Полугодие 2015-2016 уч.г. 3 курс
Примерный перечень вопросов к промежуточному контролю знаний по дисциплине Физиология человека и животных
полугодие 2015-2016 уч.г. 3 курс
Направление подготовки – Педагогическое образование
Профиль/Магистерская программа «Биология и экология»
(квалификация «Бакалавр»)
(нервная система, сенсорные системы, ВНД, ЖВС)
1. Структурно-функциональные особенности нервной ткани.
2. Функциональная характеристика глии.
3. Нейрон – структурно-функциональная единица нервной системы. Особенности строения. Классификация нейронов.
4. Биологические мембраны. Строение и функции.
5. Виды транспорта веществ (первичный и вторичный транспорт).
6. Потенциал покоя (ПП). Участие ионов и ионных насосов в возникновении и поддержании ПП.
7. Потенциал действия (ПД). Фазы ПД, участие ионов в генерации ПД.
8. Следовые потенциалы ПД.
9. Местное возбуждение. Локальный ответ.
10. Условия возникновения ПД. Критический уровень деполяризации.
11. Понятие порога раздражения. Виды раздражителей (подпороговый, пороговый, надпороговый).
12. Изменение возбудимости в процессе возбуждения. Абсолютная и относительная рефрактерность. Функциональная подвижность (лабильность) нерва, мышцы и синапса.
13. Механизм проведения возбуждения по нервному волокну.
14. Виды нервных волокон (миелиновые и немиелиновые). Особенности передачи возбуждения по ним.
15. Законы проведения возбуждения по нервному волокну (двусторонность, изолированность, функциональная целостность).
16. Способы передачи возбуждения в нервной системе (электрический и химический). Морфо-функциональная характеристика синапса.
17. Классификации синапса (по месту расположения, выделяемому медиатору, эффекту воздействия).
18. Химический способ передачи возбуждения. Медиаторы, их виды.
19. Суммация возбуждения в ЦНС. Пространственная и временная суммация.
20. Тормозные синапсы. Виды торможения (пресинаптическое, постсинаптическое).
21. Роль возвратного торможения в регуляции двигательных функций спинного мозга. Значение латерального торможения в механизмах фильтрации информации и создании механизма контраста в сенсорных системах.
22. Свойства нервных центров (конвергенция, дивергенция, односторонне проведение, доминанты, суммации и транcформации ритма, фоновая активность, пластичность).
23. Понятие рефлекса. Рефлекторная дуга. Виды. Рефлекторное кольцо.
24. Общая структурно-функциональная характеристика спинного мозга.
25. Проводниковая и рефлекторная функции спинного мозга.
26. Вегетативная нервная система (ВНС). Расположение центров. Особенности рефлекторной дуги.
27. Функциональная характеристика симпатического и парасимпатического отделов ВНС.
28. Учение Г. Селье о стрессе. Механизм развития стресса. Современные представления об адаптационно-трофическом синдроме.
29. Общий план строения и функциональная характеристика продолговатого мозга и моста.
30. Осуществление жизненно важных функций (деятельности дыхательной, пищеварительной и сердечно-сосудистой систем).
31. Установочные рефлексы продолговатого мозга и моста.
32. Ретикулярная формация (РФ) ствола мозга. Значение нисходящей части РФ в регуляции тонуса скелетных мышц. Восходящее влияние РФ на большие полушария.
33. Общий план строения и функциональная характеристика среднего мозга.
34. Двигательные центры среднего мозга, значение в регуляции двигательных функций и осуществлении ориентировочных рефлексов.
35. Общий план строения и функциональная характеристика мозжечка.
36. Роль мозжечка в координации и программировании движений. Мозжечковые нарушения.
37. Общий план строения и функциональная характеристика промежуточного мозга.
38. Таламус. Роль специфических, проекционных и неспецифических ядер таламуса.
39. Гипоталамус. Регуляция поведенческих реакций, температуры тела, вегетативных функций.
40. Эпифиз и регуляция биоритмов.
41. Лимбическая система мозга. Регуляция эмоционального поведения.
42. Большие полушария головного мозга. Подкорковые ядра. Роль в координации движений и создании эмоциональных реакций.
43. Кора больших полушарий. Общий план строения.
44. Нейронная организация коры. Нейронные колонки и ансамбли.
45. Значение различных областей коры.
46. Межполушарные взаимоотношения.
47. Локализация центров речи и письма у лево- и праворуких.
48. Общие принципы нервной регуляции функций в организме.
49. Структурно-функциональная характеристика коры большого мозга. Локализация функций в коре. Сенсорные и моторные зоны. Ассоциативные области.
50. Понятие сенсорная система, анализатор и орган чувств. Заслуга И.П. Павлова в разработке учения об анализаторах.
51. Структура анализатора, его отделы (периферический, проводниковый, корковый (центральный)).
52. Классификация рецепторов по виду раздражителя (механо-, термо - , хемо - , ноци -, фоторецепторы), по органам чувств (зрительные, слуховые, вестибулярные, тактильные), по расположению на теле (экстеро-, интеро- и проприорецепторы), по скорости адаптации (быстро и медленно адаптируемые), по структурно-функциональной организации (первичные и вторичные).
53. Свойства анализаторов: высокая чувствительность, инерционность, способность к адаптации. Взаимодействие анализаторов.
54. Кодирование информации в анализаторах.
55. Зрительный анализатор. Строение глаза.
56. Рецепторный (периферический) отдел. Строение и функциональное значение слоев сетчатки. Фоторецепторы.
57. Проводниковый отдел. Подкорковые зрительные центры
58. Корковый конец зрительного анализатора.
59. Механизмы ясного видения: содружественное движение глаз, реакция зрачка, адаптация, аккомодация.
60. Нарушение рефракции: близорукость, дальнозоркость и астигматизм.
61. Аномалии цветового зрения.
62. Сумеречное зрение и его нарушения.
63. Слуховой анализатор. Строение уха. Наружное ухо. Барабанная перепонка.
64. Среднее ухо. Значение слуховых косточек и евстахиевой трубы в звукообразовании.
65. Внутреннее ухо. Строение улитки и кортиевого органа.
66. Кодирование звуков разной частоты и интенсивности.
67. Проводниковый и корковый отделы слухового анализатора.
68. Вестибулярный анализатор. Строение вестибулярного органа. Реакция волосковых клеток на изменение положения тела и скорости перемещения.
69. Проводниковый и корковый отделы вестибулярного анализатора.
70. Двигательный анализатор. Его отделы. Проприорецепторы. Значение двигательного анализатора в координации и положении тела в пространстве.
71. Кожный анализатор (температурный и тактильный анализаторы). Их отделы. Тепловые и холодовые рецепторы. Рецепторы прикосновения, давления, вибрации и щекотки.
72. Вкусовой анализатор. Его отделы. Значение рецепторов языка в восприятии вкуса.
73. Обонятельный анализатор. Его отделы. Восприятие запахов.
74. Болевой анализатор. Его отделы. Ноцицепторы. Виды боли.
75. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в развитии представлений о ВНД. Учение Павлова о низшей и высшей нервной деятельности.
76. Методы исследования ВНД.
77. Врожденные формы поведения: таксисы, безусловные рефлексы, инстинкты.
78. Приобретенные формы поведения (научение). Его виды: пассивное (привыкание, сенситизация, импринтинг, условные рефлексы), оперантное, когнитивное, наблюдение, инсайт.
79. Условные рефлексы (УР). Классификация. Отличие от безусловных. Значение в формировании полезных навыков.
80. Условия, стадии и механизмы образования УР. Временная связь. Принцип доминанты по Ухтомскому.
81. Торможение условных рефлексов. Его виды: безусловное (внешнее, запредельное), внутреннее (угасание, запаздывание, дифференцировка, условный тормоз). Значение торможения в адаптации к условиям окружающей среды.
82. Память. Биологическое значение. Классификация по длительности хранения информации, анализаторам.
83. Механизмы возникновения и хранения информации в виде кратковременной, промежуточной и долговременной памяти.
84. Консолидация памяти. Роль белков и нейропептидов.
85. Типы ВНД животных и человека. Свойства нервных процессов, лежащие в основе определения типа ВНД.
86. Типы темперамента. Значение наследственности и воспитание в формировании типов ВНД и темперамента.
87. Потребности. Их классификация (высшие и низшие; биологические, социальные, свободы и исследования).
88. Мотивации. Эмоции. Классификация. Нейроанатомия и нейрохимия эмоций. Значение и теории эмоций (биологическая, потребностно-мотивационная).
89. Особенности ВНД человека. Учение о первой и второй сигнальных системах.
90. Центры речи в коре больших полушарий.
91. Функциональная асимметрия больших полушарий. Леворукость и праворукость.
92. Бодрствование и сон. Виды и механизмы возникновения сна.
93. Понятие об эндокринной системе. Физиологическая роль и свойства гормонов.
94. Общая характеристика желез внутренней секреции.
95. Гипоталамо-гипофизарная система регуляции роста и развития организма.
96. Физиологическая роль гормонов щитовидной и паращитовидной желез (тироксина, трийодтиронина, тиреокальцитонина, паратгормона).
97. Физиологическая роль гормонов поджелудочной железы (глюкагона, инсулина).
98. Физиологическая роль гормонов коры и мозгового вещества надпочечников (глюкокортикоидов, минералкортикоидов, половых гормонов).
99. Физиологическая роль гормонов половых желез (эстрогенов, прогестерона, тестостерона).
100. Физиологическая роль гормонов поджелудочной железы (инсулина, глюкагона).
101. Роль тимуса в созревании, «обучении» и иннактивации Т-лимфоцитов.