Глава 2. методические рекомендации для преподавателей по применению музыкального искусства как средства патриотического воспитания
Музыкальное воспитание не ограничивается только уроками музыки, оно находит свое продолжение во внеклассной работе, деятельности музыкальных кружков, дополнительных занятиях. Через эмоционально-чувственное воспитание подрастающего поколения в процессе подобных занятий складываются ценностные установки, которые лежат в основе патриотического чувства.
Патриотическое воспитание средствами музыкального искусства действенно проводится педагогами в цикле музыкальных предметов и музыкальных мероприятий. Нравственно-эстетическим содержанием является художественно-педагогическая идея раскрытия наиболее значимых для формирования личностных качеств человека «вечных тем» искусства: добро и зло, отцы и дети, жизнь и смерть, война и мир, любовь и ненависть.
В процессе планирования педагогам необходимо ставить перед собой такие цели:
· воспитание музыкального вкуса;
· становление моральных и эстетических чувств (любви к своему народу, защита своей Отчизны);
· воспитание почтения истории, традиций, музыкальной культуры разных государств мира;
· становление эмоционально–ценностного отношения к искусству.
Нужно акцентировать свое внимание на следующих задачах:
· постижение ведущих пластов мирового музыкального искусства (произведений композиторов классической музыки, народного творчества);
· знакомство с обычаями и традициями народа;
· знакомство с историей Родины во взаимосвязи с музыкой, символикой, литературой.
· изучение русского фольклора (гадания и заговоры, трудовые песни, былины, баллады и т.д.);
· знакомство с традициями, обычаями, музыкой малых народов.
В ходе приобщения юных слушателей к миру прекрасного в сотрудничестве с преподавателем происходит осмысление музыки сквозь призму общепринятых человечеством ценностей. Это становится возможным только тогда, когда урок расписан в форме, так сказать, художественной целостности. Исходя из этого, в процессе воспитания и обучения активно используются нетрадиционные занятия:
· уроки, построенные с опорой на уроки-путешествия, уроки-синестезии;
· уроки творческого характера: интервью, рецензии, уроки-презентации уроки-концерты;
· уроки с имитациями публичных форм коммуникации: пресс-конференции, дискуссии, телепередачи, репортажи, круглые столы;
· уроки-фантазии: «машина времени», маскарады, театральные постановки, исповеди, сочинения сказок на ходу и др.
Методы и приемы музыкального воспитания носят развивающий характер, побуждают учеников к проявлениям разнообразным формам активности речевого и эстетического склада. Существует три основных метода – наглядный, словесный и практический. Они применяются с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (рассказ, объяснение) к самостоятельному поиску способов деятельности (игра, дискуссия). Особые приемы, которые пробуждают к поиску аналогий, обобщению, формирующие музыкальное мышление детей, способность к оценочным суждениям способствуют созданию проблемных ситуаций.
Следующие приемы и методы музыкального воспитания являются особо важными для работы:
· метод эмоциональной драматургии (Э.Б. Абдуллин, Д.Б. Кабалевский) – подразумевает «режиссуру» урока по принципу последовательного насыщения эмоционального тона занятия, развития, обогащения, кульминации и завершения, очищения, которое происходит испытываемым под воздействием музыки;
· метод музыкального обобщения (Э.Б. Абдуллин, Д.Б. Кабалевский) – подразумевает развитие осознанного отношения к музыкальному искусству; активизацию жизненного опыта учащихся с целью соотнесения с музыкальным образом; ознакомление с новым знанием посредством поставленной преподавателем задачи, общего решения и формулирования учащимися вывода;
· метод сопереживания (Н.А. Ветлугина, А.А. Мелик-Пашаев) – суть этого метода заключается в том, что эмоционально-чувственный опыт слушателя предшествует осознанию понятий, терминов, законов музыкального искусства. Юные слушатели находят схожести духовному содержанию музыки в личном внутреннем опыте;
· метод уподобления характеру звучания музыки (О.П. Радынова) – заключается в активизации различных творческих деяний, которые направлены на осознание целостности музыкального образа, нахождение «эмоционального унисона» (термин О.П. Радыновой). Существуют разнообразные виды уподобления звучанию музыки: моторно-двигательные, тактильные, словесные, вокальные, мимические и т.д;
· метод суггестивного погружения. Данный метод подразумевает активное обучение с элементами внушения, релаксации. В данном методе педагог может использовать приемы игры голосом, персонификации, моделирования ситуации («Представьте, что вы находитесь…»).
