­ступков, попадаем в неприятные ситуации, совершаем пра­вонарушения, клеймо от которых остается на всю жизнь. А почему так происходит?

Идет обсуждение ребятами данного вопроса и просмотр ви­деофильма «Исповедь заключенного».

Ведущий 1. Сейчас, ребята, я зачитаю небольшой отрывок из письма одного студента: «Я школу не очень любил, мне там было скучно и неинтересно. Часто сачковал, прогуливал уроки. Времени свободного было много, и я его проводил в компа­нии подобных себе. Мы иногда куролесили целую ночь. Пу­гали прохожих, выпивали, танцевали на дискотеках. Родите­лям врал постоянно. Иногда дома отсутствовал неделями, а родителям говорил, что был на спортивных сборах. И чудом не стал на преступный путь. А все из-за того, что я не знал, как провести с пользой свободное время».

А вы, ребята, знаете как использовать правильно свободное время?

Задание. Ребята по кругу должны продолжить фразу: «В свободное время я...». После обсуждения этого вопроса идет выступление заместителя директора школы по воспитательной работе «Организация сво­бодного времени. Занятость подростков».

Ведущий 2. У нас есть интересы, но есть и потребности. И чтобы их удовлетворить, нужны еще и материальные сред­ства. Но вот вопрос, где их взять? Родители не всегда могут удовлетворить растущие потребности детей.

Задание. Ребятам предлагается в течение 2–3 минут обсудить следующую проблемную ситуацию: «Вас пригласили на день рождения друга. Но у вас нет денег. Каковы ваши действия?»

Ведущий 2. Да, деньги еще никто не отменял. Но вот рито­рический вопрос: «Где их взять?» Можно попросить у роди­телей, у друзей. Но не всегда можно получить желаемое. И вы начинаете искать пути добывания денег, кто во что горазд, вплоть до преступления (воровство, грабеж). И редко кто за­думывается, что их просто можно заработать. Но где? Как устроиться на работу несовершеннолетнему? Вот об этом нам расскажет директор регионального Центра за­нятости населения.

Выступление специалиста.

Заключительная часть

Ведущие подводят итоги. Проводится анкетирование «Ты и закон».

Рефлексия «Мишень»:

На листе бумаги нарисована мишень и разделена на четы­ре сектора:

1. Неформальное общение;

2. Организованный досуг;

3. Школа;

4. Семья.

Все участники должны подойти и «выстрелить» (поставить точку) в тот сектор, который они считают ведущим в формировании правовой культуры личности, оценить по пятибалльной системе каждый сектор. Каждый участник получает от ведущих подарок – памятку «Право детей на различие».

Затем гости и участники приглашаются на «Вернисаж» – выставку рисун­ков сверстников «Мой мир»; после посещения выставки обмениваются впечатлениями и оставляют записи в «Книге отзывов и предложений СППС».

Материалы, используемые в ходе мероприятия

Памятка «Право детей на различие»

Несмотря на провозглашение прав человека, права детей в настоящее время еще не всегда соблюдаются.

1. Дети, независимо от происхождения, имеют право на развитие и на полное применение их возможностей на самом высоком уровне.

2. Чтобы благоприятствовать успеху наибольшего числа детей, образование обязательно должно соблюдать:

• различение уровней развития;

• различие ритмов обучения;

• различие способов обучения.

3. Никакой ребенок не должен являться объектом пресле­дования в плане физическом, моральном, умственном и со­циальном.

4. Ни в коем случае будущее личности не должно быть от­мечено стигматом происшествий его детской жизни.

5. В частности, каждый ребенок, не имеющий инструмен­тального дефицита и испытывающий привнесенные психо­социальные затруднения, не должен быть вовлечен в процесс идентификации как умственно отсталый.

6. Молодые люди, вступающие в стадию активной жизни, имеют право на работу оплачиваемую и, насколько это воз­можно, связанную с их образованием.

Уважение к различию – единственный путь, гарантирую­щий шансы развития всех детей, какими бы не были их по­тенциалы.

Резолюция принята ЕВРОТАЛАНТОМ (Европейским коми­тетом по образованию детей и подростков с ранним умствен­ным развитием, одаренных, талантливых) в декабре 1989 года.

Анкета для выявления сформированности социально-правового уровня сознания подростков

1. Говорят, что «от сумы да от тюрьмы никто не застрахован». Согласны ли вы с этим утверждением:

а) согласен,

б) не согласен,

в) не задумывался над этим?

2. Как ты думаешь, за какие преступления из перечисленных
ниже подросток несет уголовную ответственность с 14 лет:

а) воровство;

б) угон машины;

в) ограбление;

г) изнасилование;

д) распространение и употребление наркотиков;
ж) убийство?

3. Что может послужить причиной совершаемых подростками преступлений:

а) семейная ситуация;

б) компания;

в) особенности характера;

г) непредвиденная ситуация;

д) свой вариант.

4. Какие меры предупреждения необходимо использовать, чтобы уберечь подростка от преступления:

а) разъяснения специалистами статей закона;

б) обсуждение закона в семье;

в) издание специальной литературы;

г) спецкурсы, факультативы по право вой тематике;

д) тренинги, игры, «круглые столы»;
ж) свой вариант.

5. Как вы поступите в случае, когда по отношению к вам
совершают правонарушение (кража, грабеж, избиение, угроза, унижение человеческого достоинства):

а) обращусь к родителям;

б) обращусь к классному руководителю;

в) обращусь к психологу или социальному педагогу;

г) расскажу друзьям;

д) обращусь в милицию;

ж) никому;

з) сам справлюсь;

е) свой вариант.

Наши рекомендации