Понятие социального стереотипа

В основе всех типовых схем формирования первого впе­чатления о человеке лежит социальный стереотип. Под со­циальным стереотипом понимается устойчивый образ или устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной груп­пы. Разные социальные группы, реальные (нация) или вообра­жаемые (профессиональная группа) вырабатывают стерео­типы, устойчивые объяснения определенных фактов, привыч­ные интерпретации вещей.

Наиболее известны этнические стереотипы — образы ти­пичных представителей определенных наций, которые наде­ляются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопор­ности и худобе англичан, легкомысленности французов, эк­сцентричности итальянцев, характерные для отечественной культуры).

Для отдельного человека, воспринявшего, стереотипы своей группы, они выполняют важную функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Сте­реотип может быть рассмотрен как инструмент «грубой на­стройки», позволяющий человеку «экономить» психологиче­ские ресурсы. Они имеют свою «разрешенную» сферу со­циального применения. Например, стереотипы активно ис­пользуются при оценке групповой национальной или профес­сиональной принадлежности человека. Однако, в случае ак­тивного использования стереотипа как средства познания и понимания других людей неизбежно возникновение предубеж­дений и существенных искажений объективной ситуации. Обратимся к примерам педагогических стереотипов и их роли в воспитании.

Один из важнейших результатов педагогической стереотипизации — формирование в сознании учителя модели идеального ученика. Это такой ученик, который подтверждает учителя в его роли успешного педагога и делает его работу приятной: готовый к сотрудничеству, стремящийся к зна­ниям, дисциплинированный. Детей, похожих на этот идеал, учитель воспринимает не только как хороших учеников, но и в целом как хороших людей, приятных в общении, порядоч­ных и развитых. Дети, подходящие под противоположный образ «плохих учеников», воспринимаются в целом как без­различные, агрессивные, плохие люди, являются источником отрицательных эмоций педагога.

Очень важным является тот факт, что ожидания, форми­рующиеся у учителей по отношению к ребенку и в самом деле определяют его реальные достижения. Связано это не только с необъективностью учителей, ставших жертвой соб­ственных стереотипов, но и с тем, что под влиянием таких ожиданий формируется самовосприятие ребенка. Как отме­чает западный психолог Рист, многие дети обречены влачить в школе жалкое существование и испытывать неприязнь к себе только потому, что за ними с самого начала закрепился ярлык «недоразвитых», «неуравновешенных», «неспособных». То есть, обратная связь от учителей к ученику, имеющая форму ожиданий, часто срабатывает, по словам Р. Бернса как «самоактуализирующееся пророчество». Это легко по­казать на примерах.

Так, в одном из экспериментов выявляли мнения учите­лей первых классов о темпах усвоения навыков чтения у мальчиков и девочек. Была выделена группа учителей, счи­тавших, что здесь нет половых различий, и группа учите­лей, считающих, что мальчики хуже усваивают такие на­выки. Замеры, проведенные через год показали, что в клас­сах учителей I группы различий в качестве чтения между мальчиками и девочками не было, а в классах учителей вто­рой группы мальчики в целом существенно отстали от пред­ставительниц женского пола. Описываемый факт получил название «стереотипа ожидания» или «эффекта Пигмалио­на». Он может формироваться не только на основе идеального образа ученика или теоретических педагогических концеп­ций учителя, но даже на основе имени ребенка. Исследова­ния показали, что дети, носящие имя, которое нравится учи­телю, обладают более позитивным внутренним отношением к себе по сравнению с детьми, носящими имена, не прини­маемые педагогом. Имя может влиять и на ожидания учи­теля, связанные с успехами в учебе данного ребенка.

«Стереотип ожидания» является реально действующим фактором педагогического процесса. Связано это с тем, что он проявляется не только в установках и ожиданиях учите­ля, но и весьма активно — в его поведении. Рассмотрим реальные проявления стереотипа ожидания в педагогической практике.

1. Стереотип проявляется в отношении к ответам учени­ков. Хороших учеников вызывают чаще и активнее поддер­живают. «Плохому» ученику учитель через свои жесты и фразы с самого начала дает понять, что ничего хорошего он от него не ждет. Возникает удивительный парадокс: объек­тивно на опрос «плохих» учеников педагог затрачивает мень­ше времени, чем на опрос «хороших», однако в сознании учителя, подверженного «стереотипу ожидания» ситуация субъективно переворачивается, и он искренне считает, что тратит львиную долю учебного времени на отстающих.

2. Стереотип оказывается и на характере помощи при ответах. Незаметно для себя учитель подсказывает и помо­гает «хорошим», чтобы подтвердить свои ожидания. Однако он убежден, что вытягивает именно плохого ученика.

3. Стереотип порождает характерные высказывания в адрес успешных и неуспешных учащихся. Плохих критикуют больше и резче с использованием обобщений типа «Опять не выучил», «Как всегда ты...» и т. д.

В целом, стереотип ожидания может иметь и позитивные последствия, если в отношении слабого ребенка у учителя удалось выработать положительные ожидания. Однако ис­следования показывают, что на отрицательном полюсе дан­ный стереотип работает эффективнее и последовательнее.

Таким образом, мы рассмотрели важнейшие аспекты про­цесса социальной перцепции — то есть познания и понима­ния людьми друг друга в ходе общения. Как уже отмечалось, одной из функций социального познания является создание психологической основы (в виде взаимопонимания) для ор­ганизации совместной деятельности). Ниже мы остановимся на способах организации взаимодействия в процессе меж­личностного общения.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Охарактеризуйте процесс социальной перцепции через последовательность определенных внутренних действий на­блюдателя. Назовите функции социальной перцепции. Пока­жите, как работает процесс социального познания на каком-либо педагогическом примере.

2. Какие психологические особенности наблюдателя влияют на процесс социального познания?

3. Какие психологические свойства прежде всего фикси­руются в наблюдаемом в процессе

формирования первого впе­чатления о нем?

4. Какие Вы знаете механизмы социальной и перцепция? Охарактеризуйте роль и возможности каждого.

5. Что такое социальный стереотип? Какую роль он выполняет в общении? Какие формы приобретает в педагогиче­ской практике?

5. В чем психологическая суть «стереотипа ожидания». Опишите его поведенческие проявления.

Литература:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. МГУ, 1980.

2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека чело­веком. Л.: ЛГУ, 1982 гл. 6.

3. Мелибруда Е. Я-Ты-Мы. М.: Прогресс, 1986.

4. Юркевич В. С. Преодоление стереотипа ожидания у учителей. — В кн.: Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. — М: НИИ ОПП, 1987.

6. Бернс Р. Развитие Я—концепции и воспитание. М.:. Прогресс, 1986.

Тема для самостоятельного изучения:

Процесс формирования первого впечатления о человеке в общении.

Используя материал приведенной ниже литературы, про­анализируйте процесс формирования первого впечатления. Какие типовые схемы Вы можете назвать? Опишите, как ра­ботают эти схемы, какими признаками запускаются, к каким последствиям приводит их реализация. Остановитесь на про­блеме самоподачи человека в процессе общения. Опишите, как работают эти схемы в педагогической практике.

1. Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. Л.; ЛГУ, 1990.

2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека чело­веком М.: МГУ, 1982.

Наши рекомендации