Традиционно в построении уроков используют два подхода.
Первый можно охарактеризовать активным использованием бесед с воспитанниками, словесных объяснений, которые будут направлены на то, чтобы заинтересовать детей историческими событиями периода, в котором жил композитор, содержанием произведения. Большое значение в воспитании патриотизма имеет знакомство с историей Родины, его историческим наследием. Подопечные разучивают патриотические, военные песни, слушают рассказы, легенды, былины и предания о славных сынах и героях нашей великой Родины, знакомятся с популярными музыкальными произведениями композиторов-классиков, которые отражают различные исторические события родного государства.
Учащиеся знакомятся с операми М.И. Глинки «Жизнь за царя», А.П. Бородина «Князь Игорь», М.П. Мусоргского «Борис Годунов», с кантатой С.С. Прокофьева «Александр Невский», с Седьмой («Ленинградской») симфонией Д.Д. Шостаковича. Большое удовольствие школьники получают во время видео-уроков, где показываются фрагменты из отечественных кинофильмов о войне, о развитии Российского Флота, о подвигах героев наших, о жизни наших соотечественников в прошлом, в частности, знаменитые ленты С. Эйзенштейна «Александр Невский», «Иван Грозный», которые, к сожалению, очень редко можно увидеть на экранах нашего телевидения.
Второй подход имеет связь со становлением «национальной широты» (термин Н.А. Саниной) музыкального вкуса. В речи педагога исключаются высказывания искаженного характера, содержащие примесь шовинизма, национализма, превосходства своей нации над другими. Одной из отличных, на мой взгляд, обычаев и традиций музыкальной классики является уважение к другим национальным культурам, стремление содействовать сближению и единству всех народов.
Таким образом, М.И. Глинка вложил в оперу «Руслан и Людмила» патриотическую идею защиты отчизны и мысль о возможности и желательности мирного, дружеского единения восточных и российских народов. Неспроста в финале оперы в гимн Руслану, Людмиле и всей русской земле вплетаются мотивы кавказской «Лезгинки». А.П. Бородин в симфонической картине «В Средней Азии», соединил темы русского и восточного. В опере «Князь Игорь» в конце увертюры гармонично сливаются темы Ярославны и Кончаковны. Задача педагога в процессе знакомства с подобными произведениями подвести учеников к идеологическому обобщению той мысли, что люди из разных стран, разных культур могут найти общий язык, если в их сердцах живут светлые и добрые чувства друг к другу.
Очень богатые возможности в деле патриотического воспитания скрываются в фольклоре. Русское народное творчество – это огромная книга истории духовной жизни народа. Труды русского фольклора – бесценный источник развития чувства прекрасного в человеке, эти произведения оказали огромное влияние на всю русскую культуру. На основе народной поэзии и музыки развивалась русская классическая литература, музыка, а многие русские художники (И.Е. Репин, В.М. Васнецов) использовали для своих картин поэтические сюжеты народных сказок и песен.
Думаю, на занятиях педагоги должны активно использовать материал русских народных песен как в обработке композиторов-классиков (М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова и др.), так и в исконном аутентичном варианте. Благодаря подключению учащихся к выполнению разнообразных по характеру творческих заданий, помогающих глубже воспринять различные особенности музыкального языка произведений (ритм, тембр и мелодию, гармонию т.д.) формируется интерес к народной музыке. К примеру, изначально простые народные попевки использовались для вокально-интонационных упражнений. Ученики сосредотачивали свое внимание только на мелодической линии, затем ритмической и т.д. В дальнейшем прослушиваются разнообразные варианты интерпретаций известных песен с прибавлением различных инструментов. Слуховое внимание фиксируется на тембровых особенностях звучания инструментов, на построение мелодической линии и развитие, наконец, на подголосочную полифонию русского многоголосия. Подобные приемы мобилизуют музыкально-слуховые представления учеников, развивают навыки, уменя, пробуждают интерес к усвоению фундаментальных характерных признаков музыкального языка народных песен.
