III. Влияние семьи на становление личности.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, то никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. Вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья играет в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
Чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребёнка, необходимо определить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Главное в воспитании ребёнка – это достижение душевного единения и нравственной связи.
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребёнка.
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания и принятые в семье ценности.
Авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребёнка, лишение права голоса – всё это гарантия серьёзных неудач формирования его личности.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители блокируют процесс подготовки их детей к столкновению с реальностью.
Если авторитаризм предполагает насилие, приказ, жёсткий диктат, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Но результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность и инициатива.
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребёнка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребёнка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребёнок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.
Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребёнка часто хвалят, а за мелочи и достижения дарят подарки.
Для формирования адекватного представления нужна гибкая система наказания и похвалы. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайне жёсткие наказания. Внимание к личности ребёнка сочетается с достаточной требовательностью.
В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если всё же возникает необходимость в наказаниях, то наказание должно быть справедливым, а проступок, за который ребёнок наказан, объяснён.
Любое физическое воздействие формирует у ребёнка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на формирование ребёнка как личности, необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
1.Принимать активное участие в жизни ребёнка.
2.Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком.
3.Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и талант.
4.Не оказывать на ребёнка никакого нажима, помогать ему самостоятельно принимать решения.
5.Уважать право ребёнка на собственное мнение.
6.Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка.
7.Относиться к ребёнку как к равноправному партнёру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.
Главные понятия: общественное воспитание, семейное воспитание, персональная среда, параметры семьи, функции семьи, кризис семьи, эффективность семейного воспитания, стиль семейного воспитания, внутрисемейные психологические факторы.
Контрольные вопросы и учебные задания для студентов
1.Что такое воспитание? Приведите примеры.
2.Связь воспитания, наследственности и среды. Приведите примеры.
3.Возможности воспитания. Приведите примеры или ситуации.
4.Воспитание и заполнение пробелов в программе человеческого развития.
5.Связь воспитания и развития. Приведите примеры.
6.Психологическое понимание сути воспитания (Л.С.Виготский).
7.Что такое деятельность личности? Приведите примеры.
8.Связь между результатами развития и интенсивностью деятельности. Приведите примеры.
9.Основные виды деятельности, их направленность. Приведите примеры.
10.Активная и пассивная деятельность. Приведите примеры.
11.Познавательная деятельность. Приведите примеры.
12.Активность личности. Приведите примеры.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Кудерская Т.В. Психология и педагогика. [Текст]: учеб. пособие к самост. работе студ. заоч. отд-ния / Т.В.Кудерская, Ю.Н.Ящишина; Донбасская гос. машиностроительная академия. - Краматорск: ДГМА, 2009. - 52 с.
2. Котова И.Б. Теории, системы, технологии. [Текст]: учебник для студ. высших и сред. учеб. заведений / Е.Н.Шиянов, М.В.Зверева, В.В.Репкин, Н.Ф. Голованова, С.А. Смирнов (ред.). - 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. – 510 с.
3. Колесниченко Л.А., Борисенко Л.Л. Психология и педагогика для русскоязычных студентов. [Текст]: учеб.-метод. пособие для самостоятельного изучения дисциплины / Л.А.Колесниченко, Л.Л.Борисенко; Государственное высшее учебное заведение "Киевский национальный экономический ун-т им. Вадима Гетьмана". - К.: КНЕУ, 2008. - 232 с.
4. Недюрмагомедов Г.Г. Общая педагогика. [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов. / Г.Г. Недюрмагомедов - Ч. 1: Общие основы педагогики. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2008. - 99 с.
5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ.пед.вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С.91-98.