ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ. Демократизация школы – тенденции, факторы и процессы укрепления актуальных для данного общества демократических ценностей
Н.Б. Крылова
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ШКОЛЫ[199]
Демократизация школы – тенденции, факторы и процессы укрепления актуальных для данного общества демократических ценностей, прав/свобод, норм, отношений (в том числе механизмов самоуправления и со-управления) в системе школьного образования. Эти тенденции, факторы и процессы базируются на общечеловеческих идеях демократии, однако могут изменяться в зависимости от конкретных исторических условий и задач общественного развития. Общество на разных этапах может ставить и решать разные задачи демократизации сферы образования (и системы школьного обучения) в зависимости от текущих задач развития демократии и актуализации ее отдельных проблем в тех или иных сферах жизни общества.
Школа – часть гражданского общества, но играть роль демократического института может лишь при условии, если государство не вмешивается в функции педагога по обеспечению условий развития ребенка, если оно не диктует нормы обучения и воспитания, полностью доверяя профессионалам. Традиция тоталитарного огосударствления школы в результате изменений последних лет была подорвана, но не преодолена полностью. Не случайно в основе теперешней демократизации лежат базисные цели:
обеспечить основные права и свободы человека в социальных группах (наделить их свободы законным статусом сначала на уровне школы);
соблюдать демократические процедуры принятия и исполнения решений;
создать реальные условия для самоопределения и самореализации детей и взрослых;
обеспечить их широкое участие в жизни самих школ и демократизации в целом.
К основным правам и свободам относятся уважение личности (ее достоинства, мнения, позиции и права выбора), участие в выработке общего решения, участие в решении всех дел сообщества, участие в управлении сообществом, участие в контроле соблюдения школьных законов и выполнения решений.
В общей системе демократических прав и свобод на данном этапе развития отечественного образования наиболее актуальными становятся:
открытость самого образования, публичность всех процессов его осуществления, начиная с утверждения образовательной политики школы и заканчивая общественной экспертизой;
обеспечение автономии образовательных учреждений и развития их органов само- и со-управления;
либерализация системы управления и самоуправления образованием;
создание условий для утверждения многообразия и вариативности (моделей и типов образовательных учреждений, программ, учебников и учебных пособий);
демократизация учебного процесса, соблюдение прав учащихся на выбор педагога, программы, учебной группы, формы отчетности;
создание структур гражданского общества в сфере образования и обеспечения в ней публичного контроля над действиями органов управления.