Н. Сорока-Росинский отмечал: «Народная песня способна дать школьнику почувствовать основные моменты всей исторической жизни его Отечества и то великое и высшее, что заключается в национальной индивидуальности каждого народа, это всегда внушало человеку благоговейное преклонение и у всех народов превращало понятие Отчизны в нечто священное, требовавшее, подобно божеству, жертвы, подвига и самоотвержения».[17]
Эффективнейшей формой работы выступает проведение праздников по тематике народных традиций: дети становятся жителями деревень и в хороводах, песнях, народных играх показывают фольклорные традиции и обычаи. Такие праздники привлекательны возможностью общей деятельности, свободным общением. Они сразу исключают конфликтность, и, наоборот, рождают чувство целостности и единства. Эти события можно назвать особой формой духовного самовыражения, духовного обогащения, они имеют очень яркую эмоциональную окраску. К сожалению, на данном этапе развития среднего учебного заведения не получается провести эту форму работы в масштабах всего учебного заведения.
Эффективность формирования патриотических чувств в ученике, во многом определяется профессионализмом и личной увлеченностью педагога. Только своим примером, “горением души”, проявляя уважение к людям и к родной Отчизне, можно приобщить девушек и парней к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям. Воспитанники должны видеть, что музыкальное искусство приносит их преподавателю радость, что он относится к музыке с волнением и переживанием.
Мастерство учителя заключается в умении преподнести музыкальное произведение так, чтобы учащиеся были предельно заинтересованы им, нужно уметь пробуждать в них эмоциональную отзывчивость, активность слушания музыки, размышлений о ней. В данном случае эмоциональное восприятие учеников перельется в обобщение жизненного опыта.
Примером переживания учащимися нравственного содержания музыки приведем анализ образа Ивана Сусанина (из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки). С первого момента мы ставим перед учащимися вопрос о проблеме героизма – родился ли этот простой костромской парень героем или стал им? Исходя из вышесказанного, вся методика работы с музыкальным материалом направлена на осознание того, что Сусанин – обычный человек со своими заботами.
Для учащихся не составляет особого труда понять, что Сусанин не родился героем, а стал таким потому, что им в жизни двигало самое священное чувство – чувство родины. Понятно, что если человек действительно носит в себе великую общечеловеческую идею, то он способен на подвиг, потому что тогда душа его уже предуготована для героических деяний. Многие считают себя патриотами, но далеко не все способны сделать то, что сделал Сусанин.
Ученики должны понимать, что в большей мере он был наделен тем, что присуще русскому народу – совестью и жертвенностью. В этом рассуждении ария Сусанина представлена как момент кульминации «Жития Ивана». Этот кульминационный момент является предсмертной молитвой.
В данном утверждении большое количество правды, поскольку российское бытие того времени нельзя было представить без православия и его определяющей роли в важных моментах жизни. Самое важное: русский человек всегда считал себя ответственным за все, что происходит с его отечеством, – это состояние души для Сусанина было ежедневным и естественным. Все, что касалось обороны Родины, считалось работой, само собой разумеющимся делом. Возвращаемся к той же вечной проблеме – в чем смысл жизни и как нужно жить. Но при этом вносим некоторые уточнения: жить в готовности к подвигам ради людей, или жить во имя людей каждый день и считать это, как и Сусанин, обычным образом своей жизни.
Еще один пример яркого воплощения патриотических идей в музыкальном искусстве - Седьмая («Ленинградская») симфония Д.Д. Шостаковича. Сила ее воздействия состоит в правдивости, яркости, зримости музыкальных образов симфонии, а также в их борьбе и развитии. Знакомство с этим произведением требует некоторой подготовки учеников как в области музыкальной грамоты (необходимы знания особенностей сонатно-симфонического цикла в его жанровом инварианте, традиционного строения сонатной формы и т.п.), так и в сфере истории России 30-50гг.
