Институты массовой коммуникации.
Социально-культурная сфера представляет собой устойчивую совокупность общественных условий, духовных и материальных элементов культуры, влияющих на формирование и деятельность человека в социуме. Она характеризуется широкой вариативностью социально-культурных институтов, осуществляющих приобщение людей к ценностям культуры, досуговому общению.
Каждый компонент социальной жизнедеятельности имеет соответствующие формы организации, т.е. институты, обеспечивающие как его поддержание, так и воздействие на общественную жизнь в целом.
Социально-культурный институт - это культурологическая категория, «согласно которой большая часть человеческой деятельности выполняется организованными группами людей, согласно закрепленным моральным и правовым нормам, и с использованием определенной организационной структуры, что получило название института». Социальный институт определяется как фиксированная часть социальной организации общества, предназначенная для упорядочения совместной жизни и деятельности людей для трансляции знаний и традиционных элементов культуры.
Социальный институт не сводится к наличию организаций или учреждений, занимающихся отведенной им деятельностью, хотя это основное и наиболее заметное в процессе институализации. Институт включает в себя и виды целенаправленной деятельности (например, ритуалы, праздники), через которые поддерживается общественная жизнь. Институт как структурное образование состоит из ряда компонентов: 1) система функций, закрепленных предписаниями (нормы, уставы); 2) материальные средства (здание, финансы, оборудование), обеспечивающие деятельность данного института; 3) носители (кадры), действующие в соответствии с принципами деятельности данного института.
Социально-культурные институты организуют и координируют деятельность людей в социально-культурной сфере посредством управления процессами сохранения, трансляции, освоения и развития культурных ценностей. Таким образом, к институтам культуры следует относить учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие ценности культуры.
Классификация ведущих институтов социально-культурной сферы:
1. Социальные институты духовного производства (научно-исследовательские учреждения, учреждения искусств, творческие союзы и иные объединения художественно-творческой направленности.
2. Образовательно-воспитательные учреждения (учебные заведения, дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования.
3. Научно-просветительные учреждения (музеи, библиотеки, выставки, историко-мемориальные комплексы, лектории, планетарии и т.д.).
4. Культуроохранительные институты (заповедники, центры экологической культуры, архивы, реставрационные мастерские и т.д.).
5. Средства распространения культуры (средства массовой информации, книгоиздательства, информационно-компьютерные центры и т.д.
6. Культурно-досуговые учреждения (клубы, дома и дворцы культуры, парки, центры досуга, игротеки, дома художественного и технического творчества, концертные учреждения и т.д.).
7. Ведомственные культурно-просветительные учреждения (дома офице-ров, солдатские клубы, дома медицинского просвещения, дома творческих работников и т.д.).
8. Санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения (санатории, пансионаты, дома отдыха, стадионы и
т.д.).
9. Туристско-экскурсионные учреждения (гостиницы, мотели, кемпинги, туристические базы, туристические поезда и т.д.).
10.Учреждения развлекательно-коммерческого досуга (рестораны, кафе, дансинги, мюзик-холлы, бильярдные и иные центры игрового досуга.
Опираясь на данную классификацию, мы более подробно рассмотрим те социальные институты, в деятельности которых в полном объеме представ-лены все основные функции социально-культурной деятельности.
Наряду со средствами массовой информации, сферой образования в со-временном обществе одним из важных средств кумуляции, трансляции, циркуляции культурной информации являются специальные, организационно оформленные структуры, называемые учреждениями культуры.
Учреждение культуры представляет собой общественную и государственную организацию с определенным штатом служащих и администрации, ведающую какой-либо областью культурной информации или активности, подчиненную, как правило, вышестоящим инстанциям. Его деятельность, структура, цели, задачи и пр. определяются нормативными документами, инструкциями.
