Новое время: история международных спортивных достижений.
Цель.Обоснование исторических предпосылок возникновения (в том числе возрождения олимпиад) современных физкультурно-спортивных мероприятий, организаций, международных федераций, неправительственных ассоциаций (организаций) комитетов, межправительственных органов управления физкультурно-спортивными движениями.
Задачи.Овладеть знаниями об олимпийских и неолимпийских видах спорта; эволюции спорта на международной арене, необходимыми для преподавательской, научно-методической, социально-педагогической, воспитательной, культурно-просветительской и оздоровительно-рекреативной деятельности.
Учебное задание.Охарактеризовать состояние физической культуры и спорта по периодам до Первой мировой войны, между Первой и Второй мировыми войнами, после Второй мировой войны и на современном этапе. Раскрыть педагогические теории в двух основных направлениях спорта; рассказать о создании органов управления физической культурой и спортом и итогах выступления отечественных и зарубежных спортсменов. Показать вклад российских физкультурно-спортивных организаций, выдающихся государственных и общественных деятелей, ученых, спортсменов, которые были в составе команд (делегаций) на летних и зимних Олимпийских играх, Олимпийских конгрессах, в совершенствование учебно-тренировочного процесса; о расширении международных спортивных связей на рубеже II и III тысячелетий (Всемирные юношеские игры, Игры доброй воли, игры Олимпиад, зимние Олимпийские игры, Панамериканские игры, региональных стран Европы, остров Индийского океана и др.) чемпионаты мира и Европы и другие известные международные спортивные соревнования).
Литература
1. Богатиков В.Ф. Спортсмены профсоюзов накануне Олимпиады-80.-М.,1979 Все о спорте: Справочник: В Зт. - М.,1978
2. Гопощапов Б.Р. История физической культуры и спорта.- М., 2002. Законы и нармативные акты о развитии физической культуры, спорта и туризма субъектов РФ.
3. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М., 1982
4. Ратнер А, МОК: Взгляд в 21 век//Физическая культура в школе.-2000.-№ 5. - С.75-79.
5. Родиченко B.C. Олимпийская идея для России. - М, 1998.
6. Родиченко В.С. Олимпийская идея для России. – М., 1998.
7. Родиченко B.C. Константинов А.Т. Дополнение к олимпийскому учебнику// Физическая культура в школе. -1999. - № 5.-С. 56-58.
8. Романов Н.Н. Восхождение на Олимпиаду. - М., 1993.
9. Романов Н.Н. Трудные дороги к Олимпиаде. - М., 1987. Советский Олимпийский пьедестал: Справочник (сведения даны по состоянию на 1 января 1992 г.). - М, 1992.
10. Столбов В.В., Финогенов Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта / Под ред. В.В.Столбова. - М, 2000.
11. Суник А.Б. Некоторые актуальные проблемы исследования в области истории физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №12. - С.2 - 10.
12. Твой олимпийский учебник. - М., 1999.
13. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». - М, 1999.
14. Хавин Б.Н. Все об олимпийских играх. – М., 1979.
Формы контроля. Контрольная работа (в распечатанном и электронном варианте) и ее защита.
Дополнительная тематика контрольных работ из методико-практического раздела для студентов, имеющих затруднения при написании контрольной работы по выше предложенной тематике:
1. Методика обучения передвижению по пересечённой местности (пешее, передвижение на лыжах, на велосипеде и др.).
2. Питание и контроль за массой тела при различной двигательной активности.
3. Основные положения методики закаливания.
4. Составление индивидуальной программы самовоспитания с использованием средств физической культуры и спорта.
5. Физическое состояние и сексуальность.
6. Использование методов самоконтроля, стандартов, индексов, номограмм, функциональных проб.
7. Самооценка и анализ выполнения обязательных тестов общефизической подготовки за период обучения.
8. Введение личного дневника самоконтроля.
9. Обоснование индивидуального выбора вида спорта или оздоровительной системы физических упражнений и форм для регулярных занятий.
10. Методика самоконтроля за уровнем развития профессионально значимых качеств и свойств личности для будущего специалиста.
Форма контроля. Контрольная работа (в электронном и распечатанном виде) и ее защита.
Темы контрольных работ для студентов, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья.
· Диагноз и краткая характеристика заболевания студента. Влияние заболевания на личную работоспособность и самочувствие.
· Медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениями и применение других средств физической культуры при данном заболевании (диагнозе).
· Кинезиотерапия и рекомендуемые средства физической культуры при данном заболевании (диагнозе).
· Составление и обоснование индивидуального комплекса физических упражнений и доступных средств физической культуры (с указанием примерной дозировки).
· Демонстрация индивидуального комплекса упражнений.
· Объём рефератов – 8-10 страниц.
Форма контроля. Контрольная работа (в электронном и распечатанном виде) ее защита с предоставлением справки о состоянии здоровья, заверенной медпунктом ОМЭИ.
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
9.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
А. Основная
1. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебное пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2003.
2. Физическая культура студента: Учебник / Под. ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2002.
Б. Дополнительная
1. Вяткин Л.А. Туризм и спортивное ориентирование: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.А. Вяткин, Е.Ю. Сидорчук,Д.Н. Немытов. – 2-е изд., дополн. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Жилкин А.И. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
3. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков;. Под. ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портного, М.: Издательский центр «Академия», 2002
4. . Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, и др.;. Под. ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портного.; М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Блок контроля
Формой итогового контроля является выполнение контрольной работы и ее защита, оформление дневника самоконтроля и его защита.