Модели организации рекреации, компенсации

Модель организации социальной защиты, помощи

И поддержки детей в учреждении дополнительного

Образования

Социальная защищенность — совокупность соци­альных и правовых гарантий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его важнейших I социально-экономических прав, в том числе права на уровень жизни, необходимый для нормального воспроизводства и развития личности.

Социальная защита личности как явление всегда связана с возможностями людей обеспечить себя прежде всего питанием, одеждой, а также с достижением удовлетворения других витальных, соци­альных, творческих, нравственных потребностей. Современные проблемы требуют сегодня защищен­ности личности от экологически неблагоприятной ситуации, падения нравственно-духовных идеалов, неверия в завтрашний день, разрушения традиций, обесценивания человеческой жизни. И как следствие, все чаще встречаются психологически подорванные личности, эмоционально неустойчивые, с усилен­ным чувством страха, тревожности. Наиболее незащищены сегодня дети.

Г.А. Геллер выявляет две группы факторов за­щищенности детей:

• внешние — воспитательные воздействия, охра­няющие психику ребенка, его достоинство, под­держивающие позитивную самооценку ребен­ка, опирающиеся на знание его сильных и сла­бых сторон;

• внутренние — связаны с процессом формиро­вания ответственности, уверенности в себе, стремлением проявить все лучшее в собствен­ной творческой активности. Тогда целью социальной защиты ребенка будет поиск оптимальных путей и педагогических средств внешнего воздействия для укрепления внутренней глубины личности ребенка, становления его защищенности. На этой двойственной природе защищен­ности можно строить подход к результату социаль­ной защиты ребенка: он должен иметь субъектив­ный и объективный уровни.

Подход к определению содержания социальной защиты детей в УДО мы строили на следующей де­финиции: социальная защита детей— это целенап­равленная, сознательно регулируемая на всех уров­нях общества система практически осуществляемых социальных, политических, экономических, право­вых, психолого-педагогических, медико-экологичес­ких и духовных мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функциониро­вания и развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства.

Социальная защита детства вытекает из обяза­тельства по соблюдению Конвенции о правах ребен­ка и других законодательных актов международного сообщества, регулирующих положение детей, нахо­дящихся в особо трудных условиях, — сирот и инва­лидов. Изучение Конвенции о правах ребенка позво­лило выявить ее положения, которые могут реализовываться в УДО. Это:

• наилучшее обеспечение интересов ребенка, его благополучия (Ч. 1, ст. 3);

• обеспечение права ребенка на свободу мысли, со­вести методом, согласующимся с его развиваю­щимися способностями (Ч. 1, ст. 14);

• оказание родителям надлежащей помощи в вы­полнении ими своих обязанностей по воспита­нию детей (Ч. 1, ст. 18);

• создание для детей неполноценных в умствен­ном или физическом отношении условий, кото­рые способствовали бы его уверенности в себе и облегчали его активное участие в жизни обще­ства, обеспечивали эффективный доступ к ус­лугам в области образования, профессиональ­ной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, участию в социальной жизни (Ч. 1, ст. 23).

В УДО могут реализовываться и другие положения Конвенции:

• развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

• подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, дружбы;

• воспитание уважения к окружающей природе (Ч. 1, ст. 29);

• обеспечение права ребенка на отдых и досуг, права участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих их возрасту, права на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (Ч. 1, ст. 31);

• обеспечение права ребенка на защиту экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, наносить ущерб умственному, физическому, духовному моральному и социальному развитию.

Объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Как в документах, так и на практике, первоочередное внимание в отношении реализации социально-педагогических функций уделяется детям с недостатками физического или психического развития (инвалиды, больные и т. д.), с поведенческими отклонениями (бездомные, правонарушители, попавшие в алкогольную или наркотическую зависимость и т. д.).

Модель организации функции «Социальная защи­та, помощь и поддержка», построенная на основа­нии изучения опыта деятельности УДО, содержит следующие компоненты.

Цель:создание оптимальных условий для суще­ствования и развития ребенка через обеспечение условий для реализации каждым ребенком своего внутреннего потенциала для саморазвития, самоак­тивизации; организация сотрудничества со средой формирования ребенка (семья и другие обществен­ные институты); организация защиты детей, оказав­шихся в особо трудном положении (сироты, инвали­ды, из многодетных семей и семей групп риска); организация защиты прав детей.

Содержаниесоциальной защиты, помощи и под­держки детей осуществляется через систему соци­ально-защитных мер:

• практических — гарантии приобретения прак­тических умений и навыков, которые помогут в будущей жизни — личной, профессиональной, семейной;

• социальных — гарантии освоения условий сре­ды, нахождения вариантов типичных проблем, возникающих в процессе социального взаимо­действия в УДО;

• правовых — гарантии защиты прав ребенка, его человеческого достоинства;

• психолого-педагогических — гарантии для са­моразвития и самоактивизации, защиты детей, оказавшихся в особо трудном положении, — ин­валиды, сироты, дети из неполных семей и се­мей повышенного риска;

• экономических — гарантии на экономическую поддержку через участие в учебно-производ­ственной и внебюджетной деятельности УДО;

• медико-экологических — гарантии на медицин­скую поддержку, оздоровление.

Методысоциально-защитной деятельности УДО можно подразделить на следующие:

• профилактические — информационно-просве­тительские, диагностические (психологические, медицинские), организационные (создание ус­ловий);

• собственно-защитные — социальная защита, правовая защита, экономическая поддержка, психологическая поддержка, медицинская под­держка.

Результатсоциальной защиты, помощи и под­держки детей в УДО можно рассматривать на двух уровнях: субъективном (осознание ребенком собственной безопасности, уверенности, защищенности и комфортности в УДО) и объективном (решение реальных социальных проблем детей и педагогов, уменьшение количества детей, нуждающихся в за­щите).

Модели организации рекреации, компенсации

Наши рекомендации