Соответственно учреждения культуры являются своеобразными проводниками различных совокупностей ценностно-нормативных систем, эталонов в виде культурных объектов или форм культурной активности, определяющих поведение человека, различные виды коллективных действий в специально организованных ситуациях (зритель в музее, слушатель в концертном зале, член клубного объединения и т.д.). Это область культуры, которая имеет дело непосредственно с сохранением, ретрансляцией, модификацией культурных эталонов.
В урбанизированной среде, в процессах модернизации общества и, следовательно, дифференциации, специализации деятельности, при ослаблении и разрушении локальных общностей, ослаблении первичных неформальных связей (семейных, родственных, соседских и т.д.) в социуме перестают действовать традиционные механизмы саморегуляции, способы циркуляции, трансляции культуры, основанные на обычаях, традициях, привычках. В этих условиях формируются иные каналы, иные механизмы передачи, сохранения культурного опыта, норм, ценностей, культурных образцов. Одним из каналов такого типа являются учреждения культуры.
Социальные функции учреждений культуры. В научной литературе и культурной практике существуют различные подходы при изучении учреждений культуры. Нередко их рассматривают согласно экономически ориентированной схеме: производство - распределение - потребление. К ней примыкает такая достаточно распространенная схема информационного характера: создание — хранение — передача - восприятие тех или иных культурных образцов. Названные подходы получили достаточно широкое распространение в практике управления учреждениями культуры.
Согласно данным схемам на одном полюсе оказывается субъект культурной деятельности, создающий культурные объекты,- на другом — объект (аудитория), воспринимающая культурные ценности. Между ними находятся различные каналы передачи культурной информации, т.е. органы, организации, учреждения и пр., при посредстве которых субъект воздействует на объект.
Технические средства, новые технологии, такие как звукозаписывающая, звукопроизводящая, кино, видеоаппаратура, компьютерная техника и т.д. служат вспомогательными средствами улучшающими движение информации от субъекта к объекту.
Названные подходы правомерны, поскольку они отражают важные моменты культурного процесса, но имеют определенные ограничения. Далеко не все в культуре может быть описано в терминах создания — освоения. Прежде всего это относится к деятельности таких учреждений культуры как клубные учреждения, досуговые центры, социально-культурные объединения, парки и др.; их функционирование основано на активной социально-культурной деятельности посетителей, такие учреждения не являются «пассивными» каналами трансляции, а создают условия для проявления и организации культурной активности индивидов, социальных групп, выступающих здесь как субъекты деятельности.
С культуролого-социологической точки зрения целесообразно рассматривать учреждения культуры с позиции их социальных функций.
Под социальными функциями учреждений культуры понимается деятельность по ряду направлений, представляющих совокупность социально значимых проблем и задач, решаемых с помощью учреждений культуры в обществе или в отдельных его сферах.
Можно выделить три блока социальных функций, которые выполняют учреждения культуры.
Первый блок функций - это вклад учреждений культуры в сохранение имеющегося культурного фонда, передача, создание новых культурных образцов, ценностей, норм, а также актуализация, введение их в оборот в массовом масштабе.
Второй блок функций - роль учреждений культуры в социализации членов общества: их приобщение к существующим в культуре нормативно-ценностным системам; формирование навыков и норм обращения с культурными ценностями, развитие способностей и т.д.
Третий блок функций - возможности учреждений культуры по отношению к личности. Это создание условий для развития, самореализации, развлечения, эмоциональной разрядки. В деятельности всех учреждений культуры так или иначе обнаруживается каждый из таких функциональных блоков. Однако для учреждений культуры разного типа могут быть характерны и разные функциональные доминанты. В силу причин и обстоятельств, профиля деятельности учреждения, те или иные функции выходят на первое место.
