В помощь учителю-словеснику
Материалы в помощь учителю-словеснику выпускаются издательствами «Академия». URL: http://www.academia-moscow.ru/catalogue/; «Просвещение». URL: www.prosv.ru; «Русское слово». URL: www.russkoe-slovo.ru; «Вентана-Граф». URL: www.vgf.ru; «Дрофа». URL: www.drofa.ru.
Подробные сведения о современных УМК по литературе (с аннотациями и справочным материалом), которыми может пользоваться словесник при подготовке к урокам, представлены на сайтах издательств «Академия»: http://www.academia-moscow.ru/catalogue/; «Вентана-Граф»: http://www.vgf.ru/tabid/65/Default.aspx; «Просвещение»: http://www.procv.ru/info.aspx?ob_no=12782; «Русское слово»: http://www.russkoe-slovo.ru/2009-06-14-19-02-00.html.
Учителю литературы в преподавании предмета в связи с переходом на новый Стандарт рекомендуем пользоваться при моделировании урока методическими рекомендациями, которые имеются в пояснительных записках к УМК по литературе для основной и средней школы.
Методические и справочные издания
1. Аристова М. А. Справочник по русской литературе. М.: Экзамен, 2010.
2. Беляева Н. В., Еремина О. А. Уроки литературы в 9 классе. Книга для учителя. М.: Просвещение. 2011.
3. Кадашникова Л. Ю., Савина Н. М. Уроки литературы. Организация контроля и творческая работа. Волгоград: Учитель, 2009.
4. Королева Н. С., Мошенская Г. Н. Открытые уроки литературы. 5–9 классы. М.: ВАКО, 2010.
5. Крутецкая В. А. Русская литература в таблицах и схемах 9–11 классы. СПб, 2010.
6. Кузанова О. А. Литература. Государственная итоговая аттестация. 9 класс. М.: Экзамен, 2009.
7. Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 7 классе. М.: Просвещение, 2009.
8. Меркин Г. С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя. М.: Русское слово, 2007.
9. Миронова Н. А. Литература в таблицах. 5–11 классы. М.: АСТ, Астрель, 2010.
10. Миронова Н. А., Самойлова Е. А. Анализ стихотворения. Учебно-методическое пособие. М: Экзамен, 2008.
11. Пташкина В. Н. Игровые технологии на уроках русского языка. 5–9 классы. Игры со словами, разработка уроков. Волгоград, 2011.
12. Русова Н. Ю. Пишем сочинение: анализ лирического стихотворения: учебно-методическое пособие. М.: Мнемозина, 2009.
13. Русова Н. Ю. Пишем сочинение: анализ эпизода художественного произведения: учебно-методическое пособие. М.: Мнемозина, 2009.
14. Черных О. Г. Игровые уроки по литературе. 5 класс. М.: ВАКО, 2008.
Интернет-ресурсы
1. www.ropryal.ru – РОПРЯЛ – российское общество преподавателей русского языка и литературы.
2. www.mapryal.org – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы.
3. http://mlis.ru/ – Методико-литературный интернет-сервис (МЛИС).
4. www.feb-web.ru – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ).
5. http://philology.ruslibrary.ru/ – Электронная библиотека специальной филологической литературы.
6. www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Index_Lit.php – Электронная библиотека Гумер. Литературоведение.
7. http://magazines.russ.ru – Журнальный зал – литературно-художественные и гуманитарные русские журналы, выходящие в России и за рубежом.
8. http://lib.prosv.ru/ – «Школьная библиотека» – проект издательства «Просвещение» – вся школьная программа по литературе на одном сайте.
9. www.licey.net/lit/poet20 – В. П. Крючков «Русская поэзия ХХ века»: Учебное пособие.
10. Уроки литературы в 11 классе: Книга для учителя / Под ред. В.П. Журавлева. URL: http://www.prosv.ru/ebooks/zuravlev_literatura_11/index.
htm (дата обращения: 26.07.2014).
11. http://lit.1september.ru – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы».
12. http://festival.1september.ru/subjects/9/ – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание литературы.
13. www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=ind
ex&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=269 – Каталог образовательных ресурсов
по литературе.
14. http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.10 – Ресурсы по литературе.
15. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11daa72b-
0800200c9a66/16038/?&sort – Литература (ЦОР).
16. www.pedved.ucoz.ru – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику.
17. www.a4format.ru – Виртуальная библиотека «Урок в формате a4». Русская литература XVIII–XX веков.
18. www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com – Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы.
19. http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res# – Инфотека методических материалов по литературе.
20. www.gramma.ru – справочный портал по русскому языку и литературе.
Для качественной подготовки к ГИА по литературе рекомендуется использовать учебные пособия:
1. Ерохина Е. Л. Типовые тестовые задания по литературе. М.: Экзамен, 2012.
2. Ерохина Е. Л. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. М.: Экзамен, 2012.
