Педагогические способности
Прогностические - связаны с управлением образовательным процессом и предполагают ориентацию на четкое представление в сознании учителя, являющегося субъектом управления, цели его деятельности в виде предвидимого результата. Педагогическое прогнозирование опирается на достоверное знание сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. В состав прогностических способностей учителя входят такие компоненты, как:
• постановка образовательных целей и задач;
• отбор методов их достижения;
• предвидение возможных отклонений, нежелательных явлений и выбор возможных способов их преодоления;
• эскизная проработка структуры и отдельных компонентов образовательного процесса;
• примерная оценка предполагаемых затрат средств, труда и времени участников образовательного процесса;
• планирование содержания взаимодействия участников образовательного процесса.
В зависимости от объекта прогнозирования прогностические умения объединяются в три группы:
— прогнозирование развития коллектива(динамики его структуры, развития системы взаимоотношений, изменения положения актива и отдельных учащихся в системе взаимоотношений и т.п.);
— прогнозирование развития личности(её личностно-деловых качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии личности, трудностей в установлении взаимоотношений со сверстниками и т.п.):
— прогнозирование педагогического процесса(образовательных, воспитательных и развивающих возможностей учебного материала, затруднений учащихся в учении и других видах деятельности; результатов применения тех или иных методов, приемов и средств обучения и воспитания и т.п.).
Педагогическое прогнозирование требует от учителя овладения такими прогностическими методами, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполирование и др.
Проективные -осуществляются в виде разработки проекта образовательного процесса и означают:
• конкретизацию полей обучения и воспитания;
• обоснование способов их поэтапной реализации;
• планирование содержания и видов деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей и интересов, возможностей материальной базы, собственного опыта и личностно-деловых качеств;
• определение формы и структуры образовательного процесса в соответствии с поставленными задачами и с учётом особенностей участников образовательного процесса;
• определение ранжированного комплекса целей и задач для каждого этапа педагогического процесса;
• планирование индивидуальной работы с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей, творческих сил и дарований;
• отбор форм, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании;
• планирование системы приемов стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении;
• планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью. Оперативное планирование требует от педагога овладения целым рядом конкретных методических умений.
Рефлексивные -имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя, и предполагают использование таких разновидностей, как:
• контроль на основе соотнесения полученных результатов с заданными образцами;
• контроль на основе предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном плане;
• контроль на основе анализа готовых результатов фактически выполненных действий.
Особого внимания заслуживает последняя разновидность контроля как наиболее часто применяемая в деятельности учителя-предметника. Для эффективного его осуществления педагог должен быть способен к рефлексии, позволяющей объективно анализировать свои суждения, поступки, и, в конечном итоге, деятельности с точки зрения их соответствия поставленным целям и условиям их реализаций. Рефлексия понимается нами как специфическая форма теоретической деятельности, направленная на осмысление и анализ своих, собственных действий.Для педагога очень важно установить, в какой мере полученные результаты (положительные и отрицательные) являются следствием его деятельности. Отсюда и возникает необходимость в анализе собственной деятельности, в ходе которой определяются:
• правильность постановки целей, их трансформации в конкретные задачи;
•адекватность комплекса решавшихся доминирующих и подчиненных задач необходимым условиям;
• соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным задачам;
• эффективность применявшихся методов, приемов и средств педагогической деятельности;
• соответствие применявшихся организационных форм возрастным особенностям учащихся, уровню их развития, содержанию материала и т.п.;
• причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания;
• опыт своей деятельности в его целостности и соответствии с выработанными наукой критериями и рекомендациями.
Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие участники образовательного процесса (учащиеся, коллеги, родители) знают и понимают учителя, его личностные особенности, эмоциональные реакции и профессиональные способности и возможности. Содержание практической готовности учителя выражается во внешних (предметных) умениях, т.е. в действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения.
Перцептивные -проявляясь на начальном этапе общения, сводятся к наиболее общему умению понимать других (учащихся, учителей, родителей). А для этого необходимо знание ценностных ориентации другого человека, которые находят выражение в его идеалах, потребностях и интересах, в уровне притязаний. Кроме того, необходимо знать имеющиеся у ученика представления о себе, что он приписывает себе, против чего возражает. Совокупность перцептивных умений В Л. Сластенин представляет как следующий взаимосвязанный ряд:
• воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнера по общению, получаемых в ходе совместной деятельности;
• глубоко проникать в личностную суть других людей;
• устанавливать индивидуальное своеобразие человека;
• на основе быстрой оценки внешних характеристик человека и манер поведения определять внутренний мир, направленность и возможные будущие действия человека;
• определять, к какому типу личности и темперамента относится человек;
• по незначительным признакам улавливать характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям;
• находить в действиях и других проявлениях человека признаки, отличающие его от других и самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом;
• видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении людей «поправки» на воспринимающего, противостоять стереотипам восприятия другого человека (идеализация, «эффект ореола» и др.).
Данные об учащихся, полученные в результате «включения» перцептивных умений, составляют необходимую предпосылку успешности педагогического общения на всех этапах педагогического процесса.
Для успешного осуществления педагогической деятельности очень важно, чтобы учитель в совершенстве владел хотя бы одним из обширной группы прикладных умений: художественных (петь, рисовать, играть на музыкальных инструментах и др.); организаторских, овладеть которыми возможно практически каждому (например, массовик-затейник, тренер-общественник по одному или нескольким видам спорта, инструктор по туризму, экскурсовод, лектор-пропагандист, руководитель кружка и др.).