Типы учреждений культуры. Концертно-зрелищные учреждения культуры. Они включают в себя театры, концертные организации, спортивно-зрелищные комплексы, цирки, кино и, главным образом, ориентированы на демонстрацию, трансляцию образцов, ценностей культуры, т.е. на актуализацию культурного фонда, на введение в оборот таких ценностей, образцов, норм, их репродуцирование и внесение инноваций в имеющийся культурный фонд, в том числе в фонд художественной культуры. Все они не существуют вне аудитории, вне непосредственного контакта с ней. Исключение составляет кино, где такой контакт опосредован техническими средствами, позволяющими тиражировать творческий результат (кинофильм). Это делает массово доступной кинопродукцию, в то время как театр, спектакль, концерт, спорт, зрелище и. т.д. представляют собой индивидуальные события.
По отношению к обществу эти учреждения выполняют социализирующую роль, приобщая людей к ценностям, нормам не только художественным, но и нравственным, политическим и пр., предъявляя им образцы, эталоны социально значимых ситуаций. Не случайно в России во все времена большое социальное значение придавали театру как «учителю жизни», способному воздействовать на ум и сердце человека. На героев пьес и фильмов нередко смотрят как на образец.
Важна и консолидирующая роль учреждений этого типа, объединяющих определенные категории людей на основе общих интересов. Таковы группы, сообщества, даже клубы любителей театра, поклонников каких-либо артистов, спортивных болельщиков.
Блок функций, ориентированный на активность личности, занимает в целом более скромное место. Они в значительной степени осознаются и декларируются как удовлетворение разнообразных вкусов разных групп населения.
Музеи - это научно-исследовательские и научно-просветительные учреждения. Музеи в основном реализуют два блока функций: блок функций, ориентированный на актуализацию культурных ценностей - создание, расширение музейных фондов, коллекций, их фиксация, изучение; экспонирование музейных предметов и пр. материалов; блок функций социализации личности — образование, просвещение разных социальных групп, формирование эталонных культурных сред. Социальные функции выполняются специфически музейными средствами, где первостепенную роль играет музейный предмет, т.е. распространяются, транслируются эталонные образцы, связанные с историческим прошлым и настоящим национальной и мировой культуры.
Музеефикация охватывает различные сферы культуры: искусство, историю стран и народов, производственную, бытовую деятельность, природную и искусственную среду.
Меньше места в функционировании музея занимает комплекс задач, связанный с личностными проблемами: самореализацией, самообразованием, культурной самодеятельностью и т.п.
Библиотеки массовые и специализированные. Это самостоятельные учреждения культуры, где собираются, хранятся фонды печатной продукции, производится ее специальная обработка, распространение, организация^ использования в обществе. Таким образом, библиотеки способствуют актуализации культурного потенциала. Библиотеки являются научно-информационными, культурно-просветительными учреждениями. Они являются связующим звеном в системе «книга - читатель», что в реальном функционировании специалисты нередко ставят на первый план. Это относится главным образом к массовым публичным библиотекам, которые не несут так называемой мемориальной функции, т.е. не хранят обязательный экземпляр печатной продукции, подлинных, уникальных документов и т.п. Для таких библиотек основным являются не книжные фонды как таковые, а их использование читателем. Отсюда большая значимость блока функций социализации, направленных на образование читателей, формирование у них навыков работы с печатными изданиями, периодикой, разностороннее информирование. Личностный, функциональный блок как бы отодвинут на второй план. Это - создание условий для саморазвития человека, его самообразования.
Соотношение функциональных блоков подвижно и зависит не только от типа библиотеки, но и от конкретной социокультурной ситуации, качества социальной среды.
Парки культуры. Отличается от других учреждений тем, что его функции связаны с природной основой, природной средой. На этой основе формируется его ориентация на личностные и социализационные функции. Это прежде всего рекреационно-оздоровительное направление, т.е. активный, оздоровительно-
развлекающий, развивающий отдых, индивидуальный и групповой, связанный с процессами социальной интеграции, налаживания социальных связей (гуляния, спортивные и пр. игры, праздники). Социализирующие функции должны быть вплетены в рекреационные процессы. Они осуществляются через включенность человека в парковую среду, ландшафт, парковую архитектуру.
