Национальная система образования - важнейший стратегический ресурс государства

В условиях постиндустриального общества и информационной, основанной на интеллекте и знаниях, экономики неизмеримо возрастают роль и значение образования, его качества и доступности.

Результаты соревнования в области экономики, решение социальных вопросов в конечном счете определяются достижениями в области науки и техники, наличием мощного интеллектуального потенциала. Образованный человек, способный самостоятельно усваивать новые знания, становится важнейшей ценностью и основным капиталом современного общества.

Верность данной стратегии подтверждается результатами исследований ЮНЕСКО, согласно которым рост уровня образования в обществе способствует более высоким темпам рационализации, скорейшего внедрения новых технологий, что является важнейшим фактором технологического прогресса, решения социально-экономических проблем общества.

Особую значимость образование приобретает для стран, недавно получивших суверенитет, формирующих свою государственность. Именно оно обеспечивает функцию разработки и реализации собственной модели социально-экономического развития.

Республика Беларусь вступила в XXI век с развитой системой образования. Выбор курса на создание социального государства позволил определить верную стратегию ее функционирования и развития. Об этом свидетельствуют такие макропоказатели, как уровень грамотности взрослого населения (99,7%), уровень грамотности молодежи (возраст 15-24 года) (99,8%,) коэффициент общего количества поступивших в начальные учебные заведения (94%). По уровню образования, который измеряется как совокупный индекс грамотности взрослого населения и доли учащихся, поступивших в учебные заведения, Республика Беларусь вместе с Российской Федерацией занимает лидирующие позиции среди стран СНГ (0,95).

Высокий уровень качества и престиж белорусского образования подтверждается тем, что в вузах Республики Беларусь в настоящее время обучается около пяти тысяч иностранных граждан.

За последнее десятилетие в стране наметилась устойчивая тенденция роста расходов на образование (в 1,5 раза). В 2005 году расходы на образование определены в размере 6,34% от ВВП, а удельный вес отрасли в расходах бюджета - 25,9%. По последним данным в США, Германии, Норвегии расходы бюджета на образование составляют примерно 5,5% от валового внутреннего продукта, в Канаде, Франции, Швеции - 7%.

Белорусская модель социально-экономического развития предполагает внедрение государственных стандартов, определяющих виды и качество социальных услуг в жизненно важных сферах, в том числе и в образовании. В 2003 году впервые в нашей истории введены жесткие финансовые нормативы по обслуживанию населения республики, включающие 10 стандартов в области дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и внешкольного образования. К 1 сентября 2005 года эти социальные стандарты.будут выполнены на всей территории республики

Обеспечен стабильный рост заработной платы работников системы образования. В минувшем году она выросла на 37,1% и составила по отрасли 175 долларов США.

В Беларуси существует развитая система социальной поддержки обучающихся. Система стипендиального обеспечения студентов и учащихся в республике включает в себя именные, учебные, социальные, специальные стипендии, а также стипендии Президента Республики Беларусь студентам государственных высших учебных заведений. Учебные стипендии дифференцируются в зависимости от среднего балла успеваемости, полученного по результатам сессии, статуса учебного заведения и получаемой специальности. Уровень стипендиального обеспечения в Беларуси намного выше, чем в странах СНГ.

Иногородним студентам при невозможности их поселения в общежитиях возмещаются расходы по найму жилья. Студенты, получающие первое высшее образование в высших учебных заведениях государственной собственности на платной основе, имеют право на получение кредита на льготных условиях.

Создание финансово-экономического механизма, обеспечивающего функционирование и развитие системы образования, принятие социальных стандартов гарантируют реализацию конституционного права граждан Республики Беларусь на получение качественного образования.

Однако новые реалии ставят общество и государство перед необходимостью постоянного совершенствования сферы образования. Эти преобразования направлены в первую очередь на укрепление ведущих принципов развития белорусской школы, среди которых следует выделить государственно-общественный характер управления, обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию, повышение качества образования для каждого гражданина.

Указанные принципы нашли закрепление в актах законодательства, разработка которых активизировалась в последние годы. Начиная с 2002 года принят ряд законов, регулирующих отношения в сфере образования: «Об образовании», «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)». В Национальное собрание Республики Беларусь внесены законопроекты о высшем и общем среднем образовании. Ведется подготовка законопроектов о дошкольном, среднем специальном образовании, об образовании взрослых. За период с 2002 года принято около 200 ведомственных нормативных правовых актов. Начата подготовка проекта Кодекса Республики Беларусь об образовании.