3. Есин А. Б. Сквозные темы в русской литературе XIX-XX веков. М.: Экзамен, 2009.
4. Зинин С. А. Литература. Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ. М.: Русское слово, 2012.
5. Кац Э. Э., Карнаух Н. Л. Малый жанр в новейшей русской прозе. Опыт рецензирования. 10–11 класс. М.: Мнемозина, 2009.
6. Леденев А. В., Кучина Т. А. Литература. ЕГЭ: шаг за шагом. М.: Дрофа, 2011.
7. Роговик Т. Н., Никулина М. Ю. ЕГЭ. Эффективная методика. М.: Экзамен, 2009.
8. Тралкова Н. Б. Литература. Готовимся к ЕГЭ. М.: Дрофа, 2011.
Список оборудования кабинета литературы представлен в сборнике Просвещение. М, 2010 (глава «Рекомендации к оснащению учебного процесса»).
В целях рационального использования оборудования в кабинете литературы, повышения качества литературного образования обучающихся необходимо:
1) внедрять специальные педагогические технологии и приемы при наличии интерактивной доски (Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Ч.1–6. Р.-н.-Д.: Учитель, 2008);
2) систематически обращаться к таблицам по теории литературы как в печатном, так и электронном виде (см. блог отдела русского языка и литературы);
3) обучать учащихся умению составлять презентации PowerPoint о
жизни и творчестве писателей-классиков для афиширования результатов
проектной деятельности;
4) использовать возможности подключения к ресурсам сети Интернет (виртуальные библиотеки, сайты, посвященные творчеству различных авторов, виртуальные экскурсии по домам-музеям писателей, прослушивание аудиозаписей выразительного чтения и музыкальных фрагментов и пр.);
5) с целью качественной подготовки к ГИА использовать на уроках и для самостоятельной работы обучающихся цикл видеоуроков по литературе для 11 классов, подготовленный учителями общеобразовательных организаций ДНР (см. блог ОРЯЛ http://kabruss.blogspot.com/, страница «Готовимся к ГИА» https://www.youtube.com/playlist?list=PLIJiB-1jbMAny7DugwV6l-jlNjRp0JQ9X);
6) для успешной реализации краеведческого компонента, воспитания гражданственности и патриотизма подрастающего поколения рекомендуем использовать видеоролики с выступлениями победителей и участников Республиканского конкурса выразительного чтения и поэтического мастерства «В который раз я повторяю слова любви к родному краю» (см. блог ОРЯЛ http://kabruss.blogspot.com/, страница «Конкурсы» https://www.youtube.com/playlist?list=PLVpbDBJ1K3dJY8lEDD2Z8kkLqV07s75BK&jct=mlZWCUlhwLHKvkWlqzQvIZYEeU0g0A)
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Стандарта следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования.
Внеурочная деятельность является обязательным компонентом содержания основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Организационным механизмом реализации внеурочной деятельности является план внеурочной деятельностью .
Особенностью внеурочной деятельности является то, что она направлена на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.
План внеурочной деятельности может включать курсы внеурочной деятельности, содержательно относящиеся к курсу литературы, но направленные на достижение не предметных, а личностных и метапредметных результатов.
При разработке программ курсов внеурочной деятельности по литературе необходимо учитывать структуру, а при выборе форм организации деятельности учащихся, отборе содержания курса, разработке мониторинга его результативности необходимо использовать методические рекомендации издательства «Просвещение» (http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=16622).
Школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином новой республики – ДНР.
Литературное краеведение – специфическая область знания о литературе. Это направление открывает учащимся прекрасное в окружающем их мире, в людях и природе родного края, пробуждает у них чувство любви к родине. Литературное краеведение способствует развитию мыслительной активности, вызывает устойчивый интерес к художественному слову. Рекомендуем словесникам планировать встречами с современными писателями-земляками, экскурсии в музеи и библиотеки, походы по местам, связанным с творчеством писателей-краеведов, обсуждение сборников с произведениями современных авторов, в т.ч. сборника «Час мужества», включающего произведения гражданской поэзии Донбасса 2014-2015 годов Марины Бережневой, Владимира Скобцова, Анны Ревякиной, Людмилы Гонтаревой, Арсения Александрова, Никиты А. Дмитренко, Екатерины Ромащук и других. Всего книга включает работы 33 авторов. Буктрейлер по сборнику можно найти по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=MCHvwL7AMyg
Час мужества. Гражданская поэзия Донбасса 2014-2015 годов. Сборник стихов. – М.: Издательство «Перо», 2015. – 112 с.
Непокорённый. – ФЛП Чернецкая Н.А., Донецк, 2016. – 100 с.
