Сотрудничество с родителями
Сотрудничество с родителями, по мнению многих специалистов, является необходимым условием эффективной коррекционной работы с детьми с аутизмом. Кратко опишем, какие формы взаимодействия с родителями использовались в практике нашей школы.
1: При составлении программ и выборе навыков для обучения учитывались запросы родителей, их пожелания и возможности по внедрению освоенных навыков в повседневную жизнь детей.
2. Родители регулярно в индивидуальном порядке посещали занятия в школе в течение всего учебного дня. Специалисты объясняли происходящее, отвечали на вопросы родителей, знакомили их с программами и документацией.
3. Специалисты систематически посещали детей на дому, оказывая родителям помощь в организации домашних занятий, в построении самостоятельного расписания.,
4. Родители и специалисты вели совместный дневник о каждом ребенке. По итогам недели специалист, ответственный за программы данного ребенка, делал запись о его поведении в течение недели; о том, как проходило обучение различным навыкам. На выходные давались домашние задания
по закреплению навыков, сформированных в школе. Родители писали о том, как ребенок ведет себя дома, о домашних занятиях, задавали вопросы специалистам.
5. Периодически проходили встречи родителей и специалистов, во время которых обсуждались актуальные проблемы обучения и воспитания детей.
6. С некоторыми родителями, по их желанию, был организован тренинг для обучения их навыкам, позволяющим самостоятельно работать с ребенком.
7. При активном участии родителей проводились внеклассные мероприятия .(совместные праздники, поездки), в которых сами родители принимали активное участие.
Родители принимали непосредственное участие в коррекционном процессе, самостоятельно обучали своих детей адекватным формам поведения и новым навыкам, высказывали свои замечания и пожелания специалистам. Многие из наработанных в школе форм взаимодействия с семьей использовались нами и другими специалистами в дальнейшем.
Внеклассные формы работы
В школе большое внимание уделялось внеклассной работе. Это было связано, прежде всего, с тем, что мы стремились дать детям новый социальный опыт. Несмотря на то, что в семье всем детям уделяли много внимания, не у всех родителей была возможность часто брать своих детей на прогулки в новые места. Кроме того, перед нами стояла задача сформировать начальные навыки «группового» поведения. Важной задачей был перенос навыков поведения, сформированных в учебной ситуации, в более свободные условия.
Каждую пятницу специалисты с группой детей посещали различные общественные места. Прогулки на Красной площади, в других местах центра Москвы, посещение кукольного театра, зоопарка, «Уголка Дурова», различных кафе, парков (см. рис. 8)— примеры наших еженедельных походов. Помимо этого, несколько раз всей группой ездили в гости в помещение учреждения, филиалом которого являлась наша школа. В каникулы были предприняты поездки за город: на дачу к одному из воспитанников; в Сергиев Посад. Опыт, полученный во время совместных походов и поездок, дал возможность узнать много нового о поведении детей, об их интересах, предпочтениях, о трудностях поведения в общественных местах. Специалисты стали лучше понимать проблемы, с которыми сталкиваются родители при воспитании своих детей.
Несколько раз в год устраивались праздники, в которых участвовали дети, родители и сотрудники. Все участники праздников вместе собирались за столом, проводили различные игры и конкурсы, пели песни. Летом организовывали пикники с подвижными играми и другими развлечениями. Теплая и свободная атмосфера всегда сопутствовала таким мероприятиям, от которых получали удовольствие и взрослые, и дети.
Общение вне ситуации обучения необходимо для того, чтобы дети, родители и сотрудники могли лучше узнать друг друга, чтобы отношения стали более многогранными и менее формальными. Это возможно только в ситуации, когда коррекционная работа ведется в большом объеме, поскольку на внеклассные мероприятия необходимо дополнительное время, которого всегда не хватает.
Ведение документации
Для каждого ребенка ежедневно составлялся так называемый «лист данных», в котором содержался список всех программ, по которым обучался ребенок. Специалист, отвечающий за программы ребенка, отмечал, по каким программам следует провести тестирование, с целью узнать, как проходит обучение. В зависимости от результата тестирования принималось решение, продолжать ли обучение на данном материале, или следует подобрать новые задания.
Оптимальным, на наш взгляд, является ведение такой документации, которая позволяет отслеживать реальную динамику обучения ребенка всем навыкам, в том числе и по программам, связанным с коррекцией проблем поведения. За образец может быть принята система ведения документации, принятая в PCDI1. Для ребенка составляется пакет индивидуальных программ — обучающих и коррекционных по каждой из которых фиксируются количественные данные.Графики и таблицы, содержащие данные, позволяют наглядно оценивать прогресс ребенка в освоении учебных навыков динамику в его поведении.