Никаких бумажек и шпаргалок я не видела
Теперь я немного порефлексирую. Первое, что я хотела бы отметить: такой харизмы и такого ораторского таланта, как у этого человека, я в жизни никогда не видела. Я не засекала, сколько времени он говорил, но что–то около часа… ни разу за все это время он не потерял внимание аудитории. Ни разу он не сказал чего–то, что вызвало бы лично мое недовольство или несогласие, ни разу не потерялся. Никаких бумажек и шпаргалок у него не было, и было видно, что говорит он от сердца, и что то, о чем он говорит, действительно глубоко его волнует. Также наш новый Патриарх производит впечатление очень мудрого человека, очень талантливого и очень адекватного. На самом деле я ожидала, что он будет вещать об истинности православной веры и так далее… Он, конечно, сказал о Православии, но веру он никому не навязывал. Никого не пытался заставить идти в церковь, никому мозг в этом отношении не промывал.
BlueButterfly, отзыв на встречу с Патриархом в Ледовом дворце http://www.diary.ru/~BlackRoseVertigo/p71251984.htm
ВОЙТИ С БОГОМ В ОСОБЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Очень большую роль в формировании образа играет вера. Некоторые говорят, что можно быть человеком добрым и нравственным и при этом не быть верующим. Это действительно так: есть люди и добрые, и нравственные, и при этом не религиозные. И ответ на вопрос, почему так происходит, — в том, что Бог в наше сердце, в нашу природу заложил нравственный закон, и если мы не повреждаем этой природы, то живем в соответствии с Его законом, даже если и не очень много знаем о Боге. Но нередко — и чаще всего — бывает так, что под влиянием внешних обстоятельств, под влиянием факторов, которые сбивают «стрелку компаса», человек не способен удержать, сохранить в порядке свое нравственное чувство, и религия, вера в первую очередь предназначена для того, чтобы помогать человеку его сохранять.
Если взять языческую религию, то там дело обстояло несколько иначе — были божества, которым надо было приносить жертвы, в некоторых культах даже самые страшные жертвы, вплоть до человеческих. Это делалось для того, чтобы задобрить божество; нужно было расположить его к себе, а в ответ на эти действия, по мнению тех, кто так поступал, это божество должно помогать человеку в решении конкретных утилитарных задач. В христианстве совершенно другое отношение к Богу. Именно поэтому христианская религия, православная вера (в данном случае мы будем говорить о Православии как религии абсолютного большинства нашего народа) — это не способ задобрить Бога; это способ войти с Богом в особые отношения. Православная вера дает нам возможность войти в живое соприкосновение с Богом, и Бог помогает человеку сохранять нравственное чувство.
КАКАЯ ЖЕРТВА «НУЖНА» БОГУ?
Замечательные слова звучат в ветхозаветном псалме: «Жертва Богу — дух сокрушенный» (Пс. 50:19). Значит, самая лучшая жертва Богу — не тельцы, не волы, не петухи, не куры, не бараны, а состояние нашего духа. И через такую религиозную связь с Богом мы входим с Ним в соприкосновение, и в ответ на это Бог дает нам силу и разумение, Он воспитывает нас в страхе. Некоторые, может быть, сейчас поморщились: а при чем здесь страх? Есть такое важное понятие — страх Божий. Это не эмоциональная категория, это не адреналин в крови; это совсем не тот страх, который мы испытываем, когда инспектор ДПС останавливает водителя или когда экзаменатор обнаруживает шпаргалку в нашей руке. Страх Божий — это нравственная категория. Когда человек вступает в контакт с Богом, тогда действия, направленные против Божиего закона, становятся для него невозможными. Человек понимает, что этими действиями он разрушает эту дорогую для него связь; понимает, что Бог от него отступит и предаст своей собственной свободе — живи как хочешь, поступай как хочешь, делай как хочешь — и, в конце концов, в самый тяжелый момент жизни без воли и помощи Божией мы вдруг проседаем и проваливаемся. Как важно, чтобы страх Божий — высочайшая духовная, нравственная категория — присутствовал в нашей жизни! Тогда мы много раз подумаем: а следует ли нам нарушать Божий нравственный закон, жить против совести? Следует ли нам предавать любовь, дружбу? Следует ли нам искать человеческого счастья не в тех великих и светлых идеалах, которые чаще всего присутствуют в детском и молодежном сознании? Следует ли нам подвергаться соблазну тех, кто хитроумно передвинул стрелку нашего жизненного компаса? Я глубоко убежден в том, что вера является силой, способной защитить наше нравственное чувство.
ЕСТЬ ЛИ СЧАСТЬЕ В МИРЕ ИЛЛЮЗИЙ?
А теперь о самом главном. Почему жизнь в соответствии с нравственным законом должна непременно приводить нас к счастью? Может быть, это очередная выдумка или исторический анахронизм? Вот сосед живет напротив — дом трехэтажный, машина дорогая — и подлец подлецом! А жена–то у него — ужас! Как говорят, пробу ставить негде, а какая благополучная и счастливая, какая одежда на ней красивая, и я так хочу! Или другой пример, когда не просто созерцание благополучия мерзавца, а реальное приглашение к жизни иным путем начинает доминировать в нашем сознании. Нередко случается, что подходит к молодому человеку кто–то во время перемены и просто так, запросто говорит: «Покурить травки не желаешь?» А через какое–то время: «Кольнуться не желаешь, кольнуться и забыться?» И ведь огромный соблазн — а почему нет, ведь мир иллюзий — такой прекрасный мир, он уводит от реальности, такой тяжелой и скверной! И человек делает в своей жизни непоправимый шаг.
Или еще пример: человек живет в браке или желает вступить в брак с любимым человеком. И вдруг появляется некое искушение — знаете, как иногда человек желает приобрести какую–то вещь в магазине, а денег с собой не оказалось; пошел домой за деньгами, проходит мимо витрины другого магазина, а там — вещь не менее привлекательная: почему бы эту не купить? Иногда мы так поступаем со своими близкими — когда, допустим, обещаем вступить или уже вступаем в брак, когда связываем себя величайшими по своему значению обязательствами, и вдруг появляется другой человек, внешне не менее привлекательный, — почему бы не изменить курс, хотя бы на короткое время? Как часто мы делаем это и разрушаем свое счастье и свою жизнь!
Нужно помнить, и я думаю, с этой мыслью нужно жить: мы не знаем почему, это непостижимо для нашего разума, но Бог пожелал, чтобы человек был счастлив только в нравственной системе ценностей. И как бы нас ни учили, что нравственность относительна, как бы ни разрушались наши идеалы, как бы ни помрачалась наша мечта от цинизма жизни, какие бы учителя и искусители ни говорили нам, что все это не так, все это чушь и старорежимность, — это вечная и неизменная истина: человек может быть счастливым, живя в той нравственной системе ценностей, которая была создана Богом и вложена в его природу, и другого для нас не дано.