Как механизм формообразования
Контекстуальные аспекты изучения самодеятельного принципа, в которых «самодеятельность» определяется как общее обоснование любительства, имеющее внутреннюю связь с философской категорией, как принцип творческой самодетерминации, могут быть представлены следующим образом:
· философский аспект самодеятельного принципа:
а) теоретическая актуализация в противопоставлении свободной деятельности – деятельности по принуждению (Кант);
б) как свободная от внешнего принуждения деятельность, воспроизводящая сущность человека, приносящая удовлетворение и детерминированная внутренними побуждениями, деятельность, инициируемая самим её субъектом вне учёта каких-либо факторов её регуляции, по определению как деятельность свободная (Спиноза, Маркс);
· культурологический аспект самодеятельного принципа:
а) «культуросозидающая» функция, конституирующая феномен человеческой «самости», снимающая конфликт между бездеятельной рецептивностью субъекта и бытийственными характеристиками реальности (Рубинштейн);
б) понимание культуры как самодетерминации, самодеятельного формирования сознания с «установкой» на самоизменение посредством перехода в сферы «надсознательного», а вовсе не подсознательного (Библер).
· социологический аспект самодеятельного принципа:
а) «этнософия соборности» как идеальная модель конструирования всеединого социума, основанного на принципе индивидуации (Вяч. Иванов);
б) формирование этнохудожественного сознания, сознания надличностного, духовного, проходящего через следующие стадии самосознания:
1. «Я» как социально-историческая личность.
2. «Я» активно рецептирующее «в-себе-через-себя» феномены культуры, являющиеся вневременными («вечными»), «рудиментарными» на данный исторический момент существования.
3. «Я» способное самодеятельно конструировать модели поведения в действительной реальности.
· психолого-педагогический аспект самодеятельного принципа:
а) способность личности к художественному моделированию поведения, посредством развития игровой природы. Развитие рецепторных способностей принятия различных типов культуры (в том числе и архаических, т.е. рудиментарных) позволяет решить проблемы психологического характера (в частности, личного и коллективного бессознательного). Осознание механизмов апперцепции (обратной связи восприятия) через «формализированные интерпретации» семиотических феноменов культуры (символ, аллегория, метафора);
б) свободно самоопределяющаяся личность, творчески самодетерминированная, способна к гибкой адаптации в условиях конфликтных ситуаций, более того, она получает возможность бесконфликтного существования.
Прим./ Полное проявление принципа самодеятельности в психологии выражено гуманистической концепцией самоактуализации (А. Маслоу и К. Роджерса) как стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Самоактуализация – желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Ее путь труден и связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он – путь к полноценной, внутренне богатой жизни (А. Маслоу). Самоатуализация – обозначение той силы, что заставляет человека развиваться на самых различных уровнях – от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов. Самоактуализующийся человек – «полностью функционирующая личность»; его свойства во многом напоминают свойства ребенка («миродействие», по Выготскому), что естественно: ведь человек как бы возвращается к самостоятельной оценке мира, характерной для ребенка (К. Роджерс).
Таким образом, вследствие того, что «самодеятельность» является средством активно личностной реакции свободной творческой сущности человека на актуальные процессы социокультурной динамики, то она, как качественный принцип деятельности, и определяет механизмы формообразования театрального любительства (культуровоспроизводство). Но в отрыве от внутренней обусловленности («свобода», «творчество» – «любительство», «театральность», «игра») «самодеятельность» превращается в формализованный институт социального управления подражательно имитационного «суррогатного творчества».
Прим./На первоначальном этапе исследования важно установить общие пределы предметной сферы и возможные аспекты проявления. В дальнейшем общие принципы проходят проверку конкретными формами их выражения, что устанавливает общие закономерности, на основании которых можно проектировать идеальную модель данного явления.
К эвристическому практикуму:
На базе общеметодических принципов самодеятельности создать технологии самоорганизации индивидуальной и совместной (межличностной, межиндивидуальной, групповой, коллективной, студийной) деятельности по схемам:
Методы самодеятельности
как реализация индивидуального подхода
(по Б.Т. Лихачёву)