Функция социализации ценностного культурного фонда несколько уступает первым двум функциональным направлениям, хотя парк как природно-культурное образование позволяет кумулировать и транслировать культурный опыт, активизирует заботы человека о природных объектах, формирует адекватное его поведение в природной среде.
Клубные учреждения. Клубные учреждения в отличие от других культурно-досуговых учреждений являются в первую очередь социальными учреждениями. Это означает, что их деятельность должна решать прежде всего социальные проблемы в регионе, предлагая новые модели об-раза жизни.
Клуб необходимо рассматривать с двух позиций:
- как клубное учреждение, подведомственное Министерству культуры, профсоюзам, другим ведомствам или организациям, являющееся инструментом государственной политики и живущее по установленным государством правовым нормам;
- как некоторый социальный институт, «добровольное объединение людей в целях общения, связанного с различными интересами» (согласно определению, данному в Энциклопедическом словаре).
Диапазон этих интересов достаточно обширен - от совместных развлечений до коллективного решения серьезных социально-политических проблем. Клуб, «клубность» в данном случае определяются не по формам ведомственной принадлежности - это особый способ общения, взаимоотношений людей, даже больше - определенный образ их жизни.
Клубные общности как институт социальной активности населения не были в полной мере реализованы ни на одном этапе существования нашего общества. Обращение к клубной проблематике показывает, что сегодня происходит переосмысление традиционных функций культуры в обществе. Теперь это не идеологическое воспитание и культурное обслуживание, а создание условий для нормальной жизнедеятельности человека. Изменил свое содержание в связи с этим и культурный досуг, который стал одним их механизмов социальной стабилизации и адаптации. В. досуговом пространстве теперь значительно активнее чем раньше, идет формирование социальной и культурной сферы, защищающей человека. Компенсаторная функция клубного коллектива всегда играла немаловажную роль, так как клуб представ-ляет собой дополнительное пространство для самореализации и развития, релаксации и восстановления. Поэтому сегодня можно говорить об усилении роли клуба как средства способного ослабить остроту социальной напряженности, помочь адаптироваться в новых экономических и политических условиях, способствовать психологической релаксации.
Для выполнения этих функций необходимы новые виды социально-культурной деятельности - индивидуальной и групповой, основанные на осознании социальной ценности досуга как пространства самоактуализации личности, не менее важной, чем профессиональная деятельность, способствующая социальной интеграции людей.
Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что ведущее место в функционировании клубного учреждения занимает комплекс задач, связанный с проблемами культурной самореализации, проявления социальной активности и инициативы личности; культурная самодеятельность и рекреация.
Новые формы реализации личности в учреждениях культуры. Для со-временного развития учреждений культуры характерна тенденция на совмещение функций. Так, например, при музеях, библиотеках, парках, кинотеатрах стали складываться сообщества, основанные на общности каких-либо интересов, например, клубы любителей поэзии, театра, музыки, любителей археологии, истории, животных и др., а также объединения художественной направленности, кружки и студии декоративно-прикладного искусства, фольклорные, театральные, объединения непрофессиональных поэтов, литераторов и т.д.
Эти социальные формирования реализуют модель функционирования, основанную на принципах самоорганизации, саморазвития, что позволяет стимулировать и поддерживать социальную и культурную активность участников. Общим для них является отсутствие административно-учрежденческих форм управления.
Использование механизмов самоорганизации, саморегуляции делает такого рода организации более мобильными, чем государственные учреждения; более гибко реагирующими на изменения социально-культурного контекста, запросов, интересов членов разных социальных групп.
Исходя из опыта функционирования организаций указанного типа, можно разделить их на однопрофильные и многопрофильные.
К однопрофильным можно отнести те организации, которые ориентированы на один или несколько родственных видов деятельности (например, рок-клуб, рок-лаборатория, дом ремесел, дом фольклора, театральные мастерские, клуб самодеятельной песни, социально-экологический союз, центр современного искусства (изобразительного) и т.д.