Стратегической целью развития Республики Беларусь является создание системы образования, соответствующей потребностям личности, общества и государства, формирование условий для ее дальнейшего развития, подготовки новых поколений к жизни и труду в обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой. При этом основной задачей развития системы образования является повышение качества обучения, приведение его в соответствие с проводимыми в стране преобразованиями, направленными на создание высокотехнологичной, конкурентоспособной экономики.

Современное понимание качества образования предполагает не только получение знаний и развитие способностей учащихся на уровне современных требований, но и внедрение здоровьесберегающих технологий.

На комплексное решение этих задач направлены преобразования в системе дошкольного воспитания, которая должна обеспечить укрепление здоровья детей, подготовку их к обучению в школе, развитие способностей, необходимых для успешного освоения школьной программы. В 2004 году количество детей, посещающих детские дошкольные учреждения, составило 80,6%, в том числе 50,5% на селе (в 2001 году соответственно 70,7% и 46,6%), что является лучшим показателем в СНГ.

В соответствии с распоряжением Главы государства с 1 сентября 1998 года в стране проводится реформа общеобразовательной школы, которая предполагает ряд преобразований структурного и содержательного плана

В период 1998/1999-2001/2002 учебных лет осуществлен переход начальной школы на обучение детей с шестилетнего возраста. В текущем учебном году шестилетние дети составляли 85% от числа первоклассников (для сравнения: в 1998 году - 58%). Благодаря созданию надлежащих условий для их обучения, полному охвату детей 5-летнего возраста подготовкой к школе, развитию дошкольного образования. Поэтапно осуществляется переход на обучение по программам 10-летней базовой школы. В текущем году по ним обучалось свыше 770 тыс. учащихся 1-7 классов (61,1% от общего контингента школьников). Переход базовой школы на 10-летний срок обучения в соответствии с планом будет завершен к 2008 году.

Общеобразовательные учреждения полностью обеспечены своими, национальными учебниками, а по отдельным предметам - учебно-методическими комплексами. За годы реформы сформированы национальные авторские коллективы, издано около тысячи наименований учебной литературы. Новые учебники при сохранении фундаментальности учебного материала стали более привлекательными, более доступными по содержанию.

Одновременно с обновлением содержания образования школа перешла на 5-дневную учебную неделю. Введена 10-балльная система оценивания, что позволило решить проблему объективности и дифференцированного подхода к оценке знаний школьников, активизировать педагогическую деятельность.

В настоящее время проводится апробация различных вариантов профильного обучения на старшей ступени школы, переход на которое должен быть осуществлен к 2010 году. При этом широко используется наработанный ранее опыт.

В текущем учебном году различными видами и формами дифференцированного обучения охвачены 62,1% учащихся. Из них 44,5% обучается в профильных и лицейских классах, 14,9% - в школах и классах с углубленным изучением отдельных предметов, около 2,7% учащихся - в школах и классах художественно-эстетической направленности.

Важнейшей задачей при этом является создание равных условий для городских и сельских школьников. Открытие в 2005-2010 годах 46 гимназий, 10 лицеев, 31 профессионального лицея в сельской местности, укрепление их кадрами для обеспечения преподавания профильных учебных дисциплин на повышенном и углубленном уровнях позволит создать целостную систему общеобразовательной, профессионально-ориентированной подготовки учащихся, повысить качество образования, формировать их готовность к профессиональному самоопределению, дальнейшему продолжению образования и трудовой деятельности.

Развитие в старших классах профильного обучения обеспечит раскрытие индивидуальных творческих способностей учащихся, конкурентоспособность выпускников сельских школ. К 2010 году профильным обучением планируется охватить до 80% учащихся 11-12-ых классов сельских школ (в 2004 году - 25%).

С целью возвращения приоритетного статуса воспитательному процессу, как одному из важнейших направлений реформирования общеобразовательной школы, сформирована четкая структура управления этой сферой. Усилена роль классного руководителя.

Огромные воспитательные возможности заложены в учебной деятельности, так как каждая учебная дисциплина оказывает влияние на формирование мировоззрения учащегося, его идейно-нравственных и гражданско-патриотических качеств. Это учитывается при создании новых учебных программ, учебников и учебных пособий, воспитательный потенциал которых значительно усилен. Углублено идеологическое содержание учебно-воспитательного процесса. В школах введена практика двух расписаний: учебных занятий и проведения досуга. В выходные дни работает до 70% кружков учреждений внешкольного воспитания. Расширена совместная деятельность школ с учреждениями социально-культурной сферы и общественными организациями.

