Полугодие 2015-2016 уч.г. 3 курс

Примерный перечень вопросов к промежуточному контролю знаний по дисциплине Физиология человека и животных

полугодие 2015-2016 уч.г. 3 курс

Направление подготовки – Педагогическое образование

Профиль/Магистерская программа «Биология и экология»

(квалификация «Бакалавр»)

(нервная система, сенсорные системы, ВНД, ЖВС)

1. Структурно-функциональные особенности нервной ткани.

2. Функциональная характеристика глии.

3. Нейрон – структурно-функциональная единица нервной системы. Особенности строения. Классификация нейронов.

4. Биологические мембраны. Строение и функции.

5. Виды транспорта веществ (первичный и вторичный транспорт).

6. Потенциал покоя (ПП). Участие ионов и ионных насосов в возникновении и поддержании ПП.

7. Потенциал действия (ПД). Фазы ПД, участие ионов в генерации ПД.

8. Следовые потенциалы ПД.

9. Местное возбуждение. Локальный ответ.

10. Условия возникновения ПД. Критический уровень деполяризации.

11. Понятие порога раздражения. Виды раздражителей (подпороговый, пороговый, надпороговый).

12. Изменение возбудимости в процессе возбуждения. Абсолютная и относительная рефрактерность. Функциональная подвижность (лабильность) нерва, мышцы и синапса.

13. Механизм проведения возбуждения по нервному волокну.

14. Виды нервных волокон (миелиновые и немиелиновые). Особенности передачи возбуждения по ним.

15. Законы проведения возбуждения по нервному волокну (двусторонность, изолированность, функциональная целостность).

16. Способы передачи возбуждения в нервной системе (электрический и химический). Морфо-функциональная характеристика синапса.

17. Классификации синапса (по месту расположения, выделяемому медиатору, эффекту воздействия).

18. Химический способ передачи возбуждения. Медиаторы, их виды.

19. Суммация возбуждения в ЦНС. Пространственная и временная суммация.

20. Тормозные синапсы. Виды торможения (пресинаптическое, постсинаптическое).

21. Роль возвратного торможения в регуляции двигательных функций спинного мозга. Значение латерального торможения в механизмах фильтрации информации и создании механизма контраста в сенсорных системах.

22. Свойства нервных центров (конвергенция, дивергенция, односторонне проведение, доминанты, суммации и транcформации ритма, фоновая активность, пластичность).

23. Понятие рефлекса. Рефлекторная дуга. Виды. Рефлекторное кольцо.

24. Общая структурно-функциональная характеристика спинного мозга.

25. Проводниковая и рефлекторная функции спинного мозга.

26. Вегетативная нервная система (ВНС). Расположение центров. Особенности рефлекторной дуги.

27. Функциональная характеристика симпатического и парасимпатического отделов ВНС.

28. Учение Г. Селье о стрессе. Механизм развития стресса. Современные представления об адаптационно-трофическом синдроме.

29. Общий план строения и функциональная характеристика продолговатого мозга и моста.

30. Осуществление жизненно важных функций (деятельности дыхательной, пищеварительной и сердечно-сосудистой систем).

31. Установочные рефлексы продолговатого мозга и моста.

32. Ретикулярная формация (РФ) ствола мозга. Значение нисходящей части РФ в регуляции тонуса скелетных мышц. Восходящее влияние РФ на большие полушария.

33. Общий план строения и функциональная характеристика среднего мозга.

34. Двигательные центры среднего мозга, значение в регуляции двигательных функций и осуществлении ориентировочных рефлексов.

35. Общий план строения и функциональная характеристика мозжечка.

36. Роль мозжечка в координации и программировании движений. Мозжечковые нарушения.

37. Общий план строения и функциональная характеристика промежуточного мозга.

38. Таламус. Роль специфических, проекционных и неспецифических ядер таламуса.

39. Гипоталамус. Регуляция поведенческих реакций, температуры тела, вегетативных функций.

40. Эпифиз и регуляция биоритмов.

41. Лимбическая система мозга. Регуляция эмоционального поведения.

42. Большие полушария головного мозга. Подкорковые ядра. Роль в координации движений и создании эмоциональных реакций.

43. Кора больших полушарий. Общий план строения.

44. Нейронная организация коры. Нейронные колонки и ансамбли.

45. Значение различных областей коры.

46. Межполушарные взаимоотношения.

47. Локализация центров речи и письма у лево- и праворуких.

48. Общие принципы нервной регуляции функций в организме.

49. Структурно-функциональная характеристика коры большого мозга. Локализация функций в коре. Сенсорные и моторные зоны. Ассоциативные области.

50. Понятие сенсорная система, анализатор и орган чувств. Заслуга И.П. Павлова в разработке учения об анализаторах.

51. Структура анализатора, его отделы (периферический, проводниковый, корковый (центральный)).

