Изменение ЭЭГ-активности мозга при закрывании и открывании глаз

Ход работы – см. Руководство «Уроки физиологии с BIOPAC Student Lab», КрасГМУ, 2009

Далее заполните раздел «Результаты измерений» в протокольной тетради.

Рекомендации по учебно-исследовательской работе студентов (УИРС).

Возможная тематика рефератов или презентаций по теме «Физиологические основы сна и сновидений»

1. Существуют ли вещие сны?

2. Причины и механизмы сновидений

3. Современные представления о структуре сна

Литература, которую рекомендуется использовать при подготовке рефератов и презентаций.

1. "Бодрствующий мозг. Мэгун, 1965.

2 "Сон и бодрствование". Вейн, 1970.

3. «Физиология высшей нервной деятельности. А.С. Дмитриев. М., Высшая школа 1974.

4. «Краткий курс физиологии психических функций». Ю.И. Савченков, 2005

Домашнее задание для уяснения темы занятия.

Кратко дайте ответы на следующие вопросы:

1. Чем сон отличается от бодрствования?

2. Что такое сон?

3. Назовите основные фазы сна по характеру ЭЭГ, укажите их продолжительность.

4. Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для стадий "медленного" сна? Дайте им характеристику.

5. Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для "быстрого" сна? Дайте им характеристику.

6. Что называют циклом сна? Какова в среднем его продолжительность? Сколько циклов сна обычно регистрируют во время нормального ночного сна?

7. Какие физиологические сдвиги (кроме изменений ЭЭГ) характерны для фазы "медленного" сна?

8. Какие физиологические сдвиги (кроме изменения ЭЭГ) характерны для "быстрого" сна?

9. Что такое сновидения и для какой фазы сна они наиболее характерны?

10. Как влияет на последующий ночной сон эмоциональный стресс?

11. Каково физиологическое значение сна?

12. Назовите основные факторы, побуждающие возникновение сновидений и влияющие на их содержание.

13. Дайте определение понятию "гипноз".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:

Обязательная

1.Нормальная физиология. Учебник, 2005, ред. В.М. Покровский.

2.Лекции по физиологии, Ю.И. Савченков. Т1-2.,2009

3.Савченков Ю.И., Пац Ю.С. Нормальная физиология: учебное пособие для стоматологов, 2007

Дополнительная

1. Практикум по нормальной физиологии: методические указания для студентов по спец.- стоматология /под ред. Ю.И.Савченкова. 2009

2. Савченков Ю.И. Методы исследования физиологических функций: учебное пособие.

3. Смирнов В.М. Нормальная физиология: учебник.

4. Тестовые задания по нормальной физиологии: в 2-х томах /ред. Ю.И.Савченков.

5. Савченков Ю.И., Пац Ю.С. Стоматологическая физиология: учебное пособие. Феникс, 2007

Электронные ресурсы на сайте Университета:

1. Атлас мультимедийного сопровождения лекций

2. Атлас по нормальной физиологии. Коробков и др. Электронная версия

3. Электронные версии всех лекций учебных пособий по физиологии

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России

Кафедра физиологии им. проф. А.Т. Пшоника

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Интегративная физиология»

для специальности 060201 – Стоматология

(очная форма обучения)

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 17

ТЕМА: ««ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»»

Утверждены на кафедральном заседании протокол № 1 от 5 сентября 2011 г.

Заведующий кафедрой

Д.м.н., профессор _________________ А.А. Савченко

Составитель (-ли):

Д.м.н., профессор _________________ Ю.И. Савченков

Красноярск – 2011г.

Занятие №17

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Форма организации учебного процесса – устный опрос или письменный тестовый контроль уровня знаний по пройденной темам

Цель занятия: контроль качества знаний по физиологии ВНД.

Для успешной сдачи этапного контроля необходимо:

- знать лекционный и учебный материал,

- решить задания тестового контроля знаний (по тестам ) и задач по физиологии ВНД из сборника «Тестовые задания, задачи и упражнения по физиологии ЦНС,ВНД и психофизиологии», КрасГМУ, 2009под редакцией проф. Савченкова Ю. И.,

- ознакомиться и выполнить набор компьютерных программ по разделу “Физиология ВНД”

На итоговом занятии студент должен ответить на 50 тестов по теме (I этап), решить одну ситуационную задачу (II этап), и ответить на один из контрольных вопросов по данной теме (III этап). См. «Тестовые задания, задачи и упражнения по физиологии ЦНС,ВНД и психофизиологии», КрасГМУ, 2009. Электронную версию тестов и задач студент может получить на кафедре или скачать из ресурсов сайта Университета www.krasgmu.ru.

Вопросы для устного собеседования:

1. Методы исследования функций коры больших полушарий:

2. Врожденные формы поведения (безусловные рефлексы, виды, свойства, значение).

3. Приобретенные формы поведения

4. Физиологические механизмы образования условных рефлексов.

5. Современные представления о формировании временных связей.

6. Явление торможения в высшей нервной деятельности. Виды торможения.

7. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий.

8.Динамический стереотип, его физиологическая сущность, значение в приобретении трудовых навыков. Образование стереотипа у людей.

9. Современные представления о локализации функций в коре головного мозга.

10. Функциональная асимметрия коры больших полушарий.

11. Сон, вид сна, фазы, сновидения.

12. Свойства корковых процессов возбуждения и торможения.

13. Учение И.П. Павлова о типах ВНД.

14. Понятие о сигнальных системах. Речь, функции речи. Значение речи в практической деятельности врача.

15. Архитектура целенаправленного поведенческого акта, этапы формирования (афферентный синтез, принятие решения, афферентное возбуждение, результат действия). Роль акцептора результата действия.

Наши рекомендации