Основные принципы изучения индивидуальных особенностей
Изучение личности ребенка через его деятельность —одиниз'важнейших принципов, которому должен следовать учитель. Многие особенности личности вскрываются непосредственнонауроке, другие—в работе дома.
Уже в том, как учащиеся выполняют домашние задания, выявляются их индивидуальные особенности Вот, например, как готовят уроки две ученицы:
Вера К. быстро приготовила учебник, тетрадь Занимается сосредоточенно, с увлечением Вопросов сестренки из другой комнаты не слышит или делает вид, что не слышит. Работала, не сходя с места, до тех пор, пока не приготовила всего урока. Закончив занятие, аккуратно сложила книгу, тетрадь и сказа та сестренке «Теперь пойдем погуляем-».
Евгения Г, взяв учебник, тут же обратилась к брату: «Может быть, ты мне расскажешь'» Получив отказ, начала читагь, но часто прерывала чтение словачи- «Ну ладно, это просто» Минут через 20 сказала: «Теперь можно сделать перерыв».
^st"»^. „ „
Другой принцип -(^изучение положения школьника в коллективе." Индивидуальные {Особенности ученика можно выяснить через выявление отношения коллектива к ученику и ученика к коллективу. При этом определяется, как относится ученик к коллективу класса в целом (его успехам и неудачам) ^.чувствует ли ответственность за класс, за порученное дело; с кем дружит, каковы мотивы создания тех малых коллективов, членом которых он является; как относится коллектив к данному ученику.
Н.е мерее важным принципом является^уз^чение личности, в '{тзвцтии^К. Д. Ушинский требовал от учителя знания и с тории" характера ученика. Часто «разгадка» личности ребенка содержится в условиях семейного воспитания. При этом необходимо выяснить: '
1. Общие данные о домашних условиях (состав семьи, за-нятия~родителей, наличие условий для занятий ученика дома, краткие биографические сведения об ученике, перенесенные болезни, переезды семьи, переход из школы в школу и т. д).
2. Кто принимает наиболее активное участие в его воспитании? В чем состоит воспитание в семье? Есть ли система в воспитании, авторитетны ли для ребенка те люди, которые его воспитывают,'существуют ли единые требования, правильно ли
применяются поощрения и наказания? В какой мере ребенок предоставлен самому себе? Отношение к, ребенку в семье.
3. Отношение ребенка к1 родителям "(проявление уважения, ^заботы "и" т. д.). Отношение к старшим и младшим братьям и сестрам. Отношение 'к другим членам семьи, соседям.
4. Участие ребенка в домашнем труде. Есть ли у него определенные трудовые обязанности, какие именно? Как он их вы-^полняет? Напоминают ли ему о них? Отношение ребенка к вещам.
5. Ребенок садится за уроки: самостоятельно или по требо-JBaiiiiio взрослых? Справляегся сам или нуждается в помощи? Сколько затрачивает времени^ Работает сосредоточенно или отвлекается? Контролируют ли его родители при подготовке уроков: следят за тем, чтобы ученик регулярно в определенное время готовил уроки, чтобы не откладывал приготовление на ночное время и т. д.?
6 Как ребенок проводит свободное от \чебных занятии время? Занимается ли спортом, посещает технические кружки, музеи, театры, кнно^ Есть ли у него какое-либо увлечение (техника, шахматы, футбол и т. д ) ? Когда и при каких условиях рпо возникло? Любит ли ребенок"читать и что главным обра-зом читает? Бывают у ребенка дома школьные товарищи, ходит ли_'он~к ним, чем они заняты при встрече? С кем дружит учеников чем выражается его дружба?
7. Как проявляется отношение ребенка к школе? Любит ли он школу, в чем это проявляется? Как реагирует ученик на полученные отметки, как относится к учителю, отдельным предметам, как оцениваёт"своих товарищей?
Психолого-педагогическая характеристика и индивидуальный подход. Только в результате тщательного изучения особен-HocTd'i развития и воспитания дома учитель может составить ' психолого-педагогическую характеристику. Познакомимся с примерной характеристикой, в которой не только отмечены индивидуальные особенности ученика, но "ц сделана попытка вскрыть причины этих особенностей.
