Специальные игры и занятия, направленные на развитие речи

Преимущество специальных игр и занятий заключается в том, что при этом целенаправленно создаются условия для развития у детей разных сторон речи.

К специальным играм и занятиям этого рода относятся:

• разнообразные игры (игры-потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки, звукоподражательные игры, и др.);

• чтение и рассказывание сказок, стихов, историй, побуждение детей пересказывать услышанное;

• рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы;

I

204 III. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

• демонстрация диафильмов;

• игры-занятия с предметными и сюжетными картинками;

• разгадывание простых загадок с опорой и без опоры на наглядность;

• игры, направленные на развитие мелкой моторики.
Для развития речи можно использовать любые игры.
Так, игры-потешки («Ладушки», «Сорока-ворона», «По

кочкам»), хороводные игры («Каравай», «Раздувайся пузырь») полезны тем, что слушание речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и движения ребенка. Они включают повторы слов с четкой концовкой («топ-топ», «да-да» и т.п.) и действий. Важно и то, что в ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт с ребенком; это облегчает малышу понимание и подражание речи.

В звукоподражательных играх развиваются фонематический слух, четкость произношения, интонационная сторона речи.

Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи. В ходе этих игр создаются условия для развития планирующей и регулирующей функций речи.

В отличие от обычных жизненных ситуаций в специальных «речевых» играх и занятиях взрослые могут намеренно создавать некоторые затруднения для ребенка, что требует от него особой мобилизации внимания. Так, можно создать условия, в которых дети должны будут различить близкие по смыслу обращения взрослого, предполагающие, тем не менее, выполнение разных действий. Например, играя с малышом в мяч, воспитатель предлагает: «Положи мячик в корзинку. А теперь брось мячик в корзинку». Или, играя в прятки с куклой и собачкой, предлагает спрятать игрушку за стул, под стул и т.п.

Чрезвычайно полезным для развития речи является совместное со взрослым чтение детских книг, рассматривание картинок и ярких красочных иллюстраций. Взрослый читает детям, показывает иллюстрации, задает им вопросы, при затруднениях сам называет предметы, персонажей, их действия, стимулирует малышей к повторению речевых образцов. Рассматривание картинок может быть и иным: взрослый называет предметы и персонажей и просит ребенка

\

5. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 205
----------------------------- 1----------------------------------------------------

их показать. Эти занятия следует проводить индивидуально или с небольшой группой, чтобы каждый мог участвовать в

разговоре.

Просмотр диафильмов способствует развитию умения слушать речь взрослого, который сопровождает увиденное рассказом, останавливаясь подробно на каждом кадре. Лучше всего показывать сказки, содержащие повторы одних и тех же слов, на фоне которых вводятся новые слова («Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка-ряба»). Это способствует овладению ребенком новыми словами и закреплению уже известных ему слов.

Особое место в работе по развитию речи у детей занимают занятия и игры с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, дети узнают персонажей, изображенных на картинке, охотно называют их, вспоминают то, что* знали раньше. Привлекательность таких занятий связана с их наглядностью, сочетающейся со словом. Каждая картинка изображает реальные предметы и явления, имеющие определенные словесные обозначения — названия. Рассматривая изображения, узнавая в них знакомые предметы и называя их, дети называют и то, что не дано им в непосредственном восприятии сейчас, но хранится в их памяти. Это свойство картинок особенно важно для развития речи ребенка раннего возраста. Оно способствует постепенному освобождению слова от привязанности к конкретному объекту. Рассматривание картинок, называние не только того, что на них изображено, но и того, что отсутствует, становится ступенькой к возникновению и постепенному развитию у детей способности оперировать словесным материалом без опоры на наглядность: слушать рассказываемые взрослым сказки, рассказы, а позже и самим их пересказывать.

Работа с картинками должна строиться по принципу от простого к сложному. Сначала следует предлагать изображение отдельных предметов, простых по форме, без лишних деталей, изображение лиц, предметов, наиболее часто встречающихся в повседневной жизни, с которыми они действуют в разных условиях (чашка, кроватка, туфельки, кошка, машинка). Затем предлагаемые изображения можно усложнять, вводя дополнительные детали.

В педагогическом процессе можно использовать разнообразные тематические наборы картинок (посуда, одежда,

J

206 HI- Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

\

ф ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 207



овощи, животные и т.п.); сюжетные картинки с изображением действий («кошка пьет молоко», «дети катаются на санках», «девочка одевается» и др.) и их последовательности (например, иллюстрации к сказкам).

