По изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов
Малое количество лекционных занятий ставят большие проблемы перед студентами, желающими основательно изучить одну из основных юридических дисциплин. Поэтому студенту приходится уделять больше внимания на самостоятельные занятия. На некоторые их особенности следует обратить внимание.
Прежде всего, студенту следует чаще консультироваться с преподавателями по уголовному процессу. Это нужно и для того, чтобы сформировать общее видение данной дисциплины (иначе значения могут быть нестройными, фрагментарными), и для уяснения конкретных, частных вопросов (в противном случае знания могут оказаться поверхностными)
Во-вторых, начинать усвоение того или иного вопроса нужно с определения его места в системе учебной дисциплины. Этому может помочь постоянная сверка с тематическим планом изучения курса, программой курса и, наконец, уголовно-процессуальным кодексом. Только таким образом можно определить последовательность изучения, систематизировать свои знания. Системный подход полезен не только для ближайшей цели – сдачи экзаменов, но и позволит легче адаптироваться даже к радикально измененному законодательству.
В-третьих, при самостоятельном изучении темы нельзя ограничиваться только одним учебником или конспектом лекции. В них излагается точка зрения автора, которая может оказаться спорной. Поэтому знание других точек зрения на проблему обязательно. При этом рекомендуется отработать свою точку зрения по решаемому вопросу.
Работая с учебником, учебными пособиями, монографической литературой, как минимум, нужно изучить раздел, соответствующий изучаемой проблеме. Иначе есть опасность «потеряться» в материале.
В-четвертых, для выработки своей позиции студент должен уметь работать с законом: знать иерархию источников права, использовать рекомендации теории права при конкуренции нормативных актов, уметь пользоваться методами грамматического, логического, исторического толкования нормы, уметь делать сравнительный анализ норм не только отечественного, но и зарубежного законодательства.
В-пятых, для лучшего усвоения материала студент должен привыкнуть работать с карандашом в руке. Рекомендуется оставлять простейшие графические схемы, наглядно объясняющие сложный материал. Кроме того, для уяснения мысли законодателя или автора литературного источника, нужно выписать (выделять в тексте) ключевые моменты, на которых строится тезис (найти главное предложение) или предложение (в нем надо найти главное слово).
И, наконец, известную долю помощи в усвоении материала может оказать решение задач по соответствующим темам из различных задачников. В частности см.: Кобликов А.С. Задачник по уголовному процессу: Учебное пособие. – М.: Юрист, 1995. Кроме того, можно использовать «Практикум по уголовному процессу». Уч.пособие для студентов юридических вузов и факультетов. – М.: Изд-во БЕК,1995 г.
Выполнение перечисленных методических рекомендаций может облегчить задачу усвоения любого материала.