Лепя В., ученик III класса Мальчик высокогр роста, стронныи Движения резкие. На уроке сидит очень беспокойно, постоянно оглядывается по сторонам. Разговаривает с соседом по парте, выкрикивает с места На перемене бегает и дерется с другими ребятами. Обычно первый лезет в драку, но сам же часто плачет. Однако необидчив, быстро забывает ссору и может вновь играть с тем, кто его обидел. Все это говорит о некоторых чертах сангвинического темперамента.
Учится посредственно. Полученные двойки ' не вызывают длительно;! печали. Уроки учит небрежно, перескакивая с одного предмета на др^гои. Торопится быстрее покончить с приготовлением уроков, чтобы бежать на улицу Очень рассеянный, пропускает буквы в словах, вместо однои цифры пишет др)г\ю и т. д Ни к "какому предмету интереса не проявччст. Отвечает торопливо, сбивчиво Речь громкая, довольно выразительная При заучивании стремится понять материал Дома задает много вопросов, но нет чувства ответственности. Уроки начинает выполнять только под нажимом
старших Еслп его не заставить, то может целый день бегать по уляце н нс выучить уроков Тетради н учебники содержатся в большом беспорядке, запачканы чернилами- Такая же неаккуратность проявляется и в одежде.
Ярко выраженных интересов вне школы нет. Один интерес быстро сменяется другим. Любит ходить в кино, картин просмотрел очень много.
Общителен, но близких друзей в классе нет. Когда заболел, то к нему даже никто не зашел из товарищей по классу. В коллективе авторитетом не пользуется. Нередко попадает под влияние более инициативных учащихся. Стойких привязанндстей у мальчика нет.
К младшим братьям равнод; шен, иногда и груб с ними. Часто раздражается, нервничает, грубит и плачет, если двухлетний братишка возьмет что-то из его вешек Не чувствуется большой привязанности к родителям, бабушке.
Дела не доводт до конца, один играть не умеет. Не выдержан. Это проявляется как в школе, так н дома Любит похвастать несуществующими ) спецами, своеи смелостью, хотя на самом деле трус.
Причины индивидуальных особенностей Лени объясняются некоторыми условиями воспитания мальчика в семье. Такие положи гечьныр качества, как сообразительность, осмысленность в понимании материала, объясняются тем, что в доме много книг, мальчику их рано начали читать. Это способствовало его умственному развитию.
Ряд отрицательных особенностей (отсутствие глубоких интересов, небрежность при выполнении работы, невыдержанность, неаккуратность, равнодушие к окружающим людям, неумение доводить дело до конца, неорганизованность) объясняются многими причинами. До шести лет мальчик был в семье единственным ребенком. Материальные условия семьи хо-рошпе. С раннего детства у него было много игрушек, они ему быстро надоедали, и ребенок постоянно требовал новых. Требования удовлетворялись. Скоро мальчик потерял интерес к игрушкам; мастерить что-либо его не приучили, а если он и собирался что-либо сделать, за него все выполняли взрослые или, наоборот, отмахивались. Он не привык ничего доводить до конца.
Мальчика рано начали водить в кино на самые разнообразные картины, иногда и не соответствующие возрасту. Доступ-кость всякого рода развлечений не способствовала формированию интересов. Отсюда та рассеянность, которая проявляется в учебной деятельности.
Детский сад Леня не посещал, а в семье не было никакого режима. Вставал и ложился он в любое время. Это привело к неорганизованности, беспорядочности.
Никаких трудовых обязанностей мальчик в семье не имел. Иногда он даже пытался в чем-то помочь бабушке, но ему ничего не разрешали делать. Не приучали самостоятельно одеваться и раздеваться, собирать игрушки, следить за своей одеждой, игрушками, книгами и т. д. У него появилась небрежность в обращении с вещами, неаккуратность, отсутствие самостоятельности, он не привык уважать труд других.
У взрослых нет единых требований: один из членов семьи запрещает то, что разрешает другой. Это приводит к отрицательным реакциям со стороны мальчика на различные требования взрослых. Наблюдаются иногда негативизм и упрямство.
Таким образом, основные отрицательные качества Лени объясняются отсутствием требовательности к мальчику, соответствующего режима.
