Структура процесса обучения
Обучение является разновидностью человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер. Оно обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых (одного или коллектива), протекающее в определенных условиях (учебно-материальных, морально - психологических и эстетических).
Процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных процессов — преподавания и учения. Процесс преподавания - деятельность преподавателя. Процесс учения - деятельность ученика или коллектива учеников
Обучение невозможно без одновременной деятельности преподавателя и обучаемых, без их дидактического взаимодействия. Как бы активно ни стремился сообщать знания учитель, если при этом нет активной деятельности самих учеников по усвоению знаний, если учитель не обеспечил мотивацию и организацию такой деятельности, то процесс обучения фактически не протекает — дидактическое взаимодействие реально не функционирует.
Взаимодействие преподавателей и обучаемых может протекать как в непосредственной, так и опосредованной форме. При непосредственном взаимодействии преподаватель и обучаемые совместно реализуют задачи обучения. При опосредованном взаимодействии обучаемые выполняют задания и инструкции, данные преподавателем ранее.
Процесс учения может протекать и без преподавателя в данный момент, например, когда ученики самостоятельно овладевают новыми способами учебной деятельности, решают творческие задачи без заданий и инструкций преподавателя. Процесс преподавания обязательно предполагает наличие активного процесса учения.
Процесс обучения не является механической суммой процессов преподавания и учения. Это качественно новое, целостное явление, суть которого состоит в общности целей преподавания и учения, в невозможности существования преподавания без учения как такового.
В процессе обучения функционируют не только процессы познавательного характера, но и общения преподавателей и обучаемых.
Общение в процессе обучения оказывает сильное влияние на мотивацию учения, на формирование положительного отношения к учебе, на создание благоприятных моральных и психологических условий для активного учения.
Увлеченное отношение преподавателя к своему предмету, четкость, организованность в работе, такт в отношениях с учащимися, своевременное оказание им помощи в учебе, объективность в оценивании успехов и выдержка в сложных ситуациях — все это очень сильно влияет на процесс учения. В результате умелое общение значительно повышает воспитательный эффект обучения.
Если педагоги концентрируют внимание только на управлении учебной деятельностью, но не обеспечивают при этом правильного стиля общений, то результат педагогических воздействий может оказаться недостаточным. Неэффективным будет обучение и тогда, когда обеспечено благоприятное общение, но не организована учебная деятельность. Поэтому прираскрытии сущности обучения надо видеть единство познания и общений.
На процесс обучения большое влияние оказывает окружающая среда, средства массовой информации, спортивные, игровые и другие внеучебные занятия. Процесс обучения должен умело учитывать и использовать эти социальные факторы и условия, так как их влияние становится все более широким, разносторонним и действенным.
Теперь рассмотрим структуру процесса обучения как развития дидактического взаимодействия. Всякий процесс означает движение вперед (от латинского processus) и представляет собой совокупность действий, направленных на достижение какого-либо результата.
Процесс обучения — последовательная, закономерная, непрерывная смена определенных компонентов деятельности. Любая деятельность состоит из :
— целей,
— мотивов,
— содержания,
— способов действий, протекающих при напряжении воли, а также физических и интеллектуальных сил,
— способы регулирования действий,
— контроля за их результативностью.
Опираясь на эту характеристику и структуру процесса деятельности, мы можем представить и структуру процесса обучения.
Структурные компоненты процесса обучения :
— целевой,
— стимулирующе-мотивационный,
— содержательный,
— операционно-деятельностный (формы, методы обучения),
— контрольно-регулировочный,
— оценочно-результативный.
Эти компоненты процесса обучения отражают развитие взаимодействия педагогов и обучаемых от постановки и принятия целей до реализации целей в конкретных результатах. Причем надо иметь в виду, что компоненты процесса обучения характеризуют определенный цикл взаимодействия педагогов и обучаемых, например цикл изучения определенной дисциплины. Заметим, что в приведенных компонентах процесса обучения нет условий для обучения, преподавателей и обучаемых, т.к. преподаватели и обучаемые осуществляют этот процесс с помощью определенных условий. Преподаватели, обучаемые и условия, в которых они дидактически взаимодействуют, входят в состав системы (учебное заведение, группа, класс).
Охарактеризуем основные компоненты самого процесса обучения.