В играх с картинками дети могут не только называть изображенные на них предметы и действия, но и подбирать их по словесной инструкции, развернуто отвечать на вопросы. К играм с картинками относятся также различного рода лото, домино, простые сюжетные игры с использованием картинок-заменителей реальных предметов (игры в «магазин», в «зоопарк», в «кормление», «лечение» куклы и др.).

Игры с картинками способствуют расширению словарного запаса, формированию обобщенного значения слов, развитию грамматического строя речи, стимулирует активное использование речи, формирование способности оперировать образами, вызванными словом.

Для развития умения слушать и понимать содержание чисто словесного текста, а также способности (у более старших детей) пересказывать текст, можно использовать рассказы без сопровождения картинками и иллюстрациями. Это открывает для ребенка возможность выхода за рамки наглядной ситуации, способствует формированию вербального общения и мышления.

Умение слушать рассказы и пересказывать их формируется постепенно и связано с определенными требованиями к рассказу. Он должен быть понятным по содержанию, но не слишком легким. В нем должно быть что-то новое, чем малыш еще не пользуется в речи (например, союзы «потому», «поэтому»). Взрослый задает ребенку наводящие вопросы, помогающие воспроизвести в памяти содержание услышанного и пересказать его. Например: «Как звали мальчика? Почему он плакал? Куда он пошел? Что он сделал?» Подобные вопросы побуждают малыша использовать в речи различные грамматические формы.

Очень полезно для речевого развития детей отгадывание и совместное придумывание загадок. В таких играх дети учатся узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов. Например, можно разложить на столике несколько игрушек (или предметных картинок) и предложить ребенку найти одну из них по словесному описанию. Более старшие дети могут

отгадывать простые [загадки и без опоры на зрительное
восприятие. 1

Особое место в играх с детьми, направленных на развитие речи, занимают игры на развитие мелкой моторики, они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью. Упражнение для кистей и пальцев рук способствует развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центра мозга, ведающего, в том числе и развитием мелкой моторики.

Итоги

Для развития у детей предметной деятельности педагоги создают соответствующую развивающую среду. В группе должны находиться разнообразные бытовые предметы, игрушки, имитирующие их и игрушки, специально предназначенные для развития разнообразных предметных действий. Богатая и разнообразная предметная среда стимулирует малыша к различным движениям и действиям, способствует обогащению чувственного опыта ребенка, развитию мышления. Необходимо предусмотреть, чтобы в группе было достаточное количество и многообразие игрушек, обеспечивающих детям свободный выбор занятий в соответствии с интересами и предпочтениями каждого ребенка. Воспитатели должны организовывать совместную деятельность с ребенком, создавать условия для самостоятельной деятельности с

предметами.

Для развития познавательной активности педагоги способствуют обогащению детей новыми впечатлениями, знакомят с явлениями окружающего мира, организуют детское экспериментирование; вместе с детьми наблюдают за различными явлениями природы, жизнью животных и растений, деятельностью людей; беседуют с ними, читают книги, рассматривают иллюстрации на познавательные темы. В процессе экспериментирования с различными материалами, предметами, незнакомыми объектами ребенок получает новую информацию, устанавливает связи между явлениями окружающего мира:

Педагоги создают условия для развития у детей речи как в повседневной жизни, так и в процессе специальных игр и

208 "I- Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

I

6. Художественно-эстетическое 209

_____________________ развитие ребенка________



занятий. Работа педагогов должна быйъ нацелена на развитие у детей понимания речи, развитие активной речи, формирование фонематического слуха, развитие речи как средства управления своим поведением. (Ь этой целью педагоги вступают с детьми в эмоциональное # деловое общение в течение дня; организуют разнообразные игры (в том числе игры-потешки, игры-занятия с предметными и сюжетными картинками, игры, направленные на развитие мелкой моторики) читают и рассказывают сказки, стихи, истории; рассматривают и обсуждают иллюстрации к произведениям детской литературы.

Вопросы и задания

1. Перечислите основные направления педагогической работы в сфере познавательно-речевого развития ребенка раннего возраста.

2. Что такое автодидактические игрушки и какова их роль в развитии предметной деятельности ребенка?

3. Опишите педагогические приемы, способствующие развитию познавательной активности ребенка.

4. Перечислите психолого-педагогические условия, необходимые для развития речи у детей раннего возраста.

5. Охарактеризуйте методические приемы, направленные на развитие разных сторон речи ребенка.

Наши рекомендации