Основные задачи индивидуальной воспитательно!"! рабо-ты заключаются в том, чтобы, во-первых, держать постоянную связь с семьей, рекомендовать ввести строги» режим н постояи' ные трудовые обязанности для мальчика в семье, ограничить посещения кино; во-вторых, включить Леню в работу пионерской организации, давая ему на первых порах несложные, яо интересные поручения; в-третьнх, способствовать установлению .дружбы с более сильным, организованным учащимся, учитывая внушаемость и подражательность мальчика; в-четвсртых, повысить требования к нему, не пропускать ни одного случая нарушения дисциплины и невыдержанности; в-пятых, контролировать приготовление домашних заданий, всякое улучшение поощрять.
Осуществление индивидуального подхода невозможно без педагогического такта по отношению к учащимся, т. е. способности находить правильный, умелый подход к ученику.
Вопросы и задания
1. В чем эаключается индивидуальный подход?
2. Приведите примеры индивидуального подхода кучащимся с учетом их типа высшей нервной деятельности и темперамента.
3. Приведите примеры индивидуального подхода к учащем} ся в процессе обучения с учетом особенностей eiо умственного развития.
4. Раскройте психологические особенности неуспевающих, недисциплинированных детей, каков индивидуальный подход к ним.
5. Каковы принципы изучения учащихся?
6 Приведите примеры проявления или отсутствия педагогического такта в отношении к учащемуся.
Литература
Дубровина И. В. Об индивидуальных особенностях школьников. М., 1975, («Педагогика н психология», № 6), с. 3—63.
Егорова Т. В. Особенности памяти и -мышления младшпх школьников, отстающих в развитии. М., 1973. гл. 11, с. 32—45, гл. IV, с. 78—104.
Калмыкова 3. И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М, 1982, («Педагогика и психология», № 3), с. 45—96.
Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М, 1971, с. 131—162.
Маркова А. К. Формирование мотивация учения в школьном возрасте. М., 1983, с. 88—94.
Богоявленский Д. Н; Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959, гл. V.
Психологические проблемы неуспеваемости школьников/Под ред. Н. А. Менчинской. М, 1971, гл II, с 31—81. гл. VI, с. 137—157.
Славина Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М, 1958, гл. II, с. 29—90, гл. III, 91—213.
Психология индивидуальных рачличий. Тексты/Под ред. Ю> Б. Гнппен-рейтер, В. Я. Романова. М., 1982, с. 32—38, 74—77.
Глава IX. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА
§ <. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА
Исследования советских психологов показывают, что если существенные изменения в психическом развитии младшего школьника связаны прежде всего с учебной деятельностью, то в психическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими.
Известно, что одна из существенных особенностей подросткового периода — бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Но у разных подростков эти изменения протекают по-разному, что во многом определяется тем, как взрослые учитывают влияние изменении, происходящих в организме подростка, на его психику и поведение. Так, под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость нервной системы подростка. Поэтому в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т. п. Но этого может и не быть, если взрослые проявляют чуткость и предупредительность.
Физическое и половое развитие порождает интерес подростка к другому полу и одновременно усиливает внимание к своей внешности. Но подростки ни социально, ни психологически еще. не готовы правильно решать эти проблемы (что создает для них большие трудности). И поведение подростка определяется тем, как взрослые помогают ему разрешать возникающие внутренние противоречия. Правда, в ряде.случаев взрослые имеют мало возможностей для помощи подростку. Так, в подростковом возрасте особо возрастает ценность дружбы и друга, ценность коллектива сверстников. Естественно, что «обеспечить» своего ребенка другом родители просто Не в состоянии. Это может и должен сделать только он сам.
Для каждого возраста и для каждого ребенка типична своя система взаимоотношений с социальной средой, что и определяет направление его психического развития.
Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. В чем же это проявляется?
По сравнению с младшим школьником подросток должен устанавливать отношения не с одним, а со многими учителями, учитывать особенности их личности и требований (порой противоречивых). «Все это,—отмечает Л. И. Божович,—определяет совсем иную позицию учащихся по отношению к учителям и воспитателям, как бы эмансипирует подростков от непосредственного влияния взрослых, делая их значительно более самостоятельными»'.
Но самое главное изменение в социальной ситуации развития подростка, подчеркивает Л. И. Божович, состоит в той роли, которую выполняет в этот период коллектив учащихся, пионерская и комсомольская организация.
Вступая в пионеры, а потом в комсомол, учащиеся включаются в различные виды общественно полезной деятельности, что значительно расширяет сферу социального общения подростка, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков, как чувство долга, коллективизма, товарищества.
