К формирующему оцениванию относятся ретроспективное и прогностическое оценивание.
Семинар-практикум
«Диагностические карты ретроспективного и прогностического критериального оценивания» (ФГОС ООО п.18.1.3. )
J Цель:
1) научиться составлять диагностические карты ретроспективного и прогностического критериального оценивания.
Уважаемые коллеги!
Просим в начале нашего семинара заполнить таблицу,
поставив в соответствующей ячейке таблицы галочку.
Насколько уверенно вы чувствуете себя в следующих ситуациях? | Очень уверенно | Уверенно | Неуверенно |
1. Я могу перечислить основные принципы формирующего оценивания | |||
2. Я знаю порядок совместной (учитель – учащиеся) разработки критериев | |||
3. Я могу составить диагностическую карту прогностического и ретроспективного оценивания |
Нарисуйте, пожалуйста, дом в этом прямоугольнике:
NПрочитайте.Крите́рий – основание принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям.
Предложите критерии для оценки своего рисунка___________________________________________
________________________
.
& Прочитайтео двух подходах к использованию оценивания
Формирующее оценивание formativ | Итоговое оценивание summativ |
· процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии. | · проводится в момент, когда надо подвести итог и зафиксировать достижения…(Harlen, 1999) |
Мозговой штурм. Вставьте подходящие прилагательные в известное высказывание:
«Когда суп пробует повар — это ________________ оценивание; когда суп пробуют гости — это ___________ оценивание», - Боб Стэйк (Bob Stake)
NПрочитайте. Основные принципы формирующего оценивания по М.А. Пинской
1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.
2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Или «Принципы формирующего оценивания»
- разработка критериев оценивания на основе поставленных учебных целей;
- отсутствие открытого сравнения результатов разных учащихся;
- участие самих учащихся в оценивании;
- процессный характер оценивания: оцениваются не только продукты учебной деятельности, но и процесс обучения;
- использование электронных инструментов для оценивания;
- документирование достижений учащихся.
Мозговой штурм: «Какие основные принципы формирующего оценивания были нарушены на этапе вхождения в тему?»
К формирующему оцениванию относятся ретроспективное и прогностическое оценивание.
Прочитайте в группе. Установите соответствие между столбцами:
1.Ретроспективная самооценка | А) ученик оценивает свою работу свои возможности справиться с предстоящей работой |
2.Прогностическая самооценка | Б) ученик оценивает свою работу после того, как учитель ее проверил |
В) ученик оценивает свою работу после ее выполнения, до учительской проверки. |
Для процедуры формирующего оценивания желательно, чтобы критерии вырабатывались совместно с обучающимися.
Обсудив в группе, распределите процедуры совместной разработки критериев в порядке выполнения:
1. В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии.
2. Попросите каждого учащегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.
3. Расположите критерии по степени важности
4. Запишите на доске критерии, предложенные учащимися.
5. Подведите учащихся к формулировке цели и задач урока перед началом изучения темы.
6. Убедитесь, что все учащиеся поняли предложенные критерии.
7. Если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия или произведите его градацию (разбивку на уровни выполнения задания).
Результат: снижение школьной тревожности ученика
Мозговой штурм. Если критерии вырабатываются совместно, то, как быть со списком обязательных результатов обучения (из ООП ООО)?