Предварительное следствие
Необ-мо отличать предвар расслед (шире/целое) и предвар следствие (1 из форм ПР/часть).
Предвар следствие – осн-ая форма расслед-ия. Произ-во предв следствия обязательно не только по большинству уг.д., но и по всем делам с участием несов-их + по делам лиц, которые в силу физ и псих недостатков не м. защитить себя. + по делам с невменяемыми + по делам в отношении лиц, заболевших после сов-ия П-я.
Общие черты форм:
1) единые задачи,
2) и дозн-ие и предвар следствие как д-ть органов рег-ся одними и теми же з-нами,
3) носят процесс-ый х-р.
Док-ва, добытые при дозн-ии, по юр значимости равны док-вам, добытым при предвар следствии.
Различия форм предвар расследования - ???
1) по органам:
а) предвар следствие ведется следователем, т.е. спец-ым д/л, одним и единственным назначением кот-го явл-ся произ-во следствия по уг.д. о наиболее серьезных и сложных П-ях:
- след-ли прокуратуры,
- след-ли ОВД,
- след-ли органов ФСБ.
Б) дознание проводится:
- дознавателями,
- ОД (ОВД, суд приставы, начальники военных учр-й, капитаны морских судов, главы дипломатических миссий).
2) по методам работы:
различия при проведении – органы предвар следствия – пользуются т. (!) процессуальными средствами, ОД – сочетают процес-ые и оперативно-розыскные мероприятия.
ФЗ «Об ОРД» 1995г. ОРД – вид д-ти, осущ-ый гласно и негласно оперативными подразделениями гос органов, уполномоченных на это ФЗ посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гр-на, собст-сти, обеспечения безоп-сти общества и гос-ва от прест посягательства.
Задачи д-ти органов ОРД:
1) выявление, предупреж, пресечение и раскрытие П-й + выявление и уст-ние лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
2) розыск лиц, скрывающихся от ОД, следствия и суда, уклоняющихся от уг наказания + розыск лиц, без вести пропавших;
3) добывают инф-цию о событиях или действиях, создающих угрозу гос, воен, экон, эколог-ой безопасности РФ.
Право на осущ-ие оперативно-розыскных мероприятий предоставляется подразделениям ОВД, органам ФСБ, органам погранслужбы, таможенным органам и др.
3) по х-ру подследств дел:
а) по большинству уг.д. произ-ся предвар следствие, это дела наиб общественной опасности, они наиб сложны по объему, предполагают большой объем следственных мероприятий;
б) ОД – П-я небольшой опасности.
4)по процессуальному режиму:
а) сроки – для ведения дознания max срок – 20 суток с момента возб уг.д., м.б. продлен прокурором max на 10 суток; - предварит следствие – 2 месяца.
Б) форма:
- дознание оканчивается составлением обвинительного акта,
- если в отношении подозреваемого б. избрана мера пресечения в виде закл под стражу, обвинительный акт составляется max в течение 10 суток со дня заключения под стражу;
- если невозможно составить акт в теч 10 суток, подозреваемому предъявляется обвинение либо мера пресечения отменяется.
5) степень процессуальной самости:
- лицо, производящее дознание, принимает реш с согласия начальника ОД и не м. приостановить выполнение указаний прокурора в случае несогласия с ним, хотя м. обжаловать;
- при произ-ве предвар следствия все реш-я след-ль принимает самост-но, кроме случаев, когда з-н предусм-ет согласование с прокурором + несет отв-ть за законность следственных действий.
- В случае несогласия следователя с действиями и решениями прокурора след-ль м. представлять уг.д. вышестоящему прокурору с письменным изложением своих предложений,
- Обжалование прок-ру не приостанавливает исполнение, кроме случаев несогласия с квал-цией, объемом обвинения, избранной мерой пресечения. Прокурор отменяет указания нижестоящего прокурора или поручает это другому следователю.