Хотя учение остается для него главным видом деятельности, по основные новообразования в психике подростка связаны с общественно полезной деятельностью. Это обусловливается тем, что общественно полезная деятельность в наибольшей степени удовлетворяет доминирующим потребностям возраста—потребности в общении со сверстниками н. потребности в с амоут ее ржде н и и.
Удовлетворяя эти потребности, лодростки удваивают мораль общества, вырабатывают взгляды по тем или иным вопросам, правила поведения. 'Именно с общественно полезной деятельностью связаны резервы воспитания подрос+ka как гражданина. Но свои функции эта деятельность выполняет только при определенных условиях.
При организации общественно полезной деятельности очень важно, чтобы подростки не ограничивались целями, задачами и интересами своей малой (контактной, дружеской) группы, так как такое ограничение порождает групповой эгоизм, тогда как задача воспитания заключается в формировании коллективизма. Главное, чтобы он видел смысл этих дел и достиг успеха в этой деятельности. Иногда наблюдается страстный порыв в начале деятельности и быстрое охлаждение в ходе ее выполнения. Нередко причиной быстрого охлаждения к делу является отсутствие заинтересованности других (детей и взрослых) в деятельности подростка или его невладение способами деятельности. Вот почему при организации общественных дел необходимо показывать их значение и вооружать подростков соответствующими способами деятельности.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, с. 294.
221
Подростков привлекает не только содержание, но и форма внеклассной работы. Их привлекают героика, романтика,имнравятся походы, путешествия, исследовательская деятельность. Для подростков вообще свойственно стремление к «дали». Так, красные следопыты готовы пройти и проехать большие расстояния, чтобы получить нужные сведения, увидеть и сфотографировать комсомольский билет героя Отечественной войны и т. п.
Организуя учебно-воспитательную работу с подростками, необходимо учитывать, что на их поведение и деятельность существенное влияние оказывает мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках они ориентируются прежде всего на это мнение.
Учитель для подростков не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению и личности учителя. Они постоянно оценивают учителя и свое отношение к нему строят на основе оценочных суждений. Очень важно, чтобы мнение товарищей, коллектива, мнение самого подростка совпадало или было сходно с мнением воспитателей и родителей. Только в этом случае можно разрешить возникающие противоречия и тем самым создать благоприятные условия для нормального развития подростка.
Постоянное взаимодействие подростка с товарищами порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками.
Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многие факты нарушения норм и правил поведения так называемыми трудными подростками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство — это самая большая трагедия для подростка. Вот почему подросток бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делает учитель в присутствии товарищей. Такое замечание он рассматривает как унижение своей личности (аналогичные явления наблюдаются и в реакциях подростков на замечания товарищей и родителей). На этой основе нередко возникают конфликты между подростком и учителем, и подросток становится «трудным». Только тактичное обращение с подростком, только обеспечение его эмоционального благополучия именно в школьном коллективе создают психологически благоприятную почву для эффективного влияния на подростка.
Подросток активно ищет верных друзей, но не всегда их находит. В этом тоже—трудность возраста. Задача воспитателей заключается не только в том, чтобы знать, в какие объС-
- динения входит подросток, какое место он занимает в разных
-группах, что является психологической основой объединений подростков, но и в том, чтобы целенаправленно управлять формированием групп подростков, помогать каждому из них занять
'достойное место среди других и прежде всего среди товарищей "-по классу.
-" Как показывают психологические исследования (М. А. Але-маскин), 92% «трудных» подростков входили в число изолированных школьников. Это говорит о том, что у таких подростков
- нет прочной связи с одноклассниками, а их взаимоотношения неблагополучны. В свою очередь, изолированные <трудные» не только общаются между собой, но и образуют в школе малую группу со своими лидерами и общими интересами. Наличие таких групп внутри класса создает значительные трудности как для самих подростков, так и для воспитательной работы с ними'.
Существенное значение для развития подростка имеет то
^ место, которое он занимает в семье. Если родители и старшие члены семьи учитывают возросшие возможности подростка,
- относятся к нему с уважением и доверием, помогают ему преодолевать трудности в учении и общественно полезной деятель-. : ности, помогают устанавливать взаимоотношения с товарища-
"1 ми, сохраняют контакт с ним, отвечая на его многочисленные вопросы, то тем самым они создают благоприятные условия для развития подростка^ как достойного гражданина социалистического общества.