Многопрофильные организации сочетают различные предметные направления и виды деятельности. Это - различные центры, ассоциации, объединения. Например, центры досуга (хобби-центры, молодежные центры, национально-культурные центры и др.); ассоциации, товарищества, объединяющие деятелей профессионального искусства (ассоциация художников, товарищество композиторов, ассоциация деятелей эстрадного искусства), а также непрофессионалов или сочетающие тех и других; ассоциации, союзы, объединения включающие различные организации и даже учреждения - например, ассоциация детских и юношеских клубов, ассоциация музеев космонавтики и т.д.
Такие организации, как многопрофильные, так и однопрофильные, могут иметь обширный спектр задач, более или менее сложную структуру, нередко включая библиотеку, архив, музейную экспозицию, спортивно-оздоровительный комплекс, видеотеку, фонотеку, объединения обучающего характера, художественные творческие объединения и даже производственные подразделения. Это обеспечивает им выполнение различных функций, ориентированных на трансляцию культурного опыта, на социализацию, на создание условий для самореализации личности, на формирование культурной среды.
Относительная самостоятельность организаций такого рода по сравнению с государственными учреждениями обусловлена особенностями их финансирования, точнее использованием различных источников финансирования, среди которых бюджетные дотации даже в общественно-государственных организациях занимают незначительное место. Большая часть таких источников имеет внебюджетный характер. Здесь можно назвать членские взносы, спонсорские отчисления, пожертвования частных лиц, отчасти собственную коммерческую и издательскую деятельность.
Социально-культурная инфраструктура. С понятием «социально-культурная среда» связано понятие «социально-культурная инфраструктура». Понятие «социально-культурная инфраструктура» является частным по отношению к понятию «социальная инфраструктура», для которого общим выступает понятие «инфраструктура». Инфраструктура - это комплекс условий, обеспечивающих благоприятное развитие разнообразных видов человеческой деятельности. Сегодня уделяется значительное внимание анализу социальной инфраструктуры. Главная отличительная особенность социальной инфраструктуры - ее направленность на удовлетворение социальных потребностей населения.
Наряду с понятием «социально-духовная инфраструктура» используется понятие «инфраструктура деятельности в сфере духовной культуры», «инфраструктура культуры», «социально-культурная инфраструктура». Остановимся на этом понятии. Для этого нужно обратиться к таким категориям, как «социальная инфраструктура», «культурные потребности», «профессиональная» и «непрофессиональная деятельность». Удовлетворение потребностей населения - это общая задача «социальной» и «социально-культурной» инфраструктур. Специфичность проявляется в удовлетворении определенной группы потребностей — культурных. А реализация этих потребностей происходит в процессе культурной деятельности, которая выступает в двух видах: профессиональная (как производственная, трудовая) и непрофессиональная (социальное и художественное самодеятельное творчество; досуговая деятельность).
В соответствии с этим содержание понятия «социально-культурная инфраструктура» можно определить следующим образом: материальные объекты и виды деятельности, создающие общие условия для реализации культурных потребностей населения. Такой подход позволяет включить в состав социально-культурной инфраструктуры не только институциональные, но и неинституциональные образования, способствующие организации культурного развития и досуга населения.
Практически в любом учреждении и организации могут быть созданы условия для социально-культурной деятельности. Только для одних это главная функция, для других — побочная. К первой группе относятся со-циальные институты культуры (театры, музеи, п, клубные учреждения, центры досуга, парки и др.). Это общественно-организованные формы со-циально-культурной деятельности. Остальные (это, например, средства мас-совой информации) удовлетворяют потребности в индивидуальных формах культурного развития. Для целого ряда учреждений, предприятий, фирм организация социально-культурной деятельности выступает не как про-фильная, а как дополнительная функция (молодежные, артистические кафе, любительские объединения при различных производственных предприятиях; туристические секции, художественные и технические кружки в образо-вательных учреждениях и т.д.).
Социально-культурная инфраструктура включает в себя систему подго-товки кадров для сферы досуга. Неотъемлемым элементом инфраструктуры являются управленческие органы, регулирующие деятельность учреждений культуры.
В понятие «социально-культурная инфраструктура» входят территори-альные границы. В реальной жизни для человека оказывается доступной не-большая часть социально-культурной инфраструктуры в пределах ограни-ченной территории, которую человек в состоянии освоить. Освоение этой территории обусловлено рядом факторов: а) характером производственной деятельности человека племенными затратами на нее; б) степенью домашней занятости; в) наличием транспортной связи. В цивилизованных странах развитие социально-культурной инфраструктуры осознается как важная со-циальная задача. Для этого государствами выделяются специальные фи-нансовые средства, привлекается частный капитал.
Таким образом, инфраструктура социально-культурной сферы - это сово-купность материальных, организационных, финансово-экономических, кад-ровых, информационно-методических и иных условий осуществления соци-ально-культурной деятельности на индивидуальном и общественном уров-нях, обеспечивающих удовлетворение духовных потребностей людей; со-здание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие цен-ностей культуры.
Средства массовой информации как социальный институт. Специфиче-ские особенности средств массовой информации, определяющие их значение в обществе: а) средство управления, посредник между субъектом управления (законодательной, исполнительной и судебной властью) и объектом управле-ния (народом); б) источник адекватной информации граждан о различных социокультурных явлениях в виде событийного или проблемного ряда; в) арена свободного обмена мнениями среди граждан и формирования незави-симого общественного мнения; г) канал распространения культурных знаний, норм и ценностей, инструмент развития массового сознания в обществе.
Журналистика как продуктивная деятельность, основанная на субъект- субъектных отношениях. Ее продукт - организация непрерывной массовой информации населения. Аудитория СМИ (читатели, зрители, слушатели) - не только объект, но и субъект, самостоятельно решающий, потреблять или не потреблять информационную продукцию. Роль СМИ в создании панорамы конкретных событий и проблем, характерных для современной социально-культурной сферы.
Функции средств массовой информации как социально-культурного института: планирование и транслирование массовых информационных потоков с привлечением к участию в них представителей самых различных областей культуры и искусства; взаимное сотрудничество со специалистами в инициировании и проведении различных видов социально-культурной деятельности; воспроизводство, взаимообмен и взаимообогащение социокультурных технологий в среде объектов культуры, искусства, досуга, спорта.
Газета. Преимущества: массовость читательской аудитории (газету чи-тают все), высокая избирательность (разные группы населения читают разные газеты), возможность оперативных и частых публикаций. Недостатки: короткая жизнь газеты, ограниченность возможностей газетной площади.
Журнал. Преимущества: высокая избирательность, хорошее качество вос-произведения материала, долгая жизнь, престижность многих изданий, включая стремление к поддержанию высокого имиджа, возможность для чтения не спеша Недостатки: большие финансовые затраты на производство, долгий процесс подготовки продукции к выходу из печати.
Радио. Преимущества: высокая мобильность отклика на события, относительная дешевизна для потребления, высокая избирательность для потреби-теля информации, возможность оперативного внесения корректировки в передачи. Недостатки: мало станций, действующих на всю страну, короткая жизнь информационного сообщения, сравнительно невысокая престижность у потребителя.
Телевидение. Преимущества: выход на большую, часто многомиллионную аудиторию, низкие издержки затрат на производство продукции на одного зрителя, высокая престижность (особенно отдельных каналов и рубрик), географическая и экономическая селективность Недостатки: высокие финансовые затраты на производство продукта, короткая жизнь отдельных передач, негарантированность размера аудитории, ограниченность возможности купить самое популярное время.
Технический прогресс - источник экономического воздействия на печатные и электронные СМИ. Возможность выбора телепрограмм, особенно кабельных. Расширение телерынка. Использование Интернет-сети в распространении социально-культурной информации. Преимущества этого источника: ориентированность на определенные уровни пользователей и известность в мировых компьютерных кругах.