Успешно решается задача интеграции общего и специального образования. В общеобразовательных школах сегодня обучается 47,6% детей с особенностями психофизического развития от их общего количества. Качественно иной характер приобретает обучение и в специальных школах.

Адаптируется к новым экономическим условиям система профессионально-технического образования. С 2000 года в республике начался процесс преобразования профессионально-технических училищ и высших профессиональных училищ в профессиональные лицеи и профессионально-технические колледжи. Создание этих учреждений направлено на решение задачи совершенствования структуры профтехобразования, сформированной в 50-60-е годы и уже не отвечающей требованиям рынка труда, повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки молодежи.

Повысилась мобильность профтехобразования: развитие учебных заведений профтехобразования идет в направлении расширения их многофункциональности и многопрофильности (свыше 90% учебных заведений функционируют как многопрофильные). Ежегодно в учебных заведениях вводится подготовка по 20-30 интегрированным профессиям. Около 70% выпускников за период обучения получают две и более квалификации.

Система среднего специального образования перешла на новую структуру специальностей, предусматривающую интеграцию среднего специального образования с высшим. На базе средних специальных учебных заведений открыто 5 высших колледжей, обеспечивающих подготовку специалистов со средним специальным и высшим образованием. В рамках реализации Программы регионализации высшего образования апробируются варианты более глубокой интеграции -включение средних специальных учебных заведений в качестве структурных подразделений в высшие учебные заведения. В целях повышения качества подготовки педагогических кадров в 2004 году в структуру вузов включены 10 педагогических колледжей

Характерной особенностью развития высшей школы является переход к массовому высшему образованию. Численность студентов вузов в 2004 году превысила 363 тыс. человек, что составляет 370 человек на десять тысяч населения (в 1990 году - 189). Число государственных высших учебных заведений за последние четырнадцать лет увеличилось с 33 до 43. Высшая школа готовит специалистов по 230 специальностям и более чем 1000 специализациям, что позволяет практически полностью удовлетворить потребности народного хозяйства в специалистах.

Стратегические направления дальнейшего развития высшей школы - поэтапный переход на дифференцированные сроки подготовки специалистов, переориентация магистратуры на подготовку к обучению в аспирантуре с 1 сентября 2005 года - были определены Главой государства на встрече с ректорами высших учебных заведений. Это позволит обеспечить, с одной стороны, массовость и доступность высшего образования, с другой стороны, его фундаментальность.

Благодаря максимальному использованию высокого научно-технического потенциала, высшая школа вносит значимый вклад в реализацию задачи технологического перевооружения экономики страны. С целью обеспечения непрерывного инновационного цикла, начиная от фундаментальных и прикладных исследований до реализации новых технологий, в вузах создается инновационная инфраструктура, включающая Межвузовский центр маркетинга научно-исследовательских работ, центры трансфера технологий, региональные маркетинговые центры. Для ускоренной передачи результатов научных исследований в реальный сектор экономики создан Научно-технологический парк БНТУ «Метолит».

Это позволило обеспечить устойчивый рост объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, главным образом, за счет увеличения доли внебюджетных средств, в том числе по хоздоговорам с предприятиями и организациями, инновационной деятельности и международных контрактов. Так, при финансировании университетской науки в 2004 году доля внебюджетных средств составила около 50% от общего объема. Ежегодно внедряется в народное хозяйство около 800 научных разработок вузов.

Только в 2004 году объем выполненных работ по выпуску наукоемкой продукции инновационными предприятиями Белорусского государственного университета и Белорусского национального технического университета составил более 30 млрд. рублей, а сумма уплаченных в бюджет налогов от их деятельности превысила 3 млрд. рублей.

Создание инновационной инфраструктуры значительно активизировало деятельность региональных вузов по внедрению научно-технических разработок. Пользуются спросом у предприятий республики разработки Гродненского госуниверситета (композиционные материалы), Витебского государственного технологического университета (технологии и оборудование для легкой промышленности), Белорусского государственного университета транспорта.

