Фокусированное составление списка основных проблем, связанных с темой
· составить список понятий, связанных с темой или проблемой;
· дать их определение или толкование.
5.Составление опорной схемы – коллажа по учебным материалам
· коллаж – это схематически фиксированное отображение некоторой части предметного содержания, объединенное ключевым понятием или проблемой;
· существуют различные типы коллажей: 1) «солнечная система» в центре которой «ядро» с ключевым понятием и «лучами» - дополнительной информацией; 2) «слепое пятно», где часть информации заполнена, а часть – нет; 3) «вспышка», где заполняется как ядро, так и лучи, и некоторые другие.
Составление концептуальной карты.
· карты иллюстрируют ассоциации обучающихся на заданные темы и помогают оценить степень их понимания важных взаимоотношений разных компонентов и задач, их место в общей системе.
· данный вид работы производится там, где есть большой теоретический курс.
· концептуальные карты рисуются в форме диаграмм.
7.Кластер (блок идей) или «гроздьев»
· это графический способ систематизации учебного материала;
· для эффективного использования этого приема необходимо помнить о следующих рекомендациях:
Оцените текст, с которым будете работать. Обоснована ли в данном случае разбивка на «гроздья»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы.
Выделите эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы, а могут быть ключевые слова или фразы.
Озвучьте свои «гроздья».
Установите связи между «веточками» вашей «грозди», объясните возникшие связи.
Стратегия решения проблем
· выделите в тексте проблему;
· опишите ее (выявите ее суть);
· определите варианты подходов к решению проблемы;
· решайте;
· сделайте вывод, проведите рефлексию своей работы.
Перекрестная дискуссия
Это разговор с самим собой, который помогает увидеть предмет с двух сторон и избежать одностороннего суждения.
Порядок выполнения:
1.Сформулировать вопрос.
2. Составить табличку для записи.
3. Составить список аргументов.
4. Обменяться аргументами (дописывая наиболее интересные).
5. Записать свой вывод.
Выглядит это так:
Вопрос-проблема.
ДА (за) | НЕТ (против) |
1. 2. Аргументы 3. | 1. 2. Аргументы 3. |
Вывод (краткий):Да, потому, что…
Нет, потому, что…
Прием может использоваться при подготовке к эссе, дебатам, полемике. Можно закончить очерком, построенным по следующей схеме:
1. Моя позиция.
2. Краткое обоснование.
3. Возможные возражения.
4. Доказательство правильности моей позиции.
5. Заключение.
10. Прием «Чтение с пометками». Предполагает «живой» диалог с автором текста, возможно, полемику по поводу авторского видения проблемы. Суть приема: студенты читают текст, делая на полях по ходу чтения различные пометки, например: «+» - согласен; «-» - не согласен; «?» - есть вопросы, непонятно; «!» - это интересно; «?!» - надо подумать и т.д.
11. Метод образного видения, предполагает постановку заданий, ориентирующих на попытку эмоционально-образного видения и изображения объекта. Например: «нарисуйте воспитание в христианском средневековье»; «дорисуйте картину по открывшемуся вам фрагменту».
12.Метод смысловых ассоциаций со словосочетанием «человек духовный». Цель метода: актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь студенту соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своим внутренним «Я». Последовательность действий: студенту предлагается какое-то слово или слова; — студент записывает к каждому слову список слов-ассоциаций (т.е. воссоздает свое смысловое, семантическое поле данных слов); - студент получает задание, связанное с осмыслением данного потока ассоциаций. Например: 1) используя записанные слова, дайте определение исходному слову-понятию; 2) выберите из этого потока ключевое для вас слово; 3) соедините два любых слова из двух соседних столбиков и, используя полученное словосочетание в качестве заголовка, напишите текст-миниатюру и т.д.
13. «Двойной (двухчастный) дневник»
Фиксация: какая часть текста произвела наибольшее впечатление? | Комментарий:что заставило меня записать именно эту цитату? Какие мысли она у меня вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней? |
14. Стратегия «Трехчастный дневник»
РАЗДЕЛ I | |
Фиксация идей или цитат:что произвело наибольшее впечатление? | Комментарий:что заставило меня обратить внимание именно на эту идею или записать данную цитату? Какие мысли она у меня вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней? |
РАЗДЕЛ II | |
Мои собственные размышления по теме: | |
РАЗДЕЛ III | |
Письмо к преподавателю | |
Синквейн
Прием рефлексии. Слово происходит от французского «5». Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам.