ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ БЛОК. Проблемы комплексного сопровождения детей и подростков с особыми образовательными потребностями в системе инклюзивного и специального образования.
Практическое занятие №1
Тема: Современные проблемы комплексного сопровождения детей и подростков с особыми образовательными потребностями
Задания для самостоятельной работы обязательной формы (1-3 б):
1. Составьте глоссарий понятий: «сопровождение», «комплексное сопровождение лиц с ОВЗ», «лицо с ограниченными возможностями здоровья», ««дети с особыми образовательными потребностями», коррекция, специальное образование, коррекция, компенсация, интеграция (инклюзия), социализация, адаптация лиц с ОВЗ. Выполняется в письменном или электронном виде. Ссылка и указание источника обязательно.
3. Изучите статью 79 «Организация получения образования обучающимися с ОВЗ «Закона об образовании РФ» http://zakon-ob-obrazovanii.ru/79.html.
3. Изучите материал статей и пособий и учебника для их обсуждения в процессе аудиторной работы.
Задания для самостоятельной работы (на выбор студента) (1-3б):
1. Выполните конспект статей:
Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии//Дефектология. 1997. №1.
Линьков В.В. Особенности социально-философского подхода к проблеме взаимоотношений государства и специального образования//Дефектология. 1999. №2.
2. Творческое задание. Напишите эссе на тему: «Роль учителя истории в системе современного инклюзивного образования». Объём 1 страница печатного текста.
Аудиторная работа (1-3б.). Вопросы для обсуждения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК. Глоссарий по изучаемой теме. Раскройте содержание понятий: сопровождение», «комплексное сопровождение лиц с ОВЗ», «лицо с ограниченными возможностями здоровья», ««дети с особыми образовательными потребностями», коррекция, специальное образование, коррекция, компенсация, интеграция (инклюзия), социализация, адаптация лиц с ОВЗ.
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ БЛОК. Проблемы комплексного сопровождения детей и подростков с особыми образовательными потребностями в системе инклюзивного и специального образования.
1) Научные основы комплексного сопровождения детей и подростков с ОВЗ. Определение и задачи специальной педагогики и психологии. Клинические, психологические, лингвистические и психолингвистические основы специального образования: (Специальная педагогика /Под ред Н.М. Назаровой. М.: Академия, 2001. С. 58-86.)
2) Правовые основы комплексного сопровождения детей и подростков с особыми образовательными потребностями в системе инклюзивного образования. (Статья 79 «Организация получения образования обучающимися с ОВЗ «Закона об образовании РФ»; Малофеев Н.Н. Проблемы инклюзивного образования и защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] URL:
//http://www.hse.ru/data/2011/04/18/1211047007/ВШЭ 04.2011 Инклюзия.docx)
3) Психологическая готовность современного учителя и его место в системе инклюзивного образования (Алехина С.В. Профессионализм учителя в системе инклюзивного образования// Модель системы комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения и воспитания детей–инвалидов и детей с ОВЗ. –Киров: ООО «Типография Старая Вятка», 2014. – С 12-19.
3.РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК. Выскажите свое понимание проблемы занятия. Сделайте выводы о том, что вы уже знали, не знали и хотите узнать.
Литература для подготовки:
Основная:
1.Специальная педагогика /Под ред. Н.М. Назаровой. М.: Академия, 2014.
Дополнительная:
2. Включающее образование: Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегрированном классе: Пер. с англ. Н. Грозной, М. Шихиревой. М.; Прометей, 2005. 88 с.
3. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: опыт России: Аналитический обзор /Под ред. Г.А. Бордовского. СПб., 2007. 83 с.
4. . Инклюзивное образование: Проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Мат-лы международной конференции. 19-20 июня 2008 г. СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2008. 215 с.
5. Фуряева Т.В. Педагогика интеграции детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации //Педагогика интеграции: основания, ресурсы и практики: Мат-лы I Всероссийской конференции (Красноярск, 15-16.10.2008) /Отв. за выпуск А.В. Чистохина. Красноярск:ИПК СФУ, 2008. С. 4-17.
6. Инклюзивное образование. М.: Центр «Школьная книга», 2010. Вып. 1-5.
7. Соломин В.П., Бойков Д.И. Кантор В.З. Инклюзивное образование детей с нарушениями развития: от новой философии образовательной политики к модернизации образовательной практики // Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: европейский опыт - российские тенденции: сб. материалов итоговой Междунар. науч.-практ. конф. в рамках проекта Европ. комис. Темпус «Лица с комплексными нарушениями и инклюзивное образование». СПб. : Изд-во РГПУ, 2010. С.5.
ЭОР:
1. О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями). Письмо Министерства образования РФ от 16.04.2001 № 29/1524-6 URL: http://www.lawmix.ru/pprf/59966
2. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях. Письмо Министерства образования РФ от 16.01.2002 № 03-51-5 ин/23-03. URL:
http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_34193.html
3. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Письмо Министерства образования и науки РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г. URL: http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/4753/
4.Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения [Электронный ресурс] URL: http://www.mgpu.ru/article.php?article=129
5.Малофеев Н.Н. Проблемы инклюзивного образования и защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] URL:
//http://www.hse.ru/data/2011/04/18/1211047007/ВШЭ 04.2011 Инклюзия.docx
6. Малофеев Н.Н. Похвальное слово инклюзии URL://http://almanah.ikprao.ru/aktualnyjnomer/almanah-15-28/pohvalnoe-slovo-inkljuzii?action=rsrtme&all_parts=1&catid=28