В 2016–2017 учебном году в преподавании литературы следует акцентировать внимание на вопросах, которые по результатам ГИА являются для обучающихся сложными:
1) обучать приемам анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого, с опорой на текст и историко-культурный контекст;
2) развивать умение сопоставлять художественные произведения, находить аналогии в творчестве разных писателей;
3) научить пониманию роли выразительных средств художественной речи в выявлении идеи произведения и авторской позиции;
4) прививать вкус к художественной речи и мотивировать детей на использование средств выразительности в собственной устной и письменной речи;
5) обучать различным методикам написания сочинений различных жанров, уделяя особое внимание сочинению-рассуждению и эссе;
6) отработать навык выполнения разноуровневых тестовых заданий, акцентируя внимание на установлении соответствий между определениями, характеристиками, особенностями литературной эпохи, героями, определениями изобразительно-выразительных средств и т.д., а также на установлении последовательности литературных явлений, направлений, течений, эпизодов, событий, поступков и др.
Рекомендуем на августовских методических мероприятиях рассмотреть следующие вопросы:
- обновление рабочих программ по литературе для 5-11 классов;
- внесение корректив в контрольно-оценочную деятельность (количество, формы и виды контроля);
- место краеведческого компонента в курсе «Литература» для обучающихся в 5-11 классах;
- системная и систематическая подготовка к ГИА по литературе;
- мотивация к чтению как продуктивная форма развития литературной компетенции школьника, формирования квалифицированного читателя с высоким уровнем общей культуры и эрудиции;
- расширение читательского кругозора средствами внеклассного чтения;
- ИКТ-компетентность учителя литературы.
- использование электронных образовательных ресурсов на уроках литературы;
- участие в литературных конкурсах как средство формирования читательской культуры обучающихся;
- календарь знаменательных дат в литературе на 2016-2017 год;
- составление видеотеки перспективного педагогического опыта по актуальным вопросам литературного образования;
- участие в работе Донбасской ассоциации русистов (ДАР).
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЭОР)
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
1. http://bunin.niv.ru/ – Иван Алексеевич Бунин.
2. http://chehov.niv.ru/ – Чехов Антон Павлович.
3. http://lit.1september.ru – Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы».
4. http://litera.edu.ru/ – Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала.
5. http://nekrasov.niv.ru/ – Некрасов Николай Алексеевич.
6. http://profile-edu.ru/ – Профильное обучение в старшей школе.
7. http://rifma.com.ru/ – Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.
8. http://slova.org.ru/ – Слова: поэзия Серебряного века.
9. http://som.fio.ru/ – Сетевое объединение методистов.
10. http://www.ahmatova.ru/ – Анна Ахматова.
11. http://www.aleksandrpushkin.net.ru/ - Пушкин Александр Сергеевич.
12. http://www.belinskiy.net.ru/ – Белинский Виссарион Григорьевич.
13. http://www.bibliogid.ru – BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки.
14. http://www.bulgakov.ru/ – Булгаковская энциклопедия.
15. http://www.bulgakovmuseum.ru/ – Михаил Афанасьевич Булгаков.
16. http://www.chernishevskiy.net.ru/ – Чернышевский Николай Гаврилович.
17. http://www.dobrolyubov.net.ru/ – Добролюбов Николай Александрович.
18. http://www.domgogolya.ru/ – Гоголь Николай Васильевич.
19. http://www.fdostoevsky.ru/ – Достоевский Федор Михайлович.
20. http://www.feb-web.ru/ – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
21. http://www.fonvisin.net.ru/ – Фонвизин Денис Иванович.
22. http://www.gercen.net.ru/ – Герцен Александр Иванович.
23. http://www.goncharov.spb.ru/ – Иван Александрович Гончаров.
24. http://www.griboedow.net.ru/ – Грибоедов Александр Сергеевич.
25. http://www.hrono.info/biograf/gorkyi.html – Максим Горький
26. http://www.karamzin.net.ru/ – Карамзин Николай Михайлович.
27. http://www.krugosvet.ru/ – Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
28. http://www.krylov.net.ru/ – Крылов Иван Андреевич.
29. http://www.kuprin.org.ru/ – Куприн Александр Иванович.
30. http://www.lermontov.name/ – Лермонтов Михаил Юрьевич.
31. http://www.levtolstoy.org.ru/ – Толстой Лев Николаевич.
32. http://www.likt590.ru/project/museum/ – Виртуальный музей литературных героев.
33. http://www.ostrovskiy.org.ru/ – Островский Александр Николаевич.
34. http://www.saltykov.net.ru/ – Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович.
35. http://www.slova.org.ru/esenin/index/ – Сергей Есенин.
36. http://www.solgenizin.net.ru/ – Александр Исаевич Солженицын.
37. http://www.tolstoy.ru/ – Лев Толстой и «Ясная Поляна».
38. http://www.turgenev.net.ru/ / – Тургенев Иван Сергеевич.
39. http://www.ug.ru/ – «Учительская газета».
40. http://www.zhukovskiy.net.ru/ – Жуковский Василий Андреевич.