Вузами заключено более 500 договоров с научными организациями 47 зарубежных стран. Выполняется около 100 проектов международных фондов и программ. От внешнеэкономической деятельности в экономику республики только в 2004 году поступило около 5,5 млн. долларов США. Безусловным лидером в этом направлении является Белорусский государственный университет. Региональные университеты, наряду со столичными, в последние годы вышли на международную арену. Разработки вузов востребованы в Китае, Индии, Корее, Германии, Италии, Польше, России и ряде других стран ближнего и дальнего зарубежья.

Новым шагом в деятельности высшей школы стало создание системы подготовки специалистов для инновационной сферы, призванной насытить рынок труда специалистами, способными реализовать результаты научно-технических разработок на рынке наукоемкой продукции и организовать процессы коммерциализации интеллектуальной собственности. В вузах страны созданы студенческие научно-исследовательские лаборатории и конструкторские бюро. Развивается система грантовой поддержки талантливой молодежи.

В настоящее время около 35% студентов активно включаются в научно-инновационную деятельность, студенческие научные лаборатории и объединения, студенческие конструкторские и опытно-конструкторские бюро, принимают участие в различных формах научно-исследовательской работы, эффективность которых постоянно растет. Так, внедрение в производство результатов выполнения 21 дипломной работы Витебского государственного технологического университета обеспечило экономический эффект на сумму более 350 млн. рублей.

Система образования на протяжении многих лет занимает ключевые позиции в области подготовки научных кадров через аспирантуру и докторантуру. В вузовской аспирантуре и докторантуре обучается 3266 аспирантов и 1450 соискателей ученой степени кандидата наук, 69 докторантов. Обучение ведется более чем по 200 научным специальностям, причем 80 из них - уникальные. Наибольшее количество аспирантов проходит подготовку по техническим (25%), экономическим (16%) и педагогическим (14%) наукам.

Важнейшим направлением совершенствования подготовки научных кадров является реализация целевого принципа обучения в аспирантуре по заявкам вузов и научных организаций. В настоящее время прием целевиков осуществляется по отдельному плану и в текущем году составляет 20% от общей численности приема. Сегодня это не только подведомственные вузы Министерства образования, но и учреждения Министерства связи, Национальной академии наук Беларуси, Белкоопсоюза, Минсельхозпрода, МЧС и других министерств и ведомств.

Обучение руководителей и специалистов в системе повышения квалификации и переподготовки кадров приобретает более гибкий и мобильный характер, уже сегодня оперативно повышая образованность работоспособного населения. Переподготовка осуществляется как на базе учреждений образования, так и непосредственно на* производстве через различные формы, включая стажировку и консультирование. Созданы новые типы учебных заведений последипломного образования, интегрирующие научную деятельность, методическое обеспечение повышения квалификации и переподготовки кадров.

В последние годы наметилась тенденция повышения спроса на этот вид образовательных услуг у молодежи и у работающего населения. Особенно востребованными оказались специальности по отраслям нефтехимической и газодобывающей, перерабатывающей промышленности, МЧС, МВД, культуры, спорта и туризма, образования, финансово-экономическому профилю, правоведению, менеджменту.

Мобильность системы переподготовки, краткость сроков обучения, более низкая себестоимость (по сравнению с 5-летним периодом вузовского образования), наличие у слушателей системы переподготовки базового уровня теоретических и практических знаний, определенной социальной зрелости на момент получения новой квалификации позволяют учреждениям последипломного образования успешно выполнять социальный заказ на подготовку кадров.

Осознание образования как важнейшего стратегического государственного ресурса и основного фактора технологического прогресса, а также решения социально-экономических проблем отражено в проекте Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг.

Предполагается осуществить комплекс мероприятий по завершению реформы общеобразовательной школы, научному и учебно-методическому обеспечению образования, совершенствованию системы образования, использованию инновационных принципов и подходов в обучении, обновлению и расширению материально-технической базы, рациональному сочетанию бесплатной и платной форм получения образования населением, обеспечению широкого выбора образовательных программ и услуг.

Для решения поставленных перед образованием целей и задач запланировано довести уровень общих расходов на его развитие к 2010 году до 10% от ВВП. Принятые меры позволят повысить индекс уровня образования в стране к 2010 г. до 0,96.

На образование возложены серьезные задачи. Государственная стратегия развития образования позволяет не только сохранить существующий образовательный потенциал страны, но и эффективно его развивать. Поэтому можно с полной уверенностью сказать, что национальная система образования сумеет обеспечить возрастающие запросы динамично развивающегося белорусского государства, ответить на все вызовы времени и быть на равных с системами образования самых развитых стран.

Наши рекомендации