Средства и методы развития волевых качеств
Воспитание смелости. Смелость выражается в способности человека преодолевать чувство страха, которое возникает в результате оценки опасности, грозящей его жизни, здоровью или престижу.
Основные методические приемы воспитания смелости:
‑ постепенное приближение к порогу смелости (пределу); изменение оценки опасности (преимущественно снижение оценки);
‑ снижение уровня неизвестности (страх перед поединком с неизвестным противником);
‑ приобретение опыта действий в стрессовых ситуациях различного характера.
Примерные упражнения для развития специальной смелости:
1. Поединки с соперниками, превосходящими по уровню подготовленности либо имеющими превосходство по отдельным параметрам (вес, рост,
возраст и т. д.).
2. Для формирования уверенности в своих силах ‑ постановка спортсмену, имеющему более слабую подготовленность, чем его партнер, посильных задач в поединке (не проиграть чисто в течение определенного времени, повысить эффективность отдельных действий и т. д.).
3. Проведение тренировочных поединков на фоне усталости или с несколькими меняющимися по очереди соперниками.
Воспитание выдержки. Под выдержкой понимают способность человека противостоять воздействию чувств и эмоций, проявлять стойкость, не менять целевой установки, определяющей направленность деятельности.
Выдержка воспитывется системой упражнений, которые дозируются с учетом возраста, подготовленности и индивидуальных особенностей занимающихся.
Основные методические приемы воспитания выдержки:
‑ упражнения должны быть посильными, т. е. спортсмен должен сдерживать чувства в пределах своих возможностей (этот предел устанавливают, измеряя время, в течение которого он может сдерживать чувство определенной интенсивности);
‑ устанавливая дозировку упражнений, следует учитывать пределы возможностей человеческого организма; для развития выдержки следует по возможности шире использовать упражнения, имеющие сопряженное воздействие (т. е. одновременно развивающие, например, физические и волевые качества);
‑ следует учитывать, что время нарастания интенсивности чувств, связанных с различными потребностями, неодинаково (например, при задержке дыхания чувство удушья достигает максимума через несколько десятков секунд, а чувство голода ‑ через несколько часов, дней);
‑ высокая интенсивность чувства долга, часто выражающаяся в концентрации на деятельности по достижению поставленной цели, создает в коре головного мозга доминанту, которая снимает необходимость концентрировать внимание на борьбе мотивов. В то же время малая интенсивность чувства долга и бездеятельность не способствуют достижению высоких показателей выдержки.
Примерные упражнения для воспитания выдержки:
1. Учебные задания, при выполнении которых необходимо преодоление чувства усталости.
2. Преодоление чувства боли при выполнении предельных по нагрузке учебно-тренировочных заданий.
3. Подавление чувства жажды и голода при сгонке веса.
4. Задания, направленные на преодоление чувств, связанных с социальными потребностями: возмущение, осуждение, гордость, обида, радость, огорчение, жалость, зависть, жадность, ревность, влечение, тревожные чувства, ярость, паника, обреченность и др.
5. Задания, направленные на подавление чувств и эмоций, связанных с идеальными потребностями (подавление интересов, отвлекающих от решения поставленной задачи; сдерживание игрового азарта; преодоление собственного упрямства; сдерживание негативных эмоций и др.).
Воспитание настойчивости. Под настойчивостью понимают способность человека добиваться достижения поставленной цели, несмотря на возможные препятствия и неудачи.
Общая настойчивость развивается постановкой задач, которые не могут быть решены с первой попытки, а требуют для достижения успеха достаточно большого количества повторений.
Упражнения для воспитания общей настойчивости:
1. Сложные по координации упражнения и приемы.
2. Силовые упражнения с околопредельными весами (для взрослых спортсменов).
3. Поединки с задачей по выполнению определенного тактического или технического действия, выполнение которого по каким-то причинам затруднено.
4. Участие в соревнованиях после неудачного выступления в предшествующих (проведение поединков после проигранных).
Воспитание решительности. Под решительностью понимается способность человека принимать решения и быстро, без колебаний, исполнять их.
Решительность зависит от двух факторов: принятия решения и его исполнения. Принятие решения складывается из оценки ситуации и разработки плана действий.
Общая решительность совершенствуется в процессе решения различных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности человека (в процессе учебы, работы и т. д.).
Специальная решительность выражается в том, что спортсмен не должен испытывать затруднений в принятии и исполнении решений, возникающих в сложной соревновательной обстановке.
Задания, направленные на развитие специальной решительности:
1. Учебно-тренировочные поединки с искусственно созданными ситуациями, в которых спортсмен должен принимать определенные решения (выбор тактики или отдельных приемов, позволяющих решить поставленную задачу, выполнение установок тренера или действия по альтернативному плану, проведение поединков с форой сопернику и ограничением времени боя и т. д.).
Инициативность. Под инициативностью понимают способность к созданию внутреннего побуждения к активным действиям или для новых форм деятельности.
Инициативность спортсмена зависит от накопленного им запаса знаний, умений и навыков, их разнообразия, а также способности творчески мыслить. Специальная инициативность характеризуется действиями спортсмена при ведении поединка.
Примерные задания для совершенствования специальной инициативности:
1. Создание в учебно-тренировочных поединках ситуаций, вынуждающих спортсмена находить новые необычные решения (выбор приемов, тактические действия).
2. Условные поединки, в которых ставится задача выполнить атаку или защиту возможно большим количеством способов.
3. Тренировочные поединки, в которых ставится задача обеспечить определенный норматив вариативности действий.
4. Идеомоторная тренировка. Мысленное продумывание вариантов поединков с различными соперниками.
5. Игровые поединки, в которых необходимо «поймать» спарринг-партнера, выполнить какой-либо необычный прием и т. п.
6. Показательные поединки на спортивно-массовых мероприятиях (акцент на демонстрации зрелищных приемов).
7. Тренировочные поединки с постоянно меняющимися партнерами, с каждым из которых необходимо применять новые нестандартные действия.
8. Самостоятельное (без опеки тренера) участие в соревнованиях.