Яркое, образное, эмоционально насыщенное вступительное слово преподавателя перед прослушиванием Седьмой симфонии, повествующее об истории создания данного произведения позволяет в рамках приема суггестивного воздействия подвести учащихся к кульминации эмоциональной отзывчивости на музыку. Беседы, необходимые с учениками после уроков, посвященных Седьмой симфонии покажут, что учащиеся испытают чувство гордости за Отечество, восхищения героизмом исполнителей симфонии в блокадном Ленинграде и т.п.
В целом, патриотическое воспитание на уроках музыкальной грамоты и музыкальной литературы несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры , что является общей целью образования. Поэтому данные приемы могут быть рекомендованы преподавателям музыкальных школ, учителям музыки общеобразовательных школ, а также может помочь им в организации внеклассной работы.
Вывод:Музыка может влиять на образ жизни. Трудно провести научное исследование, которое убедительно и окончательно доказало бы, что популярные песни плохо влияют на того, кто долго слушает их, и все же очевидно, что постоянное пребывание в атмосфере цинизма и разрушения , особенно если все это не уравновешивается влиянием родительской любви и доброго совета, понижает у детей порог чувствительности к жестокости и способствует деградации личности. Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Удивительно, но некоторые дети могут почувствовать музыку гораздо тоньше, чем взрослые, и совершенно с неожиданной стороны. «Какая русская музыка!» — воскликнула пятилетняя девочка во время слушания увертюры к «Майской ночи» Римского-Корсакова. — «Почему ты думаешь, что русская? Ты же не слышала еще ни одной русской песни?» — «Взрослые этого не чувствуют. Дети — они все знают». — «Но все-таки: почему русская?» — «Потому что добрая». Не зря говорят: устами младенца глаголет истина[18].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является актуальной на всех этапах развития человеческого общества. В настоящее время в связи с кардинальными преобразованиями во всех сферах жизни нашего общества данная проблема приобретает особое значение.
Изменения, происходящие в политике, экономике, образовании, требуют специального анализа сущности и содержания понятия «патриотизм».
С учетом современных философских, психолого-педагогических исследований патриотизм рассматривается как сложное явление, как неотъемлемая часть социально-нравственной направленности личности.
В содержании патриотизма в единстве отражаются ключевые понятия — Родина и Отечество, что обусловлено, с одной стороны, естественной привязанностью человека к родной земле, а с другой — социально-политическими, экономическими и другими особенностями конкретного общества. Важными особенностями содержания патриотизма в современных условиях являются усиление личностной значимости патриотизма при сочетании с коллективизмом; направленность патриотизма не только на будущее, но и на настоящее; развитие национального самосознания в единстве с интернационализмом; выявление в качестве ключевого понятия «Родина», что обусловливает отнесение патриотизма к разряду социально-нравственных ценностей.
Разноаспектный анализ патриотизма дает основание выделить в его структуре несколько составляющих элементов: интеллектуальный, эмоционально-волевой, действенно-практический.
Такой подход позволяет рассматривать патриотическое воспитание как процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения воспитанников.
Процесс патриотического воспитания осуществляется на основе принципов, отражающих общие закономерности целостного педагогического процесса и особенности данного направления воспитательной работы: обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями; обусловленность содержания, форм, методов, средств и приемов патриотического воспитания историческими традициями народа; органическая взаимосвязь учебного материала и содержания внеклассных и внешкольных мероприятий; зависимость содержания, форм и методов патриотического воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; опора на положительное; гибкость и вариативность.
В осуществлении патриотического воспитания подрастающего поколения ведущую роль играют педагоги, поэтому особо актуальной в современных условиях становится разработка проблемы подготовки будущих учителей к данному направлению воспитательной работы. Использование материалов данного пособия позволяет повысить качество профессионально-педагогической подготовки учителей к осуществлению патриотического воспитания учащихся и повысить эффективность данного направления воспитательной работы.
Список литературы
1. Адаменко С. Воспитываем патриотов России / Народное образование. - 2005. - №4.
2. Актуальные проблемы воспитания и образования / Сб. науч. ст. - Самара: Самар. ун-т. – 2003. - Вып. 3. - 125 c.
3. Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи / Материалы IV гор. науч.-практ. конф. - Ханты-Мансийск: Б.и., 2003. – 140с.
4. Актуальные проблемы образования и воспитания подрастающего поколения. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003. – 300 с.
