Упражнение «Снеговики»1. Релаксация. Развитие выразительности движений, воображения, снятие напряжения.
Логопед предлагает детям свободно встать на ковре.
Логопед. Представьте, что вы — снеговики. Вы стоите на открытой солнечной полянке. Пришла весна. Солнце начинает пригревать. Вы начинаете слегка подтаивать. Солнце припекает все сильнее. Вы таете и оседаете все ниже. Под горячими лучами вы падаете на проталину.
Дети выполняют движения по команде логопеда.
Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.— М.: Аркти, 1999.
Логопед. Ложитесь на спину, расслабьтесь, закиньте руки за голову, потянитесь всем телом. Медленно садитесь. Потянитесь. Вставайте. Потянитесь. Пройдите к магнитной доске.
7. Разгадывание шифровки «Март». Составление и разбор схемы слова март. Совершенствование навыка звукового анализа слов.
Дети встают возле магнитной доски. Логопед достает основу для схемы слова и наклейки.
Логопед. У меня есть вот такие наклейки. Они помогут вам разгадать слово, которое я зашифровала. Вы должны выбрать по одной картинке и наклеить их на полоску-схему. Найди картинку, название которой начинается со звука [м] (морковь), Ваня, и наклей ее на цифру «1» на полоске-схеме. Запомните, что первым в зашифрованном слове будет звук [м]. Найди картинку, в названии которой вторым будет звук [а] (капуста), Ариша, и наклей ее на цифру «2» на полоске. Запомните, что вторым будет звук [а]. Найди картинку, в названии которой третьим будет звук [р] (барабан), Настя, и наклей ее на схему. Запомните, что третьим в слове будет звук [р]. И наконец, нужно найти картинку, четвертым в названии которой будет звук [т] (шорты). Выполни это задание, Даша. Запомните, четвертый звук в зашифрованном слове — [т]. Какое слово зашифровано?
Дети. Март.
Логопед. Возьмите магниты и составьте на доске схему слова март.
Дети выполняют задание.
Логопед. Сколько звуков в этом слове?
Дети. В этом слове четыре звука.
Логопед. Сколько согласных звуков в слове?
Дети. В слове три согласных звука.
Логопед. Перечислите их и скажите, какие они.
Дети. [М], [р], [т]. Это твердые согласные звуки.
Логопед. Сколько гласных звуков?
Дети. Один гласный звук [а].
Логопед. И наконец, сколько слогов в этом слове? Почему?
Дети. В этом слове всего один слог, потому что в нем один гласный звук.
Логопед убирает схему слова и магниты.
8. Коллективное рисование картины «Март».Совершенствование умения воспринимать цветовое богатство окружающего мира и стремления передавать его в рисовании. Развитие навыка создания коллективной работы.
Далее с детьми проводит свою часть занятия воспитатель. Он приглашает детей на ковер, на котором расстелен лист ватмана, приготовлены кисти и краски.
Педагог. Давайте все вместе нарисуем картину «Ранняя весна». Мы уже приготовили фон для картины и нарисовали голубое небо и тающий голубой снег. Теперь нужно договориться, кто что будет рисовать дальше.
1-й ребенок. Я буду рисовать дерево с набухшими почками.
2-й ребенок. Я нарисую проталинки на снегу.
3-й ребенок. Ая буду рисовать мать-и-мачеху на проталинках.
4-й ребенок. Я нарисую яркое солнце в голубом небе и пушистые облака.
Дети рисуют картину. Педагог оказывает им необходимую помощь.
9. Чтение предложений о весне.Совершен
ствование навыка составления и чтения предло
жений.
Логопед вновь приглашает детей за стол и раздает им конверты с карточками, на которых написаны слова.
Логопед. Достаньте из конвертов слова и составьте из них предложения, а затем прочитайте их.
1-й ребенок. Наступила ранняя весна.
2-й ребенок. Ярко светит солнце.
3-й ребенок. Начал таять снег.
4-й ребенок. Побежали веселые ручейки.
Логопед. Молодцы! Отлично! Сложите карточки в конверты.
Дети укладывают карточки в конверты. Логопед убирает конверты.
Окончание занятия.
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им понравилось, а потом оценивает их работу.