Педагогические идеи Герберта о нравственном воспитании, как о главном направлении педагогической деятельности
Немецкий философ, педагог, психолог, математик Иоганн Фридрих Гербарт(1776-1841) стал первым мыслителем, представившим педагогику как самостоятельную науку. Закончив университет, Гербарт читал лекции по философии и получил звание профессора. Его основные педагогические труды: "Первые лекции по педагогике" (1835), "Общая педагогика" (1806). Воспитание нравственности является системообразующим элементом всей педагогической системы Гербарта и его представлений о гармоническом развитии сил и способностей личности.
· По Гербарту, цель воспитания может быть обозначена лишь одним словом - "добродетель". Педагог сформулировал пять этических идей, которые являются основой всеобщей морали:
идея внутренней свободы, делающая человека цельным;
идея совершенства, совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая "внутреннюю гармонию";
идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей;
идея права, применяемая в случае конфликта двух или нескольких воль;
идея справедливости, служащая руководящим началом при суждении о награде тому, кто оказывает услуги обществу, или о наказании того, кто нарушает его законы.
· Важную роль в нравственном воспитании Гербарт отводил религии, которая должна внушать человеку чувство зависимости от "высших сил".
· Основой воспитания И.Ф. Гербарт считал нравственное развитие и становление воли и характера воспитанника. В нравственном развитии ребенка педагог выделял четыре ступени.
Первая ступень - "память воли", на которой вырабатывается твердый характер по отношению к внешним условиям;
вторая ступень - "выбор", когда личность учится осознавать положительные и отрицательные стороны того, к чему она стремится;
третья ступень - "принцип", здесь происходит выработка самосознания, определение принципов, лежащих в основе мотивов поведения;
четвертая ступень - "борьба", на этой ступени "выстраивается" нравственное сознание.
В результате нравственное развитие должно привести к свободе и создать гармонию между волей и интересами воспитанников.
К нравственному воспитанию в теории И.Ф. Гербарта тесно примыкает управление, задача которого состоит в выработке внешней дисциплины и приучении детей к порядку.
· Основными средствами управления педагог называл надзор, приказание, запрещение, наказания, вплоть до телесных, а также умение занять ребенка.
· Вспомогательную роль в управлении он отводил авторитету и любви воспитателя, причем авторитет должен принадлежать отцу, а любовь - матери.
· Ключевым понятием в педагогической концепции И.Ф. Гербарта было воспитывающее обучение, направленное на развитие многостороннего интереса. Педагог был убежден, что постоянно возбуждаемый и поддерживаемый "энергичным преподаванием" многосторонний интерес создает перспективу для всестороннего развития личности.
· Излагая мысли о воспитывающем обучении, Гербарт старался отграничить логику воспитания и логику обучения. Это не единый процесс: специфические по своим функциям, обучение и воспитание взаимосвязаны и диалектически взаимодействуют между собой. Обучение лишь тогда будет иметь воспитывающий характер, когда опирается на интерес ученика.
· возможная классификация интереса в его взаимодействии с познавательной деятельностью. Гербарт выделил шесть видов интереса:
эмпирический - к окружающему миру;
спекулятивный (умозрительный) - к причинам вещей и явлений;
эстетический - к прекрасному;
симпатический - к близким людям;
социальный - ко всем людям; религиозный.
· Основой интереса он считал внимание и выдвинул поэтому в качестве важнейших дидактических задач возбуждение и поддержание апперцептивного внимания и развитие произвольного внимания.
· По мнению И.Ф. Гербарта, обучение становится развивающим, когда оно организовано особым образом.
· Педагог выделял несколько ступеней обучения:
Ясность(первоначальное ознакомление учащегося с новым материалом, основанным на широком использовании средств наглядности);
Ассоциация(установление связи новых представлений со старыми в процессе свободной беседы);
Система(связь между изложением нового материала с выделением главных положений, выводом правил и формулированием законов);
Метод(у учащихся в процессе выполнения упражнений с использованием новых знаний вырабатывается навык применения их на практике) которые должны строго следовать друг за другом. Эти ступени составляют четырехкомпонентную структуру традиционного урока.
· основные формы преподавания И.Ф. Гербарт выделял описательное, аналитическое и синтетическое.
· Педагог считал, что развитию мышления учащихся способствуют такие предметы, как древние языки и математика, которые, по его убеждению, лучше всего дисциплинируют ум.
· Гербарт считал, что ребенок в своем развитии повторяет путь, пройденный человечеством, отсюда он сделал вывод, что ребенку ближе и понятнее жизнь древних народов, чем современников. В связи с этим педагог настаивал на необходимости до 14 лет обучать детей в основном языку, литературе и истории античного мира, а также математике и географии.