Из программы «Режиссура и мастерство актера» ЧЕТВЕРТЫЙ КУРС

IV курс ставит задачей подведение итогов совместного обучения ^ктерско-режиссерской мастерской. Целью IV курса по режиссуре яв-'ляется реализация режиссерского замысла на материале выпускаемых курсом дипломных спектаклей, поставленных педагогами или студен­тами режиссерской группы, проявившими в процессе обучения склон­ности к педагогической деятельности. Студенты-режиссеры также ра­ботают ассистентами у постановщиков-педагогов.

Основной задачей по курсу актерского мастерства является про­блема актерского перевоплощения.

Режиссура

Студенты режиссерской группы должны освоить учение Вл. И. Немировича-Данченко о тройственном восприятии спектакля: социальном, жизненном и театральном: «Создатель спектакля должен быть сам по себе, если так можно выразиться, социально-воспитанным человеком, независимо от того материала, с которым ему приходится иметь дело. Когда он начинает работу, он, как художник и как граж­данин и как просто член человеческого семейства, должен обладать чуткостью в вопросах этики, идейности, политической устремленности, гражданственности, что и составляет сущность социальности».

Целеустремленность, глубокая разработка психофизического са­мочувствия роли, мужественная простота и борьба с сентименталь­ностью — основа подлинной жизни на сцене. Яркая, увлекательная форма, рожденная образным восприятием драматургического материа­ла и авторской индивидуальности. — основа подлинной театральности.

Студент-режиссер встречается с необходимостью решать компо­зицию спектакля, где в конкретизации замысла принимают участие художник и композитор, которые, являясь соавторами спектакля, на­ходят свои выразительные средства, способствующие раскрытию жан­ровой природы спектакля, своеобразия авторского стиля, или, как го­ворил Вл. И. Немирович-Данченко, — «лица автора».

Особое внимание обращено на подготовительную работу вокруг спектакля: сбор необходимых материалов, изучение эпохи, быта и т. д., с привлечением специалистов-историков, литературоведов или участников реальных событий. Все это помогает формированию, раз­витию личностей создателей спектакля.

Ряд студентов-режиссеров, не занятых в подготовке дипломных спектаклей курса, направляется на преддипломную практику в про­фессиональные театры, в которых работают в качестве ассистентов, сорежиссеров или постановщиков спектаклей.

На IV курсе режиссерская группа знакомится с принципами орга­низационно-производственной работы в театре: составление планов выпуска спектакля, репетиционного расписания, взаимодействие с тех­ническими цехами и администрацией, проведение спектаклей текущего репертуара.

Педагоги курса проводят беседы по этическим основам деятель­ности режиссера.

Мастерство актера

Дипломные спектакли показываются в Учебном театре сперва для кафедры и руководства учебного заведения, затем на зрителе. и; При составлении репертуара руководство курса должно использо­вать разнообразие жанров, ставящих перед актерами необходимость перевоплощения, овладения характерностью, пластической выразите­льностью, сценической речью.

Систематический показ спектаклей под наблюдением педагогов дает возможность молодым актерам понять, как происходит творче­ский рост роли при встрече со зрителями.

Дипломный спектакль принимается Государственной экзаменаци­онной комиссией. На этом заканчивается обучение студентов актер­ской группы.

ПЯТЫЙ КУРС

V курс обучения режиссерской группы предназначен доя осущест­вления преддипломных и дипломных спектаклей. Учебнм программа V курса включает три основных раздела: .^г,; г *» ■ ,6т

Выбор пьесы и разработка режиссерской экспликации. В основе работы лежит анализ драматургического произведения, его жанровое определение, образное видение будущего спектакля. Экспликации обсуждаются на общих занятиях курса.

Реализация замысла — постановка спектакля в театре.

Повторение теоретических положений курса режиссуры на качественно иной основе практической деятельности в театре.

Экзаменом по режиссуре является дипломный спектакль студента, поставленный в профессиональном театре. Студент-дипломник сдаст перед защитой художественному руководителю курса и декану факуль­тета режиссерскую экспликацию и необходимую документацию: афи­шу, программу, протокол заседания художественною совета с обсуж­дением спектакля и решением о его приеме, изобразительный матери­ал — фотографии, макет или эскизы оформления костюмов, видеоза­пись, критические отзывы в прессе.

Защита дипломного спектакля происходит перед Государственной экзаменационной комиссией и является итогом пятилетнего процесса обучения по режиссуре и мастерству актера.

Наши рекомендации