5. Алешина З.И. Проблемы музыкального образования в настоящее время / Новые технологии в музыкальном образовании // Материалы Всеросс. Научно-практ. Конференции. – Омск: Омск. Гос. Ун-т, 2001. – с.40-42.
6. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М.: Музыка, 1973. – 452с.
7. Баландина Е.Ю. Народная музыка и патриотическое воспитание. / Музыка в школе - 2003. - № 2. - C. 89.
8. Балыхин Г.А. Дело государственной значимости, дело чести каждого гражданина / Народное образование. – 2005. - №4.
9. Бодина Е. А. Воздействие музыки на воспитание личности. / Педагогика, - 1992, - № 5, 6.
10. Вендрова Н. Воспитание музыкой. – М.: Просвещение, 1991. – 248с.
11. Внеклассные формы музыкально-эстетического воспитания детей и юношества / Практ. рекомендации. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2003. - Вып. 3. - 41 c.
12. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.5 / Сб.статей //Ред.-сост. В.А. Натансон, Л.В. Рощина. – М.: Музыка, 1984. – 134с.
13. Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности / Материалы Второй Всерос. науч.-практ. конф. (14-15 нояб. 2001). - М.: Моск. центр воспитания культуры межнац. общения М-ва образования России. - 2003.
14. Восприятие музыки / Сборник статей //Ред. – сост. В.Н. Максимов. – М.: Музыка, 1980. – 256с.
15. Вюнш В. Формирование человека посредством музыки. – М.: Парсифаль, 1998. – 160с.
16. Гембицкая Е. Пробема взаимосвязанного воздействия видов искусства на учащихся / Музыкальное воспитание в школе. Вып.8 //сост. О. Апраксина. – М., «Музыка», 1972. - с.14 - 19.
17. Горюнова Л. и др. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки. / Музыка в школе. – 1991. - № 3.
18. Горюнова Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество. /Искусство в школе. - 1993. - № 1.
19. Горюнова Л.В. Музыка – язык общения. /Искусство в школе. - 2004г. - № 3. - с.55-59.
20. Григорьев Д. Патриотизм великодушия /Народное образование. – 2005. - №2.
21. Ермолаева М.В. Психология развития. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 336с.
22. Жавинина О. Музыкальное воспитание: поиски и находки / О. Жавинина, Л. Зац // Искусство в школе. - 2003. - №5. - C. 49-52.
23. Жданова С. и др. Мировая музыкальная культура / Программа //Учительская газета. – 1991. - № 26.
24. Здерева Г.В. Патриотизм и его развитие. - Тольятти: ТГУ, 2003. – 191с.
25. Здерева Г.В. Патриотическое воспитание молодежи. - Тольятти: Тольят. гос. ун-т, 2003. – 134с.
26. Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников / Под ред. А.И. Бурова. – М., «Просвещение», 1975. – 334с.
27. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. – М., 1984.
28. Как научить детей любить Родину / Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2010 годы» // Авт.-сост. Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. – М.: Аркти, 2003. – 166 с.
29. Каргапольцев С.М. Музыка и нравственное воспитание школьников / Сов. Педагогика. - 1990. - № 12.
30. Килина С.А. Новые музыкально-образовательные технологии и ломка стереотипов: опыт соприкосновения / Новые технологии в музыкальном образовании // Материалы Всеросс. Научно-практ. Конференции. – Омск: Омск. Гос. Ун-т, 2000. – с. 29-32.
31. Кургуз А.Б. проблемы музыкального воспитания на современном этапе / Новые технологии в музыкальном образовании // Материалы Всеросс. Научно-практ. Конференции. – Омск: Омск. Гос. Ун-т, 2000. – с. 76-79.
32. Лебедева О.В.Патриотическое воспитание - верноподданническое или гражданское? / Педагогика. – 2003. - № 9. – С. 77-82.
33. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. – Л.: Музыка, 1988. – 88с.
34. Методические записки по вопросам музыкального образования / Ред.-сост. Н.Л. Фишман. – М.: Музыка, 1966. – 353с.
35. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль «Академия развития», 1994.
37. Португалов К. Серьезная музыка в школе. – М., 1980.
38. Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2004. – 592с.
39. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. – М., 2000. – 80с.
40. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. - М., 1980.
41. Рахаев А.И. Художественное образование: проблемы и перспективы развития / Новые технологии в музыкальном образовании // Материалы Всеросс. Научно-практ. Конференции. – Омск: Омск. Гос. Ун-т, 2001. – с.6-13.
42. Роль и значение интеграции в контексте музыкальной педагогики / Новые технологии в музыкальном образовании // Материалы Всеросс. Научно-практ. Конференции. – Омск: Омск. Гос. Ун-т, 2001. – с.53-57.
43. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества / Сб. статей // ред. – сост. А. Готсдинер. – Л.: Музыка, 1980. – 104с.
44. Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С.А. Герасимова. – М.: Педагогика, 1983. – 264с.
45. Современные технологии в музыкальном образовании / Материалы Второй международной научно-практической конференции. – Омск – 2003, 256с.
46. Сорока-Росинский В.Н. Национальное и героическое в воспитании /Народное образование. - 2005. - №4.
47. Сохор А. Воспитательная роль музыки. – Л.: Музыка, 1975. – 64с.
48. Сохор А.И. Музыка как вид искусства. - М., 1970.
49. Столяров В.И. Музыкальный клуб старшеклассников / Музыкальное воспитание в школе. Вып.17 //Сост. О. Апраксина. – М.: Музыка, 1986. – с.71-76.
50. Суржко Г. Патриотическое воспитание в России: только факты /Народное образование. - 2005. - №4.
51. Тельчарова Р.А. Музыка и культура (личностный подход). – М.: Знание, 1986. – 64с.
52. Терентьева Л. А. Целостный подход к музыкальному образованию и воспитанию. / Педагогика. - 1992. - № 1, 2.
53.ХалабузарьП., « Методика музыкального воспитания», М.:- «Музыка», 1990 г., с.167
54.Холопова В.Н. Проблемы музыкального ритма.- М.: 2003.-190.с.
55.Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса. – М., 1947г с.143.
56. Школяр Л. Музыкальное образование – культуросообразное и развивающее /Искусство в школе. - 2004. - №2.
57. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.
[1] Алешина З.И. Проблемы музыкального образования в настоящее время / Новые технологии в музыкальном образовании // Материалы Всеросс. Научно-практ. Конференции. – Омск: Омск. Гос. Ун-т, 2001. – с.41
[2] Горюнова Л.В. Музыка – язык общения. /Искусство в школе. - 2004г. - № 3. - с.56
[3] Балыхин Г.А. Дело государственной значимости, дело чести каждого гражданина / Народное образование. – 2005. - №4. с.45
[4] Горюнова Л. и др. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки. / Музыка в школе. – 1991. - № 3. с.35
[5] Баландина Е.Ю. Народная музыка и патриотическое воспитание. / Музыка в школе - 2003. - № 2. - C. 28
[6] Восприятие музыки / Сборник статей //Ред. – сост. В.Н. Максимов. – М.: Музыка, 1980. – с. 153
[7] Вюнш В. Формирование человека посредством музыки. – М.: Парсифаль, 1998. – с.124
[8] .Суржко Г. Патриотическое воспитание в России: только факты /Народное образование. - 2005. - №4. с.24
[9] Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2004. – с.456
[10] Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебн. пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. — М.; Аспект-пресс; 2009. — с.256.
[11] Старикова К.Л. У истоков народной мудрости, Екатеринбург: Отделение пед. Общества.2006.-с.35
[12] Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 1993. с.214
[13] Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М.: Музыка, 1973. – с.316
[14] Балыхин Г.А. Дело государственной значимости, дело чести каждого гражданина / Народное образование. – 2005. - №4.с.34.
[15] Гембицкая Е. Проблема взаимосвязанного воздействия видов искусства на учащихся / Музыкальное воспитание в школе. Вып.8 //сост. О. Апраксина. – М., «Музыка», 1972. - с.14
[16] Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса. – М., 1947г. с.73
[17] Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества / Сб. статей // ред. – сост. А. Готсдинер. – Л.: Музыка, 1980. – с.76
[18] Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль «Академия развития», 1997 с.69