52. Классификация рецепторов по виду раздражителя (механо-, термо - , хемо - , ноци -, фоторецепторы), по органам чувств (зрительные, слуховые, вестибулярные, тактильные), по расположению на теле (экстеро-, интеро- и проприорецепторы), по скорости адаптации (быстро и медленно адаптируемые), по структурно-функциональной организации (первичные и вторичные).

53. Свойства анализаторов: высокая чувствительность, инерционность, способность к адаптации. Взаимодействие анализаторов.

54. Кодирование информации в анализаторах.

55. Зрительный анализатор. Строение глаза.

56. Рецепторный (периферический) отдел. Строение и функциональное значение слоев сетчатки. Фоторецепторы.

57. Проводниковый отдел. Подкорковые зрительные центры

58. Корковый конец зрительного анализатора.

59. Механизмы ясного видения: содружественное движение глаз, реакция зрачка, адаптация, аккомодация.

60. Нарушение рефракции: близорукость, дальнозоркость и астигматизм.

61. Аномалии цветового зрения.

62. Сумеречное зрение и его нарушения.

63. Слуховой анализатор. Строение уха. Наружное ухо. Барабанная перепонка.

64. Среднее ухо. Значение слуховых косточек и евстахиевой трубы в звукообразовании.

65. Внутреннее ухо. Строение улитки и кортиевого органа.

66. Кодирование звуков разной частоты и интенсивности.

67. Проводниковый и корковый отделы слухового анализатора.

68. Вестибулярный анализатор. Строение вестибулярного органа. Реакция волосковых клеток на изменение положения тела и скорости перемещения.

69. Проводниковый и корковый отделы вестибулярного анализатора.

70. Двигательный анализатор. Его отделы. Проприорецепторы. Значение двигательного анализатора в координации и положении тела в пространстве.

71. Кожный анализатор (температурный и тактильный анализаторы). Их отделы. Тепловые и холодовые рецепторы. Рецепторы прикосновения, давления, вибрации и щекотки.

72. Вкусовой анализатор. Его отделы. Значение рецепторов языка в восприятии вкуса.

73. Обонятельный анализатор. Его отделы. Восприятие запахов.

74. Болевой анализатор. Его отделы. Ноцицепторы. Виды боли.

75. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в развитии представлений о ВНД. Учение Павлова о низшей и высшей нервной деятельности.

76. Методы исследования ВНД.

77. Врожденные формы поведения: таксисы, безусловные рефлексы, инстинкты.

78. Приобретенные формы поведения (научение). Его виды: пассивное (привыкание, сенситизация, импринтинг, условные рефлексы), оперантное, когнитивное, наблюдение, инсайт.

79. Условные рефлексы (УР). Классификация. Отличие от безусловных. Значение в формировании полезных навыков.

80. Условия, стадии и механизмы образования УР. Временная связь. Принцип доминанты по Ухтомскому.

81. Торможение условных рефлексов. Его виды: безусловное (внешнее, запредельное), внутреннее (угасание, запаздывание, дифференцировка, условный тормоз). Значение торможения в адаптации к условиям окружающей среды.

82. Память. Биологическое значение. Классификация по длительности хранения информации, анализаторам.

83. Механизмы возникновения и хранения информации в виде кратковременной, промежуточной и долговременной памяти.

84. Консолидация памяти. Роль белков и нейропептидов.

85. Типы ВНД животных и человека. Свойства нервных процессов, лежащие в основе определения типа ВНД.

86. Типы темперамента. Значение наследственности и воспитание в формировании типов ВНД и темперамента.

87. Потребности. Их классификация (высшие и низшие; биологические, социальные, свободы и исследования).

88. Мотивации. Эмоции. Классификация. Нейроанатомия и нейрохимия эмоций. Значение и теории эмоций (биологическая, потребностно-мотивационная).

89. Особенности ВНД человека. Учение о первой и второй сигнальных системах.

90. Центры речи в коре больших полушарий.

91. Функциональная асимметрия больших полушарий. Леворукость и праворукость.

92. Бодрствование и сон. Виды и механизмы возникновения сна.

93. Понятие об эндокринной системе. Физиологическая роль и свойства гормонов.

94. Общая характеристика желез внутренней секреции.

95. Гипоталамо-гипофизарная система регуляции роста и развития организма.

96. Физиологическая роль гормонов щитовидной и паращитовидной желез (тироксина, трийодтиронина, тиреокальцитонина, паратгормона).

97. Физиологическая роль гормонов поджелудочной железы (глюкагона, инсулина).

98. Физиологическая роль гормонов коры и мозгового вещества надпочечников (глюкокортикоидов, минералкортикоидов, половых гормонов).

99. Физиологическая роль гормонов половых желез (эстрогенов, прогестерона, тестостерона).

100. Физиологическая роль гормонов поджелудочной железы (инсулина, глюкагона).

101. Роль тимуса в созревании, «обучении» и иннактивации Т-лимфоцитов.

Наши рекомендации