Модели организации рекреации, компенсации
Модель организации социальной защиты, помощи
И поддержки детей в учреждении дополнительного
Образования
Социальная защищенность — совокупность социальных и правовых гарантий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его важнейших I социально-экономических прав, в том числе права на уровень жизни, необходимый для нормального воспроизводства и развития личности.
Социальная защита личности как явление всегда связана с возможностями людей обеспечить себя прежде всего питанием, одеждой, а также с достижением удовлетворения других витальных, социальных, творческих, нравственных потребностей. Современные проблемы требуют сегодня защищенности личности от экологически неблагоприятной ситуации, падения нравственно-духовных идеалов, неверия в завтрашний день, разрушения традиций, обесценивания человеческой жизни. И как следствие, все чаще встречаются психологически подорванные личности, эмоционально неустойчивые, с усиленным чувством страха, тревожности. Наиболее незащищены сегодня дети.
Г.А. Геллер выявляет две группы факторов защищенности детей:
• внешние — воспитательные воздействия, охраняющие психику ребенка, его достоинство, поддерживающие позитивную самооценку ребенка, опирающиеся на знание его сильных и слабых сторон;
• внутренние — связаны с процессом формирования ответственности, уверенности в себе, стремлением проявить все лучшее в собственной творческой активности. Тогда целью социальной защиты ребенка будет поиск оптимальных путей и педагогических средств внешнего воздействия для укрепления внутренней глубины личности ребенка, становления его защищенности. На этой двойственной природе защищенности можно строить подход к результату социальной защиты ребенка: он должен иметь субъективный и объективный уровни.
Подход к определению содержания социальной защиты детей в УДО мы строили на следующей дефиниции: социальная защита детей— это целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практически осуществляемых социальных, политических, экономических, правовых, психолого-педагогических, медико-экологических и духовных мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства.
Социальная защита детства вытекает из обязательства по соблюдению Конвенции о правах ребенка и других законодательных актов международного сообщества, регулирующих положение детей, находящихся в особо трудных условиях, — сирот и инвалидов. Изучение Конвенции о правах ребенка позволило выявить ее положения, которые могут реализовываться в УДО. Это:
• наилучшее обеспечение интересов ребенка, его благополучия (Ч. 1, ст. 3);
• обеспечение права ребенка на свободу мысли, совести методом, согласующимся с его развивающимися способностями (Ч. 1, ст. 14);
• оказание родителям надлежащей помощи в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей (Ч. 1, ст. 18);
• создание для детей неполноценных в умственном или физическом отношении условий, которые способствовали бы его уверенности в себе и облегчали его активное участие в жизни общества, обеспечивали эффективный доступ к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, участию в социальной жизни (Ч. 1, ст. 23).
В УДО могут реализовываться и другие положения Конвенции:
• развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
• подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, дружбы;
• воспитание уважения к окружающей природе (Ч. 1, ст. 29);
• обеспечение права ребенка на отдых и досуг, права участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих их возрасту, права на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (Ч. 1, ст. 31);
• обеспечение права ребенка на защиту экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, наносить ущерб умственному, физическому, духовному моральному и социальному развитию.
Объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Как в документах, так и на практике, первоочередное внимание в отношении реализации социально-педагогических функций уделяется детям с недостатками физического или психического развития (инвалиды, больные и т. д.), с поведенческими отклонениями (бездомные, правонарушители, попавшие в алкогольную или наркотическую зависимость и т. д.).
Модель организации функции «Социальная защита, помощь и поддержка», построенная на основании изучения опыта деятельности УДО, содержит следующие компоненты.
Цель:создание оптимальных условий для существования и развития ребенка через обеспечение условий для реализации каждым ребенком своего внутреннего потенциала для саморазвития, самоактивизации; организация сотрудничества со средой формирования ребенка (семья и другие общественные институты); организация защиты детей, оказавшихся в особо трудном положении (сироты, инвалиды, из многодетных семей и семей групп риска); организация защиты прав детей.
Содержаниесоциальной защиты, помощи и поддержки детей осуществляется через систему социально-защитных мер:
• практических — гарантии приобретения практических умений и навыков, которые помогут в будущей жизни — личной, профессиональной, семейной;
• социальных — гарантии освоения условий среды, нахождения вариантов типичных проблем, возникающих в процессе социального взаимодействия в УДО;
• правовых — гарантии защиты прав ребенка, его человеческого достоинства;
• психолого-педагогических — гарантии для саморазвития и самоактивизации, защиты детей, оказавшихся в особо трудном положении, — инвалиды, сироты, дети из неполных семей и семей повышенного риска;
• экономических — гарантии на экономическую поддержку через участие в учебно-производственной и внебюджетной деятельности УДО;
• медико-экологических — гарантии на медицинскую поддержку, оздоровление.
Методысоциально-защитной деятельности УДО можно подразделить на следующие:
• профилактические — информационно-просветительские, диагностические (психологические, медицинские), организационные (создание условий);
• собственно-защитные — социальная защита, правовая защита, экономическая поддержка, психологическая поддержка, медицинская поддержка.
Результатсоциальной защиты, помощи и поддержки детей в УДО можно рассматривать на двух уровнях: субъективном (осознание ребенком собственной безопасности, уверенности, защищенности и комфортности в УДО) и объективном (решение реальных социальных проблем детей и педагогов, уменьшение количества детей, нуждающихся в защите